Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Если выживу после аварии, займусь деревянным зодчеством»: история производства мебели в русском стиле

«Если выживу после аварии, займусь деревянным зодчеством»: история производства мебели в русском стиле
«Если выживу после аварии, займусь деревянным зодчеством»: история производства мебели в русском стиле

Иван Мордовин — основатель артели «Русичи», в которой создают мебель премиум-класса в русском этническом стиле. Однажды по пути на работу Иван попал в ДТП. В тот момент он переосмыслил свою жизнь и решил посвятить себя не просто работе, а своей главной страсти — деревянному зодчеству. Позднее герой научился столярному мастерству и запустил свой бизнес.

В этой статье Иван рассказал, как ему удалось перейти от проектных заказов к изготовлению авторских коллекций мебели и какие бизнес-процессы пришлось для этого перестроить.

Иван Мордовин - основатель артели «Русичи»
Иван Мордовин - основатель артели «Русичи»

Коротко о бизнесе

Компания
Артель «Русичи»
Сфера бизнеса
Производство мебели под старину премиум-класса
Оборот
42 000 000 ₽ за 2022 год
Старт работы бизнеса
2013
Город, где находится производство
Георгиевск
Как найти

Мы возрождаем русский стиль в мебели

В артели «Русичи» мы производим деревянную мебель в этностиле. В основном это русский стиль — мы адаптируем культурные истории под современный быт.

Наша команда создает деревянную мебель для загородных домов, бань, террас и ресторанов. Это массивные брутальные столы на 3—4 метра для больших компаний, стулья, различные предметы интерьера.

Коллекции я разрабатываю сам. Идеи черпаю из архивов музеев, открытых источников в интернете и книг по русскому зодчеству — у меня дома их целая коллекция. Иногда привлекаю дизайнера, который помогает дорабатывать эскизы.

Мы работаем с массивом северной сосны, которую заказываем в Карелии. Северная сосна — более плотная, чем южная, она растет в суровых климатических условиях, и мебель из нее служит долго. А еще именно из этой древесины делали мебель во времена зарождения русского стиля. Мы обрабатываем сосну премиальными лакокрасочными материалами, подчеркиваем структуру дерева, создаем элементы старины — так и рождаются коллекции «Русичей».

У нас нет шоурумов, всю мебель мы продаем через интернет. Отправляем ее в любой российский регион, а еще — нескольким крупным заказчикам в Казахстан.

Оборот артели в 2022 году был 42 000 000 ₽. Девять из десяти заказов приходят от частников, но чеки в розничных заказах меньше, чем в коммерческих. Например, мы комплектовали рестораны в Казахстане на 2,5 млн рублей, а гостиничные комплексы в Ставропольском крае на суммы от 8 до 20 млн рублей.

Расскажу о том, как я создал артель и перешел от работы на проектах к мелкосерийному производству авторских коллекций мебели.

Заказчики артели в процентном соотношении, 2023 год

Доля в оборотеСуммы заказов
Розничные заказы
80%
От 150 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Коммерческие заказы
20%
От 2 000 000 ₽
Эскиз суздальского стула
Эскиз суздальского стула

Эскиз суздальского стула. Создавая эту модель, мы вдохновлялись примерами декоративно-прикладного искусства суздальских ремесленников

Эскиз суздальского стула. Создавая эту модель, мы вдохновлялись примерами декоративно-прикладного искусства суздальских ремесленников
Комплект мебели «Драккар» в виде короля викингов
Комплект мебели «Драккар» в виде короля викингов

Это мебельный комплект «Драккар», где стол сделан в виде корабля викингов

Это мебельный комплект «Драккар», где стол сделан в виде корабля викингов
Мебель и декор для кафе «Дворик»
Мебель и декор для кафе «Дворик»

Эту мебель и декор мы сделали для кафе «Дворик»

Эту мебель и декор мы сделали для кафе «Дворик»

Когда меня сбила машина, я решил уйти из рекламщиков в столяры

Я занимался разным предпринимательством — организовывал мероприятия, работал в рекламе.

В августе 2012 года случайно оказался в Элисте. Ехал через этот город в Волгоград, когда у меня сломалась машина. В Элисте я целый день искал ремонтника и за это время посмотрел город. И был впечатлен: Элиста — столица европейского буддизма, и там в архитектуре все пронизано буддистской тематикой.

Меня удивило, что можно проявлять культурно-исторический слой в современном мире и делать это красиво, вдохновляюще. Как носитель русской этнической культуры я задумался: а где наши корни? Почему мы не видим города, у которых есть свое лицо?

Меня сильно увлекла эта тема, и я стал копать глубже. Поездил по музеям в Москве и Санкт-Петербурге. Обратил внимание, что русская культура — это обязательно деревянное зодчество: резные наличники на дома, резная мебель. И начал изучать по YouTube разные столярные дела, в те времена обучающий контент по этой теме был только англоязычный.

Я пробовал резать бензопилой деревянные скульптуры. Не сразу получалось хорошо. Но практиковался где-то полгода, проводя вечера после работы в подвале родительского дома. Все это время работа с деревом была моим хобби.

В феврале 2013 года все изменилось: меня сбила машина по пути на работу. Когда я лежал на асфальте и ждал скорую, то понял, что жизнь может закончиться в любой момент, а я не создаю ничего, что останется после меня. И тогда я решил: если выживу после аварии, то полностью посвящу себя делу, которое мне нравится, — деревянному зодчеству. Буду возрождать русский стиль в мебели и архитектуре.

К счастью, я не сильно пострадал в ДТП и быстро восстановился. Через три недели вышел из больницы и тут же ушел из всех рекламных проектов. Занялся столяркой, как и решил.

Первые скульптуры артели «Русичи»
Первые скульптуры артели «Русичи»

Так выглядели первые скульптуры, которые я создавал из дерева

Так выглядели первые скульптуры, которые я создавал из дерева

Из подвала родителей — к своей мастерской

Первое время я работал в подвале родительского дома, там у меня была рабочая комната на двенадцать квадратных метров. Использовал подручные материалы — какие-то деревяшки, которые валялись во дворе. Инструмент брал у товарища на вечер, а утром возвращал.

У меня были скорее поделки, я пробовал выставлять их на Ярмарке Мастеров — это такой маркетплейс для творчества. Там же получил первые заказы. Например, помню, как за день продал деревянную тележку — ее купили за 2700 ₽. Я сделал ее из старого ящика, так что себестоимость была нулевая.

Жена сказала: там на подоконнике завалялись 5 ₽, надо их найти, чтобы хватило на полбулки хлеба

На поделках зарабатывал совсем немного, поэтому нам с женой и двумя детьми в то время жилось тяжело. Мне запомнился день, когда жена сказала: «Там на подоконнике завалялись 5 ₽, надо их найти, чтобы хватило на полбулки хлеба». Так продолжалось где-то полгода. Но у меня была четкая уверенность, что я занимаюсь своим делом, и супруга очень меня поддерживала, поэтому мы пережили трудности. Потихоньку дело пошло на лад, и я начал зарабатывать.

Первый крупный проект получил летом 2013 года. Мы с пятью товарищами построили деревню ремесел для международного фестиваля мировой музыки, искусств и танца WOMAD, который проходил в Пятигорске. Я подал на этот фестиваль заявку как ремесленник, чтобы выставить свои работы. А еще предложил им сделать антураж, организовать фотозоны. Идея им понравилась, и они привлекли меня как субподрядчика. Нам заплатили 200 000 ₽ на пятерых — для нас тогда это были сумасшедшие деньги.

Главный итог фестиваля — обо мне узнали люди, и мне стали поступать заказы. Я купил первые инструменты: ленточную пилу, маленький распиловочный станок, ручной фрезер, шуруповерт, дрель, электролобзик. Позже нанял профессионального столяра.

Иван Мордовин за работой над деревней ремесел для фестиваля WOMAD
Иван Мордовин за работой над деревней ремесел для фестиваля WOMAD

Это я за работой над деревней ремесел для фестиваля WOMAD

Это я за работой над деревней ремесел для фестиваля WOMAD
Экспозиция артели «Русичи» на WOMAD
Экспозиция артели «Русичи» на WOMAD

Наша экспозиция на WOMAD. Мы не только помогли оформить площадку фестиваля, но и прорекламировали свои услуги и нашли первых клиентов

Наша экспозиция на WOMAD. Мы не только помогли оформить площадку фестиваля, но и прорекламировали свои услуги и нашли первых клиентов

В 2014 году я переехал из подвала в арендованное помещение — в 100 квадратных метров на площадке старого завода, позже расширились до 200 квадратов, постепенно покупая дополнительное оборудование. А в 2017 построил свою мастерскую в Георгиевске.

Я помню, как решил строить мастерскую. Был ноябрь 2017 года. Нам долго не включали отопление, крыша текла — все было плохо. Я психанул и решил, что надо строить свое помещение. Земля у меня была, а денег на строительство не было. Тогда мы начали потихоньку строитель мастерскую своими силами, и я объявил челлендж в соцсетях: построить мастерскую за 60 дней.

Рабочие заливают фундамент для мастерской WOMAD
Рабочие заливают фундамент для мастерской WOMAD

На фото видно, как заливали фундамент для моей будущей мастерской

На фото видно, как заливали фундамент для моей будущей мастерской

Мои знакомые и клиенты, узнав об этом, захотели помочь — один привез бетон, другой помог деньгами, выкупив мебель, которая стояла в его магазинах на реализации. В итоге мы смогли построить мастерскую за два месяца без долгов и кредитов, и в январе 2018 года заехали в производственный бокс площадью 240 квадратных метров.

Пока строили новую мастерскую, работа простаивала, заказов не было, как и денег на зарплаты, в итоге почти весь коллектив разбежался.

С января 2018 года мы начали работу в новой мастерской с новыми людьми. Тогда я кинул клич в соцсетях, что в артель набираем людей. Так ко мне пришли ребята без опыта в столярном деле, но с горящими глазами — каждый из них следил за мной в соцсетях и вдохновлялся нашими работами, подходом к делу и философией. Я начал обучать их столярному делу с нуля, и вместе мы реализовывали первые заказы в новой мастерской. В том же году мы получили небольшую господдержку в размере 200 000 ₽ на покупку оборудования. Дело постепенно пошло в гору.

Затраты на запуск бизнеса, 2017—2018 годы

Статья расходовСумма
Материал на склад
240 000 ₽
Инструменты: профессиональный распиловочный станок, торцовочный станок, фрезерный станок, различный ручной и покрасочный инструмент
420 000 ₽
Строительство
1 500 000 ₽
Итого
2 160 000 ₽

Работал на проектах, а хотел создавать авторскую мебель

Мне сразу хотелось создавать коллекции авторской мебели, предметов отделки и интерьера. Но чтобы заработать, поначалу брался за любые задачи. Поэтому получилось так, что до 2020 года 80% моих заказов были проекты по отделке интерьеров.

Мы с помощниками — их было 5 человек — обустраивали кухни, рестораны, банные комплексы и зоны отдыха в русском стиле. Выезжали на замеры, потом делали эскизы, согласовывали проект, изготавливали и красили детали в мастерской, а потом ехали и устанавливали на объект заказчика.

Навес для летнего ресторана
Навес для летнего ресторана

Такой теневой навес мы сделали для одного летнего ресторана

Такой теневой навес мы сделали для одного летнего ресторана

Это приносило деньги — в 2018 году оборот был около 8 млн рублей, в 2019 — чуть больше 9 млн рублей. Но у нас уже были разработаны несколько коллекций авторской мебели, и я все еще хотел создавать мебель.

2020 год показал мне другие возможности. Когда случилась пандемия, офлайн-магазины позакрывались. А мы запустили на сайте огромную яркую бегущую строку, что в локдаун работаем онлайн и доставим мебель до вашего порога. Параллельно мы запустили рекламу в интернете. Я думаю, это одна из причин, которая позволила клиентам понять, что мы продолжаем работать и у нас можно заказывать. До этого к нам на сайт поступало не так много заявок, а в пандемию они стали приходить ежедневно по несколько штук. На повышение спроса повлияло еще и то, что в локдаун многие уехали в свои загородные дома и осознали, что нужно обустраивать семейные загородные гнезда.

В какой-то момент стало понятно, что работа с интерьерами — это маломасштабируемая модель и пора бы браться за производство и продажу мебели, тем более в мелкосерийном производстве есть место для развития предприятия и оптимизации процессов. Расскажу подробнее, что мы сделали.

Шаг 1. Разделил производство на этапы, чтобы загрузить станки

При работе на проектах один мастер выполнял все операции. Поработал на одном станке — перешел на другой, а первый станок стоит без дела.

С переходом на мелкосерийное производство моей главной задачей было загрузить все станки работой хотя бы на 70%. Для этого я решил разделить технологический процесс на этапы и под каждый нанять и обучить сотрудника.

Всего у нас получилось 5 этапов:

  1. Подготовка деталей.
  2. Сборка мебели.
  3. Покрасочные работы.
  4. Упаковка.
  5. Отгрузка.

К нам в артель привозят сразу подготовленный лесоматериал — сушку и строгание леса мы заказываем на крупном комбинате. Поэтому первый этап в мастерской — это подготовка деталей.

Старший мастер Артели Виктор Семенов
Старший мастер Артели Виктор Семенов

Это старший мастер артели — Виктор Семенов — за работой

Это старший мастер артели — Виктор Семенов — за работой

Мастера-станочники готовят детали для мастеров-сборщиков: на торцовочной пиле из длинной доски делают заготовку нужного формата.

Далее работа на распиловочном станке. Это циркулярная пила, которая делает детали нужного размера.

Затем на ленточной пиле создается фигурная часть заготовки, а на большом фрезерном станке делаем точную геометрию. Это очень важно: чем точнее деталь, тем быстрее мы сделаем мебель. Будет отклонение в пару градусов — это брак, придется исправлять.

Раньше на этапе заготовки работали те же мастера, что и занимались сборкой. Теперь два мастера-станочника работают только на этом этапе и делают детали для мастеров-сборщиков.

Столярный цех в артели «Русичи»
Столярный цех в артели «Русичи»

Так выглядит наш столярный цех

Так выглядит наш столярный цех

Следующий этап — сборка. На сборочных столах мастера собирают готовое изделие. Каждый работает своим личным инструментом. К слову сказать мы работаем профессиональным инструментом от лучших мировых производителей — это влияет на эффективность, безопасность работы наших мастеров и удовольствие от процесса.

Дальше — финишная отделка в малярной комнате. Там мастера придают изделию цвет, шлифуют его, затем наносят грунт и лак, чтобы защитить древесину от воздействия солнечного света, влаги, механических повреждений.

Затем — финишная сборка, после которой мы упаковываем заказ и отправляем клиенту.

В итоге мне удалось увеличить эффективность работы мастерской в 5 раз при том же станочном парке и тех же площадях.

Иван Мордовин  с сыном
Иван Мордовин  с сыном

В перерывах между работой успеваем подурачиться. На фото я с сыном, он сейчас постигает первые азы столярного мастерства

В перерывах между работой успеваем подурачиться. На фото я с сыном, он сейчас постигает первые азы столярного мастерства

Шаг 2. Поднял цены, чтобы отрегулировать спрос

Когда мы в артели поняли, что заказов приходит больше, чем мы можем выполнить, то решили поднять цены и таким образом отрегулировать спрос и увеличить маржинальность продукта. К тому же в 2020 и в 2021 годах росли цены на все сырье и материалы.

Мы увеличили цены на 15% на новые заказы и стали зарабатывать больше, чем могли раньше. А главное — получили время и ресурсы для того, чтобы расширить производство.

В итоге мы увеличили финансовые показатели при тех же мощностях, пока достраивали площади: в 2020 оборот был 16 млн рублей, в 2021 — 22 млн рублей.

Шаг 3. Наладил доставку мебели во все уголки России: вместо транспортной компании — разные грузоперевозчики

По проектам мы работали только в пределах Северо-Кавказского федерального округа. Причина простая: на замеры и на установку мы выезжали сами, а ездить в другие регионы было бы долго и накладно. А вот когда сосредоточились на авторской мебели, заказы стали поступать со всей России, а еще из Казахстана. А значит, их надо было как-то доставлять клиентам.

Мы решили, что не станем работать с транспортной компанией. По моему мнению, при такой доставке высок риск повредить мебель, пока ее погружают и выгружают. А мне бы хотелось, чтобы мебель доезжала к клиенту в том виде, в каком мои мастера ее бережно загрузили.

Упаковка мебели перед отправкой
Упаковка мебели перед отправкой

Мы обязательно прокладываем каждое изделие пенкой, обматываем стретч-пленкой. Особое внимание уделяем местам, которые могут друг об друга тереться, — защищаем их дополнительно

Мы обязательно прокладываем каждое изделие пенкой, обматываем стретч-пленкой. Особое внимание уделяем местам, которые могут друг об друга тереться, — защищаем их дополнительно

Мы выбрали другой способ доставки. Диспетчер артели на сайте агрегатора всех грузоперевозчиков подбирает попутный грузовой транспорт — машину, которая поедет из Ставрополья в тот город, где наш клиент. Мы оставляем заявку: описываем размеры, вес, содержимое груза, указываем, где его нужно забрать и куда отвезти, — и предлагаем свою ставку. Перевозчик, который едет в том направлении, берет груз, если у него есть место. Мы составляем с ним договор, очень аккуратно укладываем мебель. Выгрузит ее уже только сам заказчик, никто по пути ее перекладывать не будет — а значит, меньше риска, что с мебелью что-то случится.

Способ доставки через грузоперевозчиков выгоднее для наших клиентов, чем если бы мы работали с транспортной компанией. Например, «газель» из Георгиевска в Москву стоит 50 000 ₽, если нанимать всю машину. Но мы как-то доставляли мебель клиенту в Москву с помощью перевозчика, у которого было место в «газели» именно для нашего груза — и это стоило 7000 ₽.

Перевозка мебели артели «Русичи»
Перевозка мебели артели «Русичи»

Мы берем на себя ответственность за целостность груза до момента его распаковки заказчиком. Если клиент видит какие-то повреждения, то пишет нам — и мы заменяем за свой счет любое изделие или деталь

Мы берем на себя ответственность за целостность груза до момента его распаковки заказчиком. Если клиент видит какие-то повреждения, то пишет нам — и мы заменяем за свой счет любое изделие или деталь

Шаг 4. Разработал ИТ-систему для управления процессами

Сначала мы в артели вели учет и распределяли обязанности между мастерами с помощью таблиц в Excel. Но когда начали расти, понадобилась более серьезная программа для управления процессами. Тогда я продумал алгоритм и функционал сервиса, а наш программист написал такую программу. Она называется АУП, или Артель.Управление.

Когда с сайта приходит заказ, заявка попадает в CRM-систему и в АУП. Дальше АУП разделяет заказ на операции. У каждой — своя сложность, «вес», стоимость. Там же высчитывается, кто из мастеров и сколько денег получит за работу над этим конкретным изделием.

Каждый мастер берет техзадание в АУП и на своем участке выполняет операции, которые прописаны. Когда закончил — передает изделие на следующий этап. В конце всем мастерам, которые работали над заказом, программа начисляет оплату.

Внедрение АУП позволило нам упростить работу, делать ее более качественно и надежно. Ничего не теряется — каждый сотрудник видит свои задачи. А еще это хорошая мотивация — сразу понимаешь, сколько можешь заработать, это абсолютно прозрачно.

Мы активно развиваем программу, добавляем в нее модули. Например, в той же программе ведем складской учет. Возможно, когда-то мы выкатим АУП на рынок как ИТ-продукт по управлению производством — специалисты в нашей сфере, кому мы ее показываем, очень ее хвалят.

Интерфейс программы «Артель.Управление»
Интерфейс программы «Артель.Управление»

Так выглядит интерфейс нашей программы «Артель.Управление»

Так выглядит интерфейс нашей программы «Артель.Управление»
В программе «Артель.Управление» отображается статус заказа
В программе «Артель.Управление» отображается статус заказа

В программе видно статус заказа, кто его выполняет, какие этапы уже прошли, а какие еще предстоят

В программе видно статус заказа, кто его выполняет, какие этапы уже прошли, а какие еще предстоят

За три года выросли в обороте в 3 раза и достроили 400 квадратов площадей

С 2020 по 2023 год оборот артели вырос в 3 раза, а свои площади мы увеличили с 250 до 650 квадратных метров, оборудованных по последнему слову техники, в том числе мы создали шикарные бытовые условия для мастеров: современную стильную кофейню-столовую с панорамным остеклением и видом на закат, душевые и пр. Это свои помещения, которые мы надстраиваем по мере необходимости.

Все эти годы мы планомерно развивались, cпрос и узнаваемость бренда росли. Нас рекомендуют друзьям — у нас очень хорошо работает сарафанное радио. И теперь по всей России у нас уже более 2000 заказчиков.

Мастер класс для детей от артели «Русичи»
Мастер класс для детей от артели «Русичи»

Мы не только делаем мебель, но и проводим бесплатные мастер-классы для детей и взрослых, чтобы большему числу людей рассказать о своем деле

Мы не только делаем мебель, но и проводим бесплатные мастер-классы для детей и взрослых, чтобы большему числу людей рассказать о своем деле

В 2022 году мы выросли вдвое к 2021 году, несмотря на общую нестабильность в мире. Когда случились первые санкции, у нас резко увеличилось число заказов — мы работаем в премиум-сегменте, и наши клиенты стали быстро избавляться от денег в пользу материальных ценностей, а наша мебель, с одной стороны, — это уют и практичность, а с другой стороны, — это фамильная ценность, которая призвана служить нескольким поколениям владельцев.

Мы опять перестали справляться с объемом заказов, цены на материалы опять начали скакать, и мы воспользовались проверенным методом — повысили цены, чтобы отрегулировать спрос и обеспечить финансовую стабильность в эпоху глобальных перемен. В итоге цены пришлось повышать даже трижды: на 11%, а потом снова на 11% и в итоге еще на 25%. За счет этого отрегулировали спрос и увеличили рентабельность.

В 2023 году мы планируем построить еще 2000 квадратных метров площадей и сильно увеличить производство. Это главная цель, потому что на 650 квадратах нам уже очень тесно, мы не можем удовлетворить спрос на свои коллекции.

На новые площади докупим новое оборудование и продолжим развиваться. Хотим расширить ценовую палитру — ввести более доступные коллекции мебели, а еще расширить ассортимент — например, стать производителем мягкой мебели и аксессуаров для уюта загородной жизни.

У меня нет глобальной цели масштабировать бизнес ради бизнеса, но есть большая мечта: я хочу, чтобы как можно больше семей в России и в мире пользовались качественными, экологичными предметами мебели, создавая свои фамильные традиции, а мастера пользовались большим уважением в обществе. И я рад, что наши заказчики ценят такой подход и разделяют нашу философию. Это значит, что мы будем дальше развиваться, строить современное и эффективное производство, объединять талантливых людей и занимать все большую долю рынка.

Столярная артель «Русичи»
Столярная артель «Русичи»
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Как вам пришла идея бизнеса? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации