Читатели нас спросили: «Как увольнять сотрудников и при этом не чувствовать себя предателем?», и мы решили расспросить об этом владельцев бизнеса. Авторская колонка на эту тему — от Инны Анисимовой, владелицы коммуникационного агентства PR Partner.
«Позвонила конкурентам и предложила взять на работу своих ребят»
У меня свое коммуникационное агентство — PR Partner.
В 2008 году, после кризиса, от нас ушли пять клиентов из сферы финансов. Это повлияло на доход агентства, и пришлось принимать меры. Одна из них — расстаться с частью отдела, который вел направление «Финансы и недвижимость».
Две недели думала, взвешивала за и против и в итоге приняла решение, что уволю сотрудников, которых не могу загрузить работой. Ими стали те, кто вел клиентов из банковской сферы.
Было очень жаль расставаться, первое время я даже плакала
Я уволила половину отдела, и это были сильные менеджеры. В то время мы работали без эйчара, поэтому новость сообщала сама в присутствии руководителя отдела. Было очень жаль расставаться с ними, первое время я даже плакала.
Мне не все равно на классных людей, с которыми проработала несколько лет. Поэтому сама нашла им другую работу. Я обзвонила агентства конкурентов, узнала, кто ищет сотрудников, и предложила своих ребят. Для этого рассказала об их опыте и компетенциях. Менеджеры были по-настоящему сильными, и их сразу же наняли.
Самым тяжелым для меня было — отпускать хороших менеджеров к конкурентам. Но когда понимаешь, что не бросаешь людей на произвол судьбы, расставание проходит легче.
Если бы я знала о кризисе, я бы иначе сформировала пул клиентов, не делая упор на одно направление. Тогда мои сотрудники были бы в более защищенном положении.
Уволенные ребята вернулись ко мне клиентами
Одно я бы сделала точно так же — я бы позаботилась о новом месте для ребят. Это по-человечески правильно, к тому же такая забота дает экономический эффект. Спустя несколько лет уволенные ребята перешли работать в инхаус и вернулись ко мне клиентами.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
«У агентства была подушка безопасности, которой хватило бы на полгода»
В марте 2020 года из-за последствий пандемии c нами расторгли договоры почти половина клиентов. Это повлияло на нас. К тому же одно из наших направлений — event-практика — стало менее востребованным, хотя к началу 2020 года приносило 15% годовой выручки.
Отдел event-практики сильно сократился.
Сначала мы попрощались с ребятами на испытательном сроке, но только с теми, кто не тянул объемы и темп. Это стандартная практика — оставлять лучших. Сразу устроить их на обычных условиях я не могла, поэтому предложила почасовую оплату. Все согласились. Уже в июле 2020 года они начали работать у нас с полной загрузкой.
Потом я обдумала положение со штатными сотрудниками и решила никого не увольнять. Вместо этого незагруженным ребятам предложила взять отпуск за свой счет, к августу они вернулись к работе.
Сильным менеджерам, кто уезжал из страны или сам решил найти другое место работы, я не делала контрофер. Мне было грустно расставаться с опытными специалистами, но повлиять на форс-мажор не в моих силах.
Тех, кто остался с нами, я старалась поддержать. В пандемию мы регулярно встречались онлайн, провели тренинг по позитивной психологии, участвовали в онлайн-квизе. А потом, когда можно было собираться в офисе, провели корпоратив с мастер-классом по рисованию маслом.
В 2022 году мы продолжаем традицию камерных встреч. Чтобы поднять боевой дух команды, еженедельно на протяжении лета проводим мини-корпоративы, они заменили одно масштабное мероприятие ко дню рождения агентства. Уже сходили в гончарную мастерскую, музей импрессионизма и на пикник.
Я думаю, что в кризис мы могли бы потерять куда больше сотрудников, но этого не случилось, и мы выстояли. Нам это удалось по двум причинам.
Первая причина — у агентства была подушка безопасности, которой хватило бы на полгода работы без поступлений клиентов. Мы не работали в минус, клиенты были, проекты велись. Но я была спокойна, что, если платежи за наши услуги задержат, я все равно смогу выплатить зарплату. Это придавало сил и не позволяло смещать фокус с развития агентства.
На лето 2022 подушка еще больше. Теперь даже при плохом раскладе денег хватит на год бесперебойной работы.
Еще одна причина, которая помогла справиться с кризисом и не уволить большое количество сотрудников, — мы быстро среагировали на обстоятельства. Приведу один пример. Во время пандемии многие ушли на удаленку или в отпуск на неопределенный срок и потребность в актуальных навыках стала острой. В ответ мы запустили онлайн-обучение.
У нас родилась идея курса «Работа в пиаре 2020». Мы собрали лучших спикеров по рынку в двухнедельную программу и делали по два эфира в день. Следом запустили двухнедельный курс по копирайтингу, затем — по продвижению в соцсетях, а потом обновили первую программу, потому что спрос на нее по-прежнему оставался.
За обучением мы провели два месяца карантина и получили 1 млн рублей. Обучение загрузило сотрудников и обеспечило зарплатой часть команды, которая участвовала в организации.
Если бы я знала, что такой кризис наступит, я бы изменила пул клиентов и переключилась бы на рынки Европы, Азии, Америки. И конечно, работала бы над подушкой безопасности.
«Сбросить напряжение и прийти в хороший настрой мне помогает спорт»
В кризисный период эмоциональный накал всегда большой. Мне помогает справиться убеждение: несмотря ни на что, бизнес у меня остается и обязательства перед командой никуда не денутся, поэтому нет времени раскисать.
В кризис из-за пандемии я переключилась на работу и делала все, чтобы обеспечить команду проектами. Сама активно занималась продажами, вступила в бизнес-клуб «Эквиум», где сильное комьюнити предпринимателей. Все это приносило реальные деньги.
Сбросить напряжение и прийти в хороший настрой мне помогает спорт. Сейчас очень выручают тренировки — по 2—3 часа на веле или пробежка на 20 км. После этого рабочие проблемы уже не кажутся такими глобальными.
Еще для настроения я смотрю комедии, читаю и общаюсь с близкими.
Самое главное — собственник должен действовать в интересах бизнеса. Если это удерживать в голове, решения об увольнении, найме и другие принимать намного проще.
Какие хобби помогают вам отвлекаться от дел?
Татьяна, Спасибо! ☀️😭
Господи. вот это женщина!!!