Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Если ты движешься, упасть труднее»: Дукалис, Веденеева, Вейв и Жаркова о суперсиле предпринимателя

«Если ты движешься, упасть труднее»: Дукалис, Веденеева, Вейв и Жаркова о суперсиле предпринимателя
«Если ты движешься, упасть труднее»: Дукалис, Веденеева, Вейв и Жаркова о суперсиле предпринимателя

19 ноября — день женского предпринимательства. Мы верим, что в России много талантливых, креативных, ответственных девушек, которые еще не начали свое дело и только ищут повод. Так что мы встретились и поговорили с четырьмя предпринимательницами, которые нас вдохновляют. Мы узнали, чего они боялись на старте бизнеса и за счет чего превратили свой маленький проект в дело своей жизни.

Саша Жаркова: «Когда факапы случаются, понимаешь, что ты боялся не самого события, а возможности, что оно произойдет»

В 2015 году Саша вместе с партнерами основала коммуникационное агентство SETTERS, которое помогало бизнесу вести коммерческие аккаунты в Инстаграме*. Теперь это уже не просто агентство, а что-то вроде холдинга. Туда входят собственные проекты ребят: образовательная платформа SETTERS EDUCATION, бренд wellness-продуктов re-feel, медиа о будущем SETTERS MEDIA. И проекты, в которые Саша с партнерами инвестировала: сервисы развития карьеры «Эйч» и «Буду», PR-агентство Пиархаб, сервис по изучению китайского laoshi, цифровая студия Reboot.

Саша Жаркова
Саша Жаркова

Какая суперсила помогает тебе развивать в бизнес?
Развивать текущие проекты и браться за новые мне помогает оптимизм. У меня всегда стакан наполовину полон. Даже если что-то идет не так, я думаю, что уж с этим разберемся, — могло быть и хуже.

Конечно, я вижу плохое, но не понимаю, зачем по этому поводу сильно убиваться. Часто мы настолько любим гиперболизировать какие-то проблемы, что тратим на это слишком много сил и времени. Я постоянно живу в каком-то цейтноте, поэтому ценю время и мне его жаль тратить на конфликты, переживания, истерики. Если в работе или жизни такое случается, всегда пойду навстречу человеку: лишь бы мы не тратили время на пустое выяснение, кто прав, а кто виноват.

Все люди вокруг меня говорят про мою энергию. Я всегда стараюсь направлять ее в нужное русло, нужному человеку или проекту. Это, наверно, тоже моя суперсила.

Ты основала с партнерами четыре проекта. Расскажи, тебе бывает страшно запускать новое?
Я просто знаю, что все получится по умолчанию. Когда ты запустил 10—30 проектов разного масштаба и пережил разные сложности, чувствуешь свой опыт и опираешься на него. Я просто думаю: а что самое страшное случится, если не получится?

Есть такой отрезвляющий мем, где две фотографии нашей планеты и написано: «Планета до твоего факапа и планета после — не изменилось ничего». Кто-то очень экологичный скажет, что это обесценивание страхов! А я называю это реальным взглядом на вещи. Когда случаются факапы, понимаешь, что ты боялся не их, а одной только возможности, что это произойдет с тобой.

Приведу пример одного из факапов.

В 2022 году мы делали конференцию «Коллеги», там у нас 5000 зрителей онлайн. Главный страх во время онлайн-конференции — лишь бы не отвалилась трансляция. Но она отвалилась на моем выступлении на 5 минут, а это очень долго. Мы орали и смеялись с командой оттого, что мы ничего не можем сделать. Разве что не мешать техникам работать и мысленно посылать им поддержку.

Но зрители нас поддержали. Кто-то начал писать: «Да все отключилось от Жарковской энергии! Ребята, не переживайте! Вы, наверное, волнуетесь, но все ок, мы не отключаемся». И я понимаю, что я два месяца думала: лишь бы не отвалилась трансляция. И да — она отвалилась на 5 минут, но мир не рухнул, мы все посмеялись и на всю жизнь это запомнили.

К любому начинанию стоит относиться так: не получится — хрен с ним, попробуешь еще раз. Лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть. Понимаешь, эти попытки, этот риск — в них так много энергии! Вы будете кайфовать от самих себя: оттого, что приняли такое решение; оттого, что сделали шаг; оттого, что сдвинулись с места.

Обрастать опытом и ошибками — это классно. Можно вспоминать все эти бабушкины фразы в стиле «за одного битого двух небитых дают». Я не знаю, кто и когда сделал из предпринимательских и бытовых ошибок какую-то нерешаемую проблему. К примеру, когда с кем-то новым встречаешься, волнуешься. Но что может произойти самое страшное? Мне грубо ответят, у нас не сложится разговор, я уйду с плохим настроением. Ну и хрен с ним! Пойду съем шоколадку, позвоню другу, мы отвлечемся, он меня поддержит.

Этот твой оптимизм и энергия — расскажи, как у тебя это появилось?
Я думаю, это качество было со мной всегда, еще с рождения. У меня точно был выбор: либо подавить это в себе, либо развить. И так сложилось, что я в себе это не подавила, а моя семья, мои друзья, мои коллеги эту суперсилу всегда поддерживали, подсвечивали, благодарили за нее. Хотя бывало, что меня обвиняли в токсичном оптимизме, будто я не имею права быть оптимистом в какой-то плохой ситуации. Но каждый раз, когда встречаю классных людей и получаю какой-то приятный неожиданный фидбэк, это поддерживает мой оптимизм, и я продолжаю верить в мир, в человечество.

Я долгое время думала, что все живут так же, как я. Все по умолчанию счастливы и рады тому, чем они занимаются; тому, как они живут; тому, что они делают. Но пять лет назад я стала больше общаться с разными людьми, у которых разное мировоззрение и разные подходы к работе. Тогда я заметила, что у кого-то майндсет устроен так, что они достигают результата через страдания, и им так ок. Тогда стало ясно, что мой оптимизм и энергия — это моя суперсила, которой я могу с вами прямо сейчас делиться.

Какие у тебя были страхи на старте бизнеса? Остались ли из них какие-то и сейчас?
С самого первого дня я периодически переживаю, что не получится сохранить отношения с партнерами или сотрудниками. Хочется, чтобы они были уважительными, эффективными, нетоксичными. Наш бизнес построен на человеческих взаимоотношениях, так как мы создаем интеллектуальные проекты с помощью креативных людей. Насколько получается делать классные проекты — зависит не только от хард-скиллов каждого, но и от общего вайба в команде.

Разрушить отношения легко. Мы все живые люди, мы все растем, мы все взрослеем, мы все меняемся — и в любой момент нас может перемкнуть и кто-то на кого-то сорвется. На такие случаи мы в команде держим в голове фразу: «Нам есть что беречь». В моменте, когда хочется хлопнуть дверью и послать кого-то, эти слова помогают остудить голову.

Страх за отношения всегда работает как напоминание, что тебе нужно продолжать инвестировать в человеческие отношения, чтобы их сохранить. Дружбе, партнерству, команде нужно уделять время не по остаточному принципу, а по несколько часов в неделю. Например, я могу предложить команде вечером посмотреть вместе фильм и пообщаться. А вместе с партнерами каждый год мы ездим на стратегические сессии, где синхронизируемся по планам и целям на проекты.

Качественную коммуникацию многие недооценивают. И в целом к общению относятся легкомысленно — надо ответить, написать быстро в чате, надо позвонить на минуту между делами. Но человеческие отношения держатся не только на таких коротких моментах, но и на честных долгих разговорах. Со вторым, конечно, сложнее: нужно находить время, придумывать, что делать вместе, выбрать время, поставить встречу в календаре, чтобы всем было удобно.

Мы любим молчать, мы любим терпеть, мы любим ждать первого шага со стороны другого человека или других людей. Мы любим ждать, что все решится как-то само. И пока мы не начнем друг с другом говорить ртом, все так и останется в каких-то недомолвках. Мы отдалимся друг от друга, а это упущенные возможности — и эмоциональные, и коммерческие.

Окупается ли такое отношение к людям?
Это окупается тем, что у меня и моей команды есть желание идти на работу и общаться. Я знаю, что многие такой роскошью не обладают. Когда-то я работала в месте, куда не хотелось идти, — и хуже ощущения у меня никогда не было. Это ужасно, когда плачешь утром, потому что знаешь: тебя ткнут, заденут, дадут токсичный фидбэк. Я не хочу, чтобы люди в нашей компании испытывали такое состояние, оно никак не помогает работать продуктивно.

Человек с закрытыми гештальтами и потребностями в комфортной среде тратит больше времени на работу и креатив, чем на мысли о том, что сейчас на него наорут.

Такие вот дивиденды.

Вы начинали SETTERS таким составом: две девушки и один парень. Видишь ли ты какую-то разницу между женским и мужским предпринимательством?
Я не делю роли в бизнесе или на работе на мужские и женские. У меня другая позиция: люди бывают талантливыми, старательными и не такими — пол на это не влияет. Я бы просто сказала, что горжусь и восхищаюсь девчонками, которые ведут бизнес.

Понятно, что есть стереотипы о женском и мужском предпринимательстве. И мне бы хотелось их развеять. Не хочу, чтобы люди концентрировались на том, что я девочка и поэтому веду бизнес так. Знаю девушек, которые отлично ведут бизнес, и знаю парней, у которых выходит хуже.

Сейчас никого не удивляет, что девушка построила классный бизнес

Но мне нравится тренд, что женщины в бизнесе становятся нормой. Еще в моем детстве в нулевые женщины-предприниматели были для одних чем-то «вау», а для других — неправильным. В любом варианте это вызывало много споров и эмоций. Сейчас же никого не удивляет, что девушка построила классный бизнес. Вокруг так много талантливых, сильных, ответственных девчонок, которые строят классные бизнесы, создают классные продукты, собирают офигенные команды, тащат на себе много всего. Меня они вдохновляют, восхищают.

Однако хотелось бы, чтобы женское предпринимательство не развивалось в противовес мужскому — от желания что-то доказать. Доказывать надо не другим, а себе: что ты можешь, что решилась и преодолела трудности. Например, однажды я была участником дискуссии, где серьезно обсуждали, почему женщины круче мужчин в работе. Я не понимаю, как можно мыслить из этой позиции. У нас в команде 30—40% — парни, и мы бы не справились без них.

Расскажи, как ты видишь свой стиль управления?
Человечный, эмпатичный в меру. Такое креативное лидерство, которое включает в себя управленческую многогранность. Я могу быть пуськой — поддержать, обнять, отправить цветы, написать смешное сообщение. Но могу быть и более жесткой — безэмоционально дать сухой конструктивный фидбэк, потому что на эмоции времени нет. И я могу быть в отлетосе — вообще отойти в сторону от проекта и быть таким наблюдателем издалека, дать свободу людям.

Я не делю на личное и рабочее, мол, ты мой сотрудник, и я буду общаться с тобой особенным рабочим языком. Нет. С сотрудниками общаюсь так же, как и со своими друзьями. Просто на работе я такая же, как и в остальной жизни.

Юлия Василевская: «Если у тебя есть только деньги и бизнес-план, ты ничего не построишь»

Юлия Василевская — основательница бренда одежды YULIAWAVE, сегмент — премиум. В 2012 году, когда Юлия работала нейл-мастером в своей однокомнатной квартире, она начала показывать и продавать свои платья клиентам. А сейчас у нее собственное производство в Москве, бутик в самом центре столицы, на Патриках. В ее вещах уже выходили звезды мирового масштаба: Ирина Шейк, Эльза Холмс и другие.

Юлия Василевская
Юлия Василевская

Расскажи, какие у тебя были страхи на старте бизнеса?
Страхов совсем не было — я не знала, чего нужно бояться. Я шла на ощупь, когда в 2012 году начала продавать платья. Это интерес потребителей спровоцировал меня создать бизнес. Я не знала, что такое рентабельность и маржинальность, у меня не было сайта, но я использовала все соцсети, которые у меня были (ВК). Ко мне приходили клиенты на маникюр и отмечали, что им нравится платье, а я говорила, что оно стоит 35 000 ₽. Потом приходили другие люди и говорили то же самое, а я говорила, что оно стоит 40 000 ₽. Так платья и уходили.

Я вообще не планировала начинать свой бизнес — и это хорошо. Если у тебя есть только деньги и бизнес-план, блин, на этом ничего не построишь — каждый свой шаг будешь взвешивать, обдумывать, анализировать и соотносить с тем, что придумал полгода назад. А когда бизнес-плана нет, но есть желание, то этого уже достаточно. Быстрее действуешь, потому что просто драйвит сразу же делать то, что приходит тебе в голову. И за счет этого ты 24 часа можешь быть и курьером, и предпринимателем, и менеджером по продажам.

Если хочешь действовать — действуй

На старте все просто: если хочешь действовать — действуй. Это уже сейчас, когда у меня бизнес не маленький, для каждого шага нужно узнавать что-то новое и взвешивать — любой риск в два, три, пять раз больше, чем на старте. Думаю, Екатерина, мой партнер, сейчас бы добавила, что ничего особо не поменялось в моей жизни и что я до сих пор иду на ощупь, а о цифрах переживаю позже. Наверное, вот так все время рисковать — это опасно, можно потерять кэш, но по-другому бизнес не построишь.

В 2012 году у тебя было чувство вкуса, которое помогало тебе найти первых покупателей. Расскажи, а как оно у тебя сформировалось?
В целом я никогда не считала себя стильной. Мое чувство стиля — это явно не врожденное, а приобретенное качество. Стиль человека формируется из условий его жизни, фундамента, заложенного в детстве, и ролевых моделей из детства. Вот моя мама ощутимо повлияла на мое чувство стиля — она всегда была для меня эталоном женственности.

А расскажешь, как твоя мама и место, где ты росла, повлияли на тебя?
Моя мама много работала, поэтому в детстве я была предоставлена сама себе. Меня воспитывал двор, моя компания. Я часто заводила знакомства с компаниями, с которыми не стоит заводить ничего общего. За это время я поняла, как не хочу жить, где не хочу быть, с кем не хочу общаться, как не хочу говорить, как не хочу выглядеть.

Ну, например, я не хочу быть как мои одноклассники. Недавно моя лучшая подруга и партнер, Екатерина, откопала видеокассету моего выпускного. На ней запечатлено, как я и другие ребята по очереди выходили к доске и отвечали на вопрос «Кем ты видишь себя через пять лет?». Мои одноклассницы говорили что-то вроде: «Я буду работать бухгалтером, у меня будет двое детей, успешный муж и бла-бла-бла». И вот доходит очередь до меня:

— Кем вы видите себя через пять лет?

— Я буду жить в Москве, у меня будет высокооплачиваемая работа.

— У вас, наверное, будет обеспеченный муж, который будет вас холить и лелеять?

— Я… это что, значит, раз я женщина, то сиди дома и стирай белье? Минуточку, ребята, я не для этого создана.

И вот представляете, у меня было такое мышление в 11-м классе в маленьком городке на Севере, где кроме четырех школ нет ничего.

Такое независимое мышление редко само по себе появляется в регионах. Это тоже в тебя заложила мама как твоя ролевая модель, да?
Мама многое заложила в то, какая я сейчас. Но не потому что она говорила, мол, доча, женщина должна быть самостоятельной, иметь образование и хорошую работу. Мама вообще таких слов мне не говорила. Просто она воспитывала меня одна и часто пропадала из моей жизни. И я помню, что она всегда выглядела красиво, всегда была в движении и бралась абсолютно за все, когда сталкивалась со сложностями.

Моя мама подрабатывала везде: в музыкальной школе, певицей на кораблях, официанткой, бизнес пробовала открыть. Я помню, как мама в какой-то момент стала директором ресторана. Не знаю, как это получилось и скольким она пожертвовала, чтобы дойти до этой позиции. До этого я помню, как мы с ней мыли полы в подъезде, а моя компания смеялась над этим, дескать, да как ты можешь с тряпкой ходить по лестницам. Ну, знаете, в плохой компании ты должна быть суперлевел.

А однажды моя мама построила небольшой продуктовый ларек около моей школы. И иногда я работала там в ночные смены в свои 14 лет. Я получала за это деньги, но мама никогда не спрашивала меня, куда я их трачу, и не говорила, что я должна делать. Вы знаете, у родителей есть такое — ты должен ты-ды-ты (загибает пальцы). А моя мама меня просто направляла, а дальше как хочешь, так и разбирайся.

Как ты считаешь, за счет какой суперсилы ты находишься в той точке, в которой ты сейчас?
Я умею объединять людей, чтобы получить то, что хочу. Объединение людей — это когда ты формируешь запрос с помощью своих мыслей и видения и под него находишь правильных людей, чтобы они выдали тебе нужный результат. Например, в 2012 году, когда я делала первые шаги, я объединила единомышленников под запрос «сделать свою первую съемку коллекции». Сейчас я с улыбкой вспоминаю это — вся моя первая коллекция была в шипах, стразах и камнях. Вот и все.

Эта сила со мной давно: мама любит рассказывать своим подругам, как в детском садике воспитатели меня любили за то, что я объединяла всех деток около себя. Если кто-то что-то делал вроде стенгазеты, то там обязательно была Юлия, но сама она ничего не делала. У меня были только идеи, а уж все остальные вырезали, искали картинки, писали буквы, раскрашивали. Я всем говорила, что желтый — это хорошо и вот эта фотография тут смотрится прекрасно.

А как ты заметила, что твоя сильная сторона в том, что ты умеешь объединять людей?
Я начала этим пользоваться для своего развития. Когда я поняла, что могу объединять таких же людей, как я, мне захотелось объединять людей, которые выше меня. Мне захотелось получить образование в тех местах, где раньше я не была. Для того чтобы объединяться с людьми, к которым у меня раньше не было доступа.

Я расту через внутренние кризисы

Меня на самом деле вдохновляют и возбуждают те люди, которые умнее меня. Я ощущаю себя не в своей тарелке, когда сижу на какой-то конференции и вижу человека, который умнее меня, знает больше меня, сделал больше меня. Как только это происходит, я непроизвольно начинаю над собой работать, чтобы достичь следующего уровня. Я расту через внутренние кризисы.

Как только я поняла природу своего дискомфорта, начала писать более успешным людям в соцсетях и просить о встрече, чтобы задать им все свои тупые вопросы. Например, встречалась с контент-директором и пиар-директором ЦУМа, чтобы узнать, как создана организационная цепочка такого классного контента, почему так долго работают в одной компании, как проходят кризисные этапы.

Расскажешь подробнее про свой стиль управления?
Мой стиль управления — это когда меня спрашивают: «Юлия, когда надо сделать?» Я говорю: «Вчера, надо вчера». Я нетерпелива, и мне всегда мало того, что есть. Например, обычно останавливаю человека, если он больше 30 секунд не дает мне нужной информации. Я очень жадная, когда дело касается моего времени. И когда люди попадают под мои лопасти, они со мной либо растут, либо выгорают — все зависит от того, подходит ли им такой темп.

Последние годы я много работаю над своим терпением. Самые лучшие учителя — это мои дети и команда. Сейчас я могу уйти на пять минут подумать, терпеливо все взвесить и прийти с другим решением. И это уже большой прогресс для меня.

Я задаю себе вопросы все время. Какой эффект я получу от того, что скажу сотруднику на 20-м слайде презентации: «Хорош лить воду, переходи к сути, у меня обед через пять минут»? Мне кажется, это и есть стратегическое мышление в моменте. В этой секунде, когда удерживаешь себя от необдуманного поступка в коммуникации с твоими подчиненными. Такие ежесекундные решения определяют то, кто ты.

А ты видишь разницу между женским и мужским управлением? Некоторые говорят, что женщины растут более устойчиво, а мужчины более агрессивно.
Да, вижу различия. Наверное, и там и там свои плюсы и минусы. И когда компанией управляют и мужчины, и женщины, то они уравновешивают и дополняют друг друга.

Когда мужчина развивает бизнес, он похож на спортивного тренера — растит людей, чтобы пройти дистанцию. Это планомерная пошаговая работа. А у меня другой подход: мне вот пофиг, умеет человек бегать или нет, — результат нужен прямо сейчас. Если хочешь бежать вместе со мной, должен был научиться бегать еще вчера. Не умеешь бегать? Сорри, иди прыгай.

Пока мужчина думает, женщина примет пять решений

Я считаю, что в женщине есть эмоциональный градус, которого нет у мужчин. Мужчина все время взвешивает свои решения: вот то, что я делаю, это хорошо или плохо? А женщина принимает решение быстро — да, оно не всегда будет верным, зато потом будет еще одно решение, потом еще одно и еще. Пока мужчина взвешивает, женщина примет и протестирует пять решений.

У тебя сильный личный бренд. Расскажи, как ты к нему относишься? Для тебя это клетка или крылья?
Личный бренд может быть грустным клеймом, но только если смотреть на него именно так. Я потратила много часов, дней, недель, лет, чтобы его вырастить. И я благодарна себе за это — личный бренд мне сильно помог стартануть в бизнесе, он был моим маркетинговым инструментом. Но теперь мой фокус сместился: мой личный бренд — это я. И я хочу инвестировать свое время в себя, в своих детей.

Понимаете, коллеги и партнеры долго мне говорили, что мой бренд продается только с помощью меня. Я с ними соглашалась и постоянно снималась для соцсетей, но это занимает много времени. Например, для фристайл-сессии мне нужно 3—4 часа. Я за это время сама себя стилизую, арендую машину, доезжаю до локации, снимаюсь у фотографа. Это огромный кусок времени, который я раньше позволяла тратить на себя.

В какой-то момент я пришла на собрание и сказала своей команде, мол, с сегодняшнего дня вы не пишите и не звоните с просьбами: «Юлия, вот эта вещь — аутсайдер, не могла бы ты снять ее в зеркало?», «Юлия, у нас просели продажи, не могла бы ты взять эту блузочку и срочно снять видео?».

Нет, ребята, не могла бы. Я лучше почитаю книгу в эти 30 минут. Если не продается без меня, значит, вы плохо работаете. У меня есть вы, продавать — это ваша задача.

Теперь половина наших клиентов даже не знает, кто такая Юлия Василевская. И все в порядке. Продажи идут. А я использую свой личный бренд уже для личного развития и выстраивания связей — привлекаю интересных и нужных мне людей для бизнес-союзов.

А ты чувствуешь какое-то давление оттого, что у тебя есть личный бренд и ты должна ему соответствовать?
Я считаю, что 99% медийных людей испытывают дискомфорт, потому что люди делают из тебя своего героя. Люди, которые меня не знают, но следят за мной в соцсетях, создают себе портрет сильной и успешной женщины на коне, которая успевает и спортом заниматься, и личную жизнь строить, и с двумя детьми общаться. Из-за того, что меня воспринимали именно так, я долгое время боялась сказать про развод вслух. Ну вот, а сейчас сказала (улыбается).

Ксения Дукалис: «Я не лежу на одной полке вместе с сырком „Б. Ю. Александров“»

Ксения Дукалис — диджей, автор YouTube-канала «Дукалити», в прошлом совладелица коммуникационного агентства Belong Agency, сейчас — соосновательница бренда натуральных лимонадов «Река». В октябре бренд продал больше 20 000 бутылок.

Ксения Дукалис
Ксения Дукалис

Свой первый бизнес, коммуникационное агентство, ты запустила в 22 года. Расскажи, какие страхи были на старте?
О, мой любимый страх называется «Я умру в нищете в канаве — у меня ничего не получится», эту фразу можно печатать на майках. Я правда боялась, что останусь без денег и не смогу себя обеспечивать. В бизнес уходила с должности с хорошей зарплатой по меркам возраста, поэтому было страшно прогореть и попасть в ситуацию, когда ты не можешь сводить концы с концами, возвращаешься в отчий дом и просишь деньги у родителей. Этот страх был на уровне эмоций — рациональной частью я осознавала, что, если с бизнесом ничего не выйдет, могу вернуться назад в наем. На пути помогало убеждение: если ты движешься, упасть труднее.

Когда уходила с работы, понимала, что хочу поступить именно так, поскольку видела в бизнесе больше потенциала для своего развития, чем в офисе. Речь даже не про деньги, мне казалось, если я начну заниматься агентством, будет больше шансов реализовать себя.

У тебя есть суперсила, которая помогла тебе стартовать и дойти до той точки, где ты сейчас находишься?
Наверное, это мое любопытство. Мне всегда было интересно, как идут процессы внутри того, чем я занимаюсь. К примеру, мы выпускаем лимонады и я стараюсь находить время, чтобы поговорить с главой производства и узнать в деталях, как происходит процесс приготовления напитка. Считаю, важно быть открытым и признавать, что ты не можешь быть абсолютным экспертом в чем бы то ни было.

Моя любознательность — это прекрасная встреча невротического типа личности с хорошей внешней средой

Помнишь, как давно это качество с тобой? Ты всегда была любознательной?
Я с детства была любознательно-сомневающейся. Всегда было интересно разбирать конфликт не с одной, а с двух сторон. Это усилилось с возрастом: я закончила журфак МГУ, где нас учили, что нельзя публиковать новость, которая основывается меньше чем на трех источниках. После — было социологическое образование, где каждый объект нужно рассматривать с разных точек зрения. Моя любознательность — это прекрасная встреча невротического типа личности с хорошей внешней средой, поощряющей образование.

Расскажи, как ты применяешь любопытство, чтобы достигать результатов в бизнесе?
В Реке я в основном занимаюсь бизнес-девелопментом. Мне важно постоянно смотреть, что делается в пищевом сегменте, чтобы не упустить тренды. Но я не ограничиваю себя только этой сферой: смотрю, что происходит в мире фешен, искусства.

Любознательность помогает находить интересные решения, где не ожидаешь их встретить. Классные практики и фишки с одного поля можно перенести на другое и адаптировать под свой бизнес. К примеру, так мы подходим к маркетингу в проекте — смотрим на маркетинговые активности не только в фуд-индустрии, но и в моде, кино, автомобилях. Например, мы делали посты в соцсети, вдохновленные эстетикой реалити-шоу раннего MTV. Или, например, мы устраиваем брендированные вечеринки, как это делают производители алкоголя, потому что зумеры хоть и меньше пьют, но танцуют достаточно часто.

Я считаю, что невозможно расти без риска и пробы нового. Если любишь свой продукт, ты должен постоянно рисковать, искать новые способы решения проблем, новую аудиторию. Помимо любопытства и открытости важно понимать, что ты можешь промахнуться. Может с первого раза не получиться, а потом все выйдет как нужно, или даже с пяти попыток так и не получишь результат, зато потом будет топ. Из-за того, что в интернете так сильно умалчивают об историях промахов и ошибок и освещают только успех, ты думаешь, что никто, кроме тебя, не ошибается. Начинает казаться, что ты должен постоянно выдавать шедевры, а каждая рекламная кампания должна быть идеальной и так далее, но это на самом деле не так.

И правда, про ошибки рассказывают реже, чем про победы и успехи. Поделишься, какие у тебя были промахи?
Из последних ошибок — доверять людям, которые говорят, что очень сильно хотят поработать (смеется). Я наняла личного ассистента, который поработал четыре дня, а после сказал, что выгорел. Потом наняла новую ассистентку. Через пять дней она сказала, что у нее, помимо меня, несколько подработок и она не успевает делать мои задачи, которые состоят в том, чтобы записать меня к врачу, дорогие друзья (улыбается). Все бы ничего, но я трачу на сотрудников время, чтобы обучить и ввести в курс дела. Чтобы оградить себя от таких ситуаций, я написала бумагу с подробными условиями работы, которую новички должны внимательно прочитать и подписать, прежде чем соглашаться на должность.

Были и другие ошибки. Например, есть забавные байки со времен, когда мы запускали агентство.

В первые годы мы могли работать с клиентами без подписания договора. Был случай, когда клиенты не заплатили за два месяца и все еще не подписали договор. Мы понимали, что это уже ненормально, поэтому пошли на крайние меры — решили поменять пароль в аккаунте, который развивали для клиента, чтобы хоть как-то разойтись с ним. Клиент начал невероятный торг — он предложил: «Давайте мы заплатим половину суммы, а вы отправите нам половину нового пароля?»

Мораль истории велика и проста: подписывайте договоры, бумажки — это важно, раньше я не понимала насколько.

Ты занимаешься бизнесом около 7 лет. За это время у тебя выработался особый стиль управления? Видишь ли ты разницу между мужским и женским управлением?
Мне не очень нравится деление на мужское или женское управление. Я знаю много девушек и парней, которые ведут свой бизнес и делают это по-разному. Я не видела какой-то универсальной схемы, которая отличала бы мужское или женское управление. Бизнес — это бизнес: тебе нужно принимать конкретные решения, контактировать с людьми. У кого-то это получается хуже, а у кого-то лучше, но это никогда не будет зависеть от пола, на мой взгляд.

У меня нет какого-то стиля управления. Могу лишь сказать, что в работе мне важно сохранять хорошие отношения с сотрудниками и развиваться за счет взаимовыгодного сотрудничества с другими брендами. У меня нет желания кого-то загасить.

Приходилось ли тебе менять что-то в себе, чтобы более эффективно вести бизнес?
Я учусь спокойнее относиться к людям. Иногда выходишь со встречи, орешь в стену, но ты не срываешься на коллег в Zoom — приберегаешь эти эмоции для созвона с психологом или кошки, которая сидит рядом.

Недавно была такая ситуация, когда партнер по бизнесу не выполнил договоренность. Я выказала недовольство и на этом остановилась. Не стала разгоняться в стендап с жонглированием яростью. Я очень эмоциональная и могла бы высказать, что думаю, в не очень приятных терминах, но понимаю, что это непродуктивно.

Обычно эмоциональные люди принимают много импульсивных решений. У тебя такое было?
Вся импульсивность уходит в маркетинг. Пришла в голову идея сделать коллаборацию или съемку — предлагаю команде скорее воплотить ее. Маркетинг — это безопасное место, куда я направляю эмоциональность, потому что там рисков не так много.

У тебя развитый личный бренд. Как сама считаешь: это твой ограничитель или движок, который помогает двигаться вперед и приводить больше клиентов?
Мне не нравится понятие «личный бренд». Это сразу низводит человека до какого-то продукта на полке, который покупают. Мне нравится «личный миф», потому что здесь ты не лежишь на одной полке вместе с сырком «Б. Ю. Александров» и тебя не выбирают, как бренд в маркете (улыбается). Это понятие не настолько заряженное, и кажется, у тебя больше свободы и вариативности — твой образ может меняться.

В Реке контентная команда часто просит сделать со мной фото в аккаунт бренда, чтобы привлечь больше людей — я максимально отказываюсь от этого: я не хочу, чтобы Река воспринималась как мой мерч.

Стараюсь отдалиться от своего бренда, чтобы он существовал как отдельная единица. Поэтому радуюсь, когда люди говорят: «Я пробовал лимонад, но не знал, что это твой бренд, очень вкусно». Приятно, что продукт существует независимо от меня, иначе люди могут начать приписывать косяки человека его продукту и, наоборот, — косяки продукта человеку.

Варя Веденеева: «Я не сомневаюсь, не откладываю, а просто сразу начинаю делать»

15 лет назад Варя Веденеева работала фотографом и фотопродюсером. Однажды она поняла, что самое классное, что у нее получается, это не фотографии, а организация процессов и поиск талантливых людей. Теперь Варя управляет Периодикой, своей компанией, которая печатает фотокниги. Оборот за 2022 год — 203 млн рублей. Ожидаемый оборот за 2023 — 380 млн рублей.

Варя Веденеева
Варя Веденеева

Расскажи, как ты пришла к тому, что хочешь открыть бизнес?
Мы начали фотопродакшен с моим бизнес-партнером. До этого мы с ней вместе работали в найме, в интернет-магазине одежды. Там мы начали общаться и ходить вместе на корпоративы, пока не выяснилось, что мы обе хотим делать что-то свое. Тогда мы стали обсуждать идеи бизнеса, перекидываться статьями vc.ru и Т—Ж о предпринимателях, изучать, как другие люди начинают свое дело, и решать, что бы нам запустить. Мы даже подумывали открыть студию быстрых укладок, чтобы кто-то мог быстро тебя накрасить и уложить в ТЦ. И в конце концов кто-то начал открывать такие мейк-бары.

Дальше произошло следующее: компания, в которой мы работали, решила перевести отдел фотосъемок за пределы штата. Мне и коллегам предложили стать ИП или открыть ООО. Работодатель заверил нас, что подстрахует на 2—3 месяца: «Заказы будут, договоры о намерениях есть, за это время найдете новых клиентов». И все получилось, мы нашли.

Чего ты боялась, когда начинала агентский бизнес?
Кассовых разрывов. Я столкнулась с прекрасными кейсами, когда часть клиентов говорят, что заплатят позже, но в итоге просто не платят. А еще мне было не по себе, что к аренде за квартиру добавляются другие косты. Например, фиксированные зарплаты людей, которые привязаны к тебе, а не работают сдельно. Но в итоге сложные кейсы с сотрудниками у меня тоже были.

Но это все опыт, который меняет твой подход к делу. После того как ты встретился со всеми сложностями, ты начинаешь закладывать в договоры риски: например, не работать без предоплаты и без договора.

Как ты договорилась со своими страхами, что все будет хорошо? Что впереди вот эта гигантская гора, на которую мне надо забираться, что я не упаду?
У меня не было такого, что бизнес — это прыжок в неизвестность без страховки. Я себе говорила: если у меня не получится, я всегда могу вернуться в наем. У меня же есть опыт и репутация, а опыт не обнуляется. Если что, у меня будет просто прикольный этап в жизни, когда я попробовала свой бизнес. А если все получится, то все получится! (улыбается)

У тебя уже что-то есть: образование, друзья, связи, харизма, хард- и софт-скиллы

Часто, когда люди начинают бизнес, они думают, что у них ничего нет. И мне кажется, что это некорректная оценка стартовой точки А. Ты же не вчера родился — у тебя уже что-то есть: образование, друзья, связи, харизма, хард- и софт-скиллы. И крайне важно все это записать в свои активы и развеивать ими свои страхи.

Если вы начинаете бизнес без опыта в индустрии, можно пойти поработать к лидеру рынка, чтобы посмотреть, как там все устроено, и найти единомышленников. Например, если вы хотите открыть ресторан, поработайте в ресторане один год. Может быть, вы даже поймете: «Жесть, я не хочу свой ресторан». А может, целый год вы будете учиться и вам еще зарплату будут платить (улыбается).

Что ты считаешь своей суперсилой, за счет которой ты двигаешься вперед в бизнесе?
Да нет у меня никакой суперсилы. Я обычный человек. Может быть, в этом и есть моя суперсила. У меня нет красных дипломов, больших достижений и особенных качеств, которые было видно еще со школы.

Другие люди мне говорят, что моя суперсила в том, что у меня нет зазора между тем, чтобы подумать и начать делать. Если мы с тобой сейчас захотим встретиться лично, я прямо сейчас поставлю встречу в календарь. Я не сомневаюсь и не откладываю, а просто сразу начинаю делать.

Наверное, у этой силы есть и обратная сторона, которая проявляется в том, что решения получаются не очень взвешенными?
Да, у меня мышление стартапера. Я еще не перешла в ранг менеджеров, которые ничего руками не делают. Мне очень нравится что-то придумать, обсудить и сразу начать делать. Команда может меня остановить в этом плане, вернуть на землю: «Слушай, у нас уже спланирован месяц. Нам некуда поставить звонки, встречи. Нет времени».

Когда принимаешь решения не обдумав, ты делаешь много лишнего. Но мне, слава богу, хватает энергии на них и хватает оптимизма справиться с тем, что половина моих действий — бессмысленны. Я могу суетиться в свое удовольствие.

Как у тебя сформировалась эта суперсила — сразу делать, когда приходят идеи?
Думаю, дело в том, что я всегда все записывала, составляла списки дел на день и неделю, списки классного и внеклассного чтения. Я вела даже список, когда нужно взять книжки из библиотеки и когда сдать их — в итоге никогда ничего не задерживала. Такая педантичность выросла из воспитания и желания сделать дела побыстрее, чтобы оставалось время поиграть в Sims. Сначала я играла в первый, потом во второй, а потом уже в «Героев меча и магии» (смеется).

А ты играешь в Sims как приличный человек — строишь семью и карьеру — или возводишь стены вокруг персонажа и смотришь, как за ним приходит смерть?
Я была очень продуктивная в детстве и поэтому попробовала все сценарии (улыбается). Но даже после чит-кодов на бесконечные деньги я все равно возвращалась к тому, что вновь строила карьеру с нуля и зарабатывала все деньги сама. Это всегда приятно.

Надо признать, что людей, которые выполняют обещания, — немного

Так, получается, твой главный двигатель в бизнесе — организованность?
Наверное. Для меня удивительно, что сейчас это не базовый навык. Кажется, что куда-то прийти вовремя или выполнить обещание — это гигиена деловых взаимоотношений. С одной стороны, мне сложно относиться к этому как к какому-то сверхвыдающемуся навыку, но с другой стороны, я не хочу обесценивать это. Надо признать, что людей, которые выполняют обещания, — немного. Я все время пытаюсь таких нанять к себе в команду, но их попадается мало.

Ты построила сильный личный бренд в соцсетях через такие интервью. Что тебе это дает? И как ты считаешь, каждому ли предпринимателю стоит повторять твой путь?
Для меня это огромный нематериальный актив, и его сложно измерить. Когда я начинала делать Периодику, у меня его не было, а сейчас я вижу, что многое мне дается легче и быстрее. Возможно, в следующем бизнесе я достигну результатов не за восемь лет, а быстрее, но это будет благодаря опыту, связям и репутации. Личный бренд может уменьшить количество усилий примерно на 20%, но точно не на 90%.

Многие переоценивают личный бренд. Даже если он у вас есть, вам все равно придется строить бизнес-процессы — без них ничего не получится. А если его нет, вы не хотите его строить, но вам все говорят, что он нужен, то можно обойтись без него. Это ошибка — думать, что каждый человек на позиции СЕО должен иметь личный бренд. Если вы не хотите быть публичным, то не идите против себя ради навязанных извне требований — это насилие.

Если бизнес подразумевает бренд, то стоит его строить. Сейчас все завязано на роботизации, алгоритмах и маркетплейсах — люди покупают на сайте производителя, а не на маркетплейсе только из-за ценностных ориентиров. А что тебя должно сподвигнуть? Либо что-то уникальное, либо что-то ценное. Например, хочешь поддерживать деревню, в которой производят товары.

Ты видишь разницу между мужским и женским стилем управления?
Конкретно я в своей среде не вижу большой разницы. Но у меня самой и нет предубеждений по этому поводу, предприниматель — это роль без выраженного гендера, но с правилами и кодексами. Если ты за рулем, то ты — водитель и тебе нужно соблюдать правила дорожного движения, которые едины для всех. А если ты предприниматель, тебе нужно соблюдать трудовой кодекс, вести свой бизнес по правилам.

В некоторых сферах женщин не воспринимают всерьез, поэтому женский стиль управления там неэффективен. Например, строительство мне представляется именно такой областью. Там нужно быть мужчиной два на два, который ездит на «гелике» и орет на всех матом. У меня есть история на эту тему.

Когда я делала ремонт офиса, я заметила, что присутствие моего мужа на объекте дисциплинирует строителей и грузчиков. Наедине с сотрудницами они нарушали границы и вели себя очень вольготно — фамильярничали. Я сразу написала фирме, которая занималась ремонтом, что это недопустимо. Но я могу себе это позволить, потому что я генеральный директор и плательщик, а кто-то из моих сотрудниц еще не умеет оберегать свои границы.

В моем бизнесе все толерантно. Я не могу сказать, что я чувствую разницу в коммуникациях между женщинами и мужчинами или что я чувствую особенное отношение к себе из-за того, что я генеральный директор — женщина. И я думаю, что у других девушек в этом тексте все обстоит так же, потому что мы работаем в интеллектуальной сфере, где слабо ощущается разница между мужчинами и женщинами.

Продолжи фразу: я — СЕО, и я женщина, поэтому на людях я должна…
…вести себя так же, как и везде: показывать личным примером ценность того, что ты берешь ответственность на себя. Показывать ценность развития культуры лидерства на практике. Ценность открытости, честности, знания, соблюдения и уважения закона и этики в бизнесе и деловой среде.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

А какие у вас есть предпринимательские суперсилы?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации