Иван Мордовин — основатель артели «Русичи», в которой создают мебель премиум-класса в русском этническом стиле. Однажды по пути на работу Иван попал в ДТП. В тот момент он переосмыслил свою жизнь и решил посвятить себя не просто работе, а своей главной страсти — деревянному зодчеству. Позднее герой научился столярному мастерству и запустил свой бизнес.
В этой статье Иван рассказал, как ему удалось перейти от проектных заказов к изготовлению авторских коллекций мебели и какие бизнес-процессы пришлось для этого перестроить.
Коротко о бизнесе
Мы возрождаем русский стиль в мебели
В артели «Русичи» мы производим деревянную мебель в этностиле. В основном это русский стиль — мы адаптируем культурные истории под современный быт.
Наша команда создает деревянную мебель для загородных домов, бань, террас и ресторанов. Это массивные брутальные столы на 3—4 метра для больших компаний, стулья, различные предметы интерьера.
Коллекции я разрабатываю сам. Идеи черпаю из архивов музеев, открытых источников в интернете и книг по русскому зодчеству — у меня дома их целая коллекция. Иногда привлекаю дизайнера, который помогает дорабатывать эскизы.
Мы работаем с массивом северной сосны, которую заказываем в Карелии. Северная сосна — более плотная, чем южная, она растет в суровых климатических условиях, и мебель из нее служит долго. А еще именно из этой древесины делали мебель во времена зарождения русского стиля. Мы обрабатываем сосну премиальными лакокрасочными материалами, подчеркиваем структуру дерева, создаем элементы старины — так и рождаются коллекции «Русичей».
У нас нет шоурумов, всю мебель мы продаем через интернет. Отправляем ее в любой российский регион, а еще — нескольким крупным заказчикам в Казахстан.
Оборот артели в 2022 году был 42 000 000 ₽. Девять из десяти заказов приходят от частников, но чеки в розничных заказах меньше, чем в коммерческих. Например, мы комплектовали рестораны в Казахстане на 2,5 млн рублей, а гостиничные комплексы в Ставропольском крае на суммы от 8 до 20 млн рублей.
Расскажу о том, как я создал артель и перешел от работы на проектах к мелкосерийному производству авторских коллекций мебели.
Заказчики артели в процентном соотношении, 2023 год
Когда меня сбила машина, я решил уйти из рекламщиков в столяры
Я занимался разным предпринимательством — организовывал мероприятия, работал в рекламе.
В августе 2012 года случайно оказался в Элисте. Ехал через этот город в Волгоград, когда у меня сломалась машина. В Элисте я целый день искал ремонтника и за это время посмотрел город. И был впечатлен: Элиста — столица европейского буддизма, и там в архитектуре все пронизано буддистской тематикой.
Меня удивило, что можно проявлять культурно-исторический слой в современном мире и делать это красиво, вдохновляюще. Как носитель русской этнической культуры я задумался: а где наши корни? Почему мы не видим города, у которых есть свое лицо?
Меня сильно увлекла эта тема, и я стал копать глубже. Поездил по музеям в Москве и Санкт-Петербурге. Обратил внимание, что русская культура — это обязательно деревянное зодчество: резные наличники на дома, резная мебель. И начал изучать по YouTube разные столярные дела, в те времена обучающий контент по этой теме был только англоязычный.
Я пробовал резать бензопилой деревянные скульптуры. Не сразу получалось хорошо. Но практиковался где-то полгода, проводя вечера после работы в подвале родительского дома. Все это время работа с деревом была моим хобби.
В феврале 2013 года все изменилось: меня сбила машина по пути на работу. Когда я лежал на асфальте и ждал скорую, то понял, что жизнь может закончиться в любой момент, а я не создаю ничего, что останется после меня. И тогда я решил: если выживу после аварии, то полностью посвящу себя делу, которое мне нравится, — деревянному зодчеству. Буду возрождать русский стиль в мебели и архитектуре.
К счастью, я не сильно пострадал в ДТП и быстро восстановился. Через три недели вышел из больницы и тут же ушел из всех рекламных проектов. Занялся столяркой, как и решил.
Из подвала родителей — к своей мастерской
Первое время я работал в подвале родительского дома, там у меня была рабочая комната на двенадцать квадратных метров. Использовал подручные материалы — какие-то деревяшки, которые валялись во дворе. Инструмент брал у товарища на вечер, а утром возвращал.
У меня были скорее поделки, я пробовал выставлять их на Ярмарке Мастеров — это такой маркетплейс для творчества. Там же получил первые заказы. Например, помню, как за день продал деревянную тележку — ее купили за 2700 ₽. Я сделал ее из старого ящика, так что себестоимость была нулевая.
Жена сказала: там на подоконнике завалялись 5 ₽, надо их найти, чтобы хватило на полбулки хлеба
На поделках зарабатывал совсем немного, поэтому нам с женой и двумя детьми в то время жилось тяжело. Мне запомнился день, когда жена сказала: «Там на подоконнике завалялись 5 ₽, надо их найти, чтобы хватило на полбулки хлеба». Так продолжалось где-то полгода. Но у меня была четкая уверенность, что я занимаюсь своим делом, и супруга очень меня поддерживала, поэтому мы пережили трудности. Потихоньку дело пошло на лад, и я начал зарабатывать.
Первый крупный проект получил летом 2013 года. Мы с пятью товарищами построили деревню ремесел для международного фестиваля мировой музыки, искусств и танца WOMAD, который проходил в Пятигорске. Я подал на этот фестиваль заявку как ремесленник, чтобы выставить свои работы. А еще предложил им сделать антураж, организовать фотозоны. Идея им понравилась, и они привлекли меня как субподрядчика. Нам заплатили 200 000 ₽ на пятерых — для нас тогда это были сумасшедшие деньги.
Главный итог фестиваля — обо мне узнали люди, и мне стали поступать заказы. Я купил первые инструменты: ленточную пилу, маленький распиловочный станок, ручной фрезер, шуруповерт, дрель, электролобзик. Позже нанял профессионального столяра.
В 2014 году я переехал из подвала в арендованное помещение — в 100 квадратных метров на площадке старого завода, позже расширились до 200 квадратов, постепенно покупая дополнительное оборудование. А в 2017 построил свою мастерскую в Георгиевске.
Я помню, как решил строить мастерскую. Был ноябрь 2017 года. Нам долго не включали отопление, крыша текла — все было плохо. Я психанул и решил, что надо строить свое помещение. Земля у меня была, а денег на строительство не было. Тогда мы начали потихоньку строитель мастерскую своими силами, и я объявил челлендж в соцсетях: построить мастерскую за 60 дней.
Мои знакомые и клиенты, узнав об этом, захотели помочь — один привез бетон, другой помог деньгами, выкупив мебель, которая стояла в его магазинах на реализации. В итоге мы смогли построить мастерскую за два месяца без долгов и кредитов, и в январе 2018 года заехали в производственный бокс площадью 240 квадратных метров.
Пока строили новую мастерскую, работа простаивала, заказов не было, как и денег на зарплаты, в итоге почти весь коллектив разбежался.
С января 2018 года мы начали работу в новой мастерской с новыми людьми. Тогда я кинул клич в соцсетях, что в артель набираем людей. Так ко мне пришли ребята без опыта в столярном деле, но с горящими глазами — каждый из них следил за мной в соцсетях и вдохновлялся нашими работами, подходом к делу и философией. Я начал обучать их столярному делу с нуля, и вместе мы реализовывали первые заказы в новой мастерской. В том же году мы получили небольшую господдержку в размере 200 000 ₽ на покупку оборудования. Дело постепенно пошло в гору.
Затраты на запуск бизнеса, 2017—2018 годы
Работал на проектах, а хотел создавать авторскую мебель
Мне сразу хотелось создавать коллекции авторской мебели, предметов отделки и интерьера. Но чтобы заработать, поначалу брался за любые задачи. Поэтому получилось так, что до 2020 года 80% моих заказов были проекты по отделке интерьеров.
Мы с помощниками — их было 5 человек — обустраивали кухни, рестораны, банные комплексы и зоны отдыха в русском стиле. Выезжали на замеры, потом делали эскизы, согласовывали проект, изготавливали и красили детали в мастерской, а потом ехали и устанавливали на объект заказчика.
Это приносило деньги — в 2018 году оборот был около 8 млн рублей, в 2019 — чуть больше 9 млн рублей. Но у нас уже были разработаны несколько коллекций авторской мебели, и я все еще хотел создавать мебель.
2020 год показал мне другие возможности. Когда случилась пандемия, офлайн-магазины позакрывались. А мы запустили на сайте огромную яркую бегущую строку, что в локдаун работаем онлайн и доставим мебель до вашего порога. Параллельно мы запустили рекламу в интернете. Я думаю, это одна из причин, которая позволила клиентам понять, что мы продолжаем работать и у нас можно заказывать. До этого к нам на сайт поступало не так много заявок, а в пандемию они стали приходить ежедневно по несколько штук. На повышение спроса повлияло еще и то, что в локдаун многие уехали в свои загородные дома и осознали, что нужно обустраивать семейные загородные гнезда.
В какой-то момент стало понятно, что работа с интерьерами — это маломасштабируемая модель и пора бы браться за производство и продажу мебели, тем более в мелкосерийном производстве есть место для развития предприятия и оптимизации процессов. Расскажу подробнее, что мы сделали.
Шаг 1. Разделил производство на этапы, чтобы загрузить станки
При работе на проектах один мастер выполнял все операции. Поработал на одном станке — перешел на другой, а первый станок стоит без дела.
С переходом на мелкосерийное производство моей главной задачей было загрузить все станки работой хотя бы на 70%. Для этого я решил разделить технологический процесс на этапы и под каждый нанять и обучить сотрудника.
Всего у нас получилось 5 этапов:
- Подготовка деталей.
- Сборка мебели.
- Покрасочные работы.
- Упаковка.
- Отгрузка.
К нам в артель привозят сразу подготовленный лесоматериал — сушку и строгание леса мы заказываем на крупном комбинате. Поэтому первый этап в мастерской — это подготовка деталей.
Мастера-станочники готовят детали для мастеров-сборщиков: на торцовочной пиле из длинной доски делают заготовку нужного формата.
Далее работа на распиловочном станке. Это циркулярная пила, которая делает детали нужного размера.
Затем на ленточной пиле создается фигурная часть заготовки, а на большом фрезерном станке делаем точную геометрию. Это очень важно: чем точнее деталь, тем быстрее мы сделаем мебель. Будет отклонение в пару градусов — это брак, придется исправлять.
Раньше на этапе заготовки работали те же мастера, что и занимались сборкой. Теперь два мастера-станочника работают только на этом этапе и делают детали для мастеров-сборщиков.
Следующий этап — сборка. На сборочных столах мастера собирают готовое изделие. Каждый работает своим личным инструментом. К слову сказать мы работаем профессиональным инструментом от лучших мировых производителей — это влияет на эффективность, безопасность работы наших мастеров и удовольствие от процесса.
Дальше — финишная отделка в малярной комнате. Там мастера придают изделию цвет, шлифуют его, затем наносят грунт и лак, чтобы защитить древесину от воздействия солнечного света, влаги, механических повреждений.
Затем — финишная сборка, после которой мы упаковываем заказ и отправляем клиенту.
В итоге мне удалось увеличить эффективность работы мастерской в 5 раз при том же станочном парке и тех же площадях.
Шаг 2. Поднял цены, чтобы отрегулировать спрос
Когда мы в артели поняли, что заказов приходит больше, чем мы можем выполнить, то решили поднять цены и таким образом отрегулировать спрос и увеличить маржинальность продукта. К тому же в 2020 и в 2021 годах росли цены на все сырье и материалы.
Мы увеличили цены на 15% на новые заказы и стали зарабатывать больше, чем могли раньше. А главное — получили время и ресурсы для того, чтобы расширить производство.
В итоге мы увеличили финансовые показатели при тех же мощностях, пока достраивали площади: в 2020 оборот был 16 млн рублей, в 2021 — 22 млн рублей.
Шаг 3. Наладил доставку мебели во все уголки России: вместо транспортной компании — разные грузоперевозчики
По проектам мы работали только в пределах Северо-Кавказского федерального округа. Причина простая: на замеры и на установку мы выезжали сами, а ездить в другие регионы было бы долго и накладно. А вот когда сосредоточились на авторской мебели, заказы стали поступать со всей России, а еще из Казахстана. А значит, их надо было как-то доставлять клиентам.
Мы решили, что не станем работать с транспортной компанией. По моему мнению, при такой доставке высок риск повредить мебель, пока ее погружают и выгружают. А мне бы хотелось, чтобы мебель доезжала к клиенту в том виде, в каком мои мастера ее бережно загрузили.
Мы выбрали другой способ доставки. Диспетчер артели на сайте агрегатора всех грузоперевозчиков подбирает попутный грузовой транспорт — машину, которая поедет из Ставрополья в тот город, где наш клиент. Мы оставляем заявку: описываем размеры, вес, содержимое груза, указываем, где его нужно забрать и куда отвезти, — и предлагаем свою ставку. Перевозчик, который едет в том направлении, берет груз, если у него есть место. Мы составляем с ним договор, очень аккуратно укладываем мебель. Выгрузит ее уже только сам заказчик, никто по пути ее перекладывать не будет — а значит, меньше риска, что с мебелью что-то случится.
Способ доставки через грузоперевозчиков выгоднее для наших клиентов, чем если бы мы работали с транспортной компанией. Например, «газель» из Георгиевска в Москву стоит 50 000 ₽, если нанимать всю машину. Но мы как-то доставляли мебель клиенту в Москву с помощью перевозчика, у которого было место в «газели» именно для нашего груза — и это стоило 7000 ₽.
Шаг 4. Разработал ИТ-систему для управления процессами
Сначала мы в артели вели учет и распределяли обязанности между мастерами с помощью таблиц в Excel. Но когда начали расти, понадобилась более серьезная программа для управления процессами. Тогда я продумал алгоритм и функционал сервиса, а наш программист написал такую программу. Она называется АУП, или Артель.Управление.
Когда с сайта приходит заказ, заявка попадает в CRM-систему и в АУП. Дальше АУП разделяет заказ на операции. У каждой — своя сложность, «вес», стоимость. Там же высчитывается, кто из мастеров и сколько денег получит за работу над этим конкретным изделием.
Каждый мастер берет техзадание в АУП и на своем участке выполняет операции, которые прописаны. Когда закончил — передает изделие на следующий этап. В конце всем мастерам, которые работали над заказом, программа начисляет оплату.
Внедрение АУП позволило нам упростить работу, делать ее более качественно и надежно. Ничего не теряется — каждый сотрудник видит свои задачи. А еще это хорошая мотивация — сразу понимаешь, сколько можешь заработать, это абсолютно прозрачно.
Мы активно развиваем программу, добавляем в нее модули. Например, в той же программе ведем складской учет. Возможно, когда-то мы выкатим АУП на рынок как ИТ-продукт по управлению производством — специалисты в нашей сфере, кому мы ее показываем, очень ее хвалят.
За три года выросли в обороте в 3 раза и достроили 400 квадратов площадей
С 2020 по 2023 год оборот артели вырос в 3 раза, а свои площади мы увеличили с 250 до 650 квадратных метров, оборудованных по последнему слову техники, в том числе мы создали шикарные бытовые условия для мастеров: современную стильную кофейню-столовую с панорамным остеклением и видом на закат, душевые и пр. Это свои помещения, которые мы надстраиваем по мере необходимости.
Все эти годы мы планомерно развивались, cпрос и узнаваемость бренда росли. Нас рекомендуют друзьям — у нас очень хорошо работает сарафанное радио. И теперь по всей России у нас уже более 2000 заказчиков.
В 2022 году мы выросли вдвое к 2021 году, несмотря на общую нестабильность в мире. Когда случились первые санкции, у нас резко увеличилось число заказов — мы работаем в премиум-сегменте, и наши клиенты стали быстро избавляться от денег в пользу материальных ценностей, а наша мебель, с одной стороны, — это уют и практичность, а с другой стороны, — это фамильная ценность, которая призвана служить нескольким поколениям владельцев.
Мы опять перестали справляться с объемом заказов, цены на материалы опять начали скакать, и мы воспользовались проверенным методом — повысили цены, чтобы отрегулировать спрос и обеспечить финансовую стабильность в эпоху глобальных перемен. В итоге цены пришлось повышать даже трижды: на 11%, а потом снова на 11% и в итоге еще на 25%. За счет этого отрегулировали спрос и увеличили рентабельность.
В 2023 году мы планируем построить еще 2000 квадратных метров площадей и сильно увеличить производство. Это главная цель, потому что на 650 квадратах нам уже очень тесно, мы не можем удовлетворить спрос на свои коллекции.
На новые площади докупим новое оборудование и продолжим развиваться. Хотим расширить ценовую палитру — ввести более доступные коллекции мебели, а еще расширить ассортимент — например, стать производителем мягкой мебели и аксессуаров для уюта загородной жизни.
У меня нет глобальной цели масштабировать бизнес ради бизнеса, но есть большая мечта: я хочу, чтобы как можно больше семей в России и в мире пользовались качественными, экологичными предметами мебели, создавая свои фамильные традиции, а мастера пользовались большим уважением в обществе. И я рад, что наши заказчики ценят такой подход и разделяют нашу философию. Это значит, что мы будем дальше развиваться, строить современное и эффективное производство, объединять талантливых людей и занимать все большую долю рынка.
Как вам пришла идея бизнеса? Расскажите в комментариях.