Герой нашей статьи — Роман Пономарев — вместе с отцом занимается фермерством. С 2007 года они выращивают и продают арбузы в магазине, который находится на трассе рядом с бахчой.
Однажды возле торговой точки фермеры сделали замок из тюков соломы. Проезжающие стали останавливаться и фотографироваться, а потом заходить в магазин за арбузами. Это подметил герой и для увеличения продаж открыл парк соломенных фигур.
В статье Роман Пономарев рассказывает, какие шаги он предпринял, чтобы увеличить продажи арбузов и сделать бахчу «Пономарево» популярным местом для агротуризма.
Коротко о бизнесе
В первый год все выбило градом
Мой отец Александр Пономарев выращивал пшеницу и ячмень в селе Красном с 1992 года. Еще ребенком я помогал отцу: работал в поле, ухаживал за хозяйством. После школы я сбежал на учебу в Ставрополь, но после окончания университета понял, что хочу и дальше помогать отцу, и вернулся домой.
Однажды мы купили арбуз и всей семьей им отравились. Тогда я подумал: «Мы — фермеры, почему мы сами не можем выращивать такую полезную и вкусную ягоду без всяких химикатов?» Отец подсунул мне книжку «Умная бахча», и я углубился в эту тему.
В 2007 году мы засеяли 11 гектаров земли арбузами: пололи вдвоем с отцом, натерли огромные мозоли, денег нанять кого-то в помощь просто не было. Но почти все арбузы выбило градом, и убыток составил около 300 тысяч рублей: по тем временам на эти деньги можно было купить новенькую LADA Vesta.
Мы не повесили нос, заняли денег и в следующем году засеяли 18 гектаров земли. Полоть нам уже помогали родственники. Распродав все арбузы по 3 ₽ за килограмм, мы перекрыли прошлогодний убыток, окупили вложения, а на прибыль в 180 тысяч рублей я купил свою первую машину.
Затраты на выращивание арбузов в 2007 году
Мы активно развивались, экспериментировали с сортами и технологиями выращивания, я ездил в командировки перенимать опыт бахчеводов в 12 странах. В итоге нам удалось создать свою технологию, которая позволила выращивать экопродукцию без всякой химии. Теперь каждый год мы увеличиваем урожайность. Например, в 2020 году наша урожайность составила 40 тонн с гектара, а в 2022 году она достигла 50 тонн.
Наша главная торговая площадка — розничный магазин рядом с бахчой. С 2022 года мы продаем продукцию и оптом: сдали 70 тонн арбузов в московский ФУД СИТИ. В этом году рассчитываем сдать уже 1000 тонн.
Селфи увеличили трафик в наш розничный магазин
Мы занимаемся фермерством, поэтому у нас есть сено и солома, излишки которых мы распродаем. В 2014 году их скопилось слишком много, поэтому мы не успели все продать. Рядом с нашим розничным магазином возле трассы была пустая, ничем не засеянная земля, и мы решили свезти туда сено и солому.
На площадке мы подурачились и сделали из тюков сена замок и несколько фигур. Площадка находилась рядом с трассой, и неожиданно для нас проезжающие стали останавливаться и фотографироваться.
Наш замок понравился не только молодежи и детям: в первый же день 80-летняя бабушка забралась на самый верх замка, это примерно 5 метров от земли, и не смогла слезть. Пришлось вызволять посетительницу.
Мы сделали еще несколько фигур из соломы, и посетителей стало больше. Это было время бурного роста популярности соцсетей и селфи-культуры: девушки делали селфи с соломенными фигурами, а потом заходили в наш магазин и покупали арбузы. Мы поймали этот тренд и осознали, что чем больше людей будет посещать нашу соломенную площадку, тем больше мы продадим арбузов. Поэтому решили развиваться в этом направлении. Для этого мы:
- создали парк соломенных фигур и сделали вход платным;
- организуем агротуризм;
- проводим фестивали, ежегодные агробатлы;
- развиваем водную зону;
- следим за безопасностью посетителей.
В 2023 году парк соломенных фигур занимает 4 гектара земли из 1000 гектаров самой бахчи «Пономарево». Летом 2022 года наш парк посетили 80 тысяч туристов, в этом году мы ожидаем увеличение турпотока на 20%.
Открыли парк и сделали вход платным
Первые несколько лет мы делали только соломенные фигуры, каждый год увеличивая их количество. В 2018 году это уже был настоящий парк с чудесами света и другими крупными арт-объектами, аттракционами и площадками для фестивалей. Поэтому мы начали брать деньги за вход, тогда он стоил 50 ₽ с человека.
Каждый последующий год цена увеличивалась, и сейчас вход в парк в среднем стоит 350 ₽, причем дети до 7 лет проходят бесплатно. У нас есть и скидки для многодетных семей и инвалидов. В 2022 году к нам приехало около 80 тысяч человек, и оборот за сезон получился в районе 15 млн рублей.
Динамика увеличения стоимости посещения парка соломенных фигур по годам
Себестоимость парка в 2022 году — около 10 млн рублей, остальные деньги — задел на следующий год. Получается, мы практически ничего не зарабатываем на самом парке. Зато почти все его посетители заходят в наш розничный магазин и покупают арбузы: в 2022 году на торговой точке мы продали около 600 тонн арбузов.
Продажи нашей продукции напрямую зависят от трафика парка. 99% клиентов заезжают на нашу точку, покупают арбузы и проходят в парк. По нашим наблюдениям, одна семья покупает в нашем магазине 3 арбуза и 1 дыню.
Количество посетителей парка соломенных фигур по годам
В 2020 и 2021 годах у нас был спад посещаемости из-за пандемии, но потом турпоток снова стал расти. В 2022 году к нам приехали 80 тысяч человек. В этом году мы ожидаем увеличение посещаемости на 30%.
Начали играть на интересах аудитории
Вначале мы создавали фигуры по приколу: что нам самим интересно, то и делаем. Но потом поняли, что не все объекты заходят людям, и стали прислушиваться к их пожеланиям. Для этого теперь делаем опросы в соцсетях.
Зимой в селе не так много занятий: поэтому в это время мы с командой из 12 человек придумываем будущие арт-объекты. Каждому работнику я даю задание: составить список из 30 трендов в политике, моде, культуре, шоу-бизнесе. Через 2—3 недели они приходят с обратной связью, и вместе с помощниками я выбираю идеи для будущих арт-объектов.
Например, в 2018 году мы построили свою «Зенит Арену». Тогда питерский стадион был на слуху из-за выделения миллиардов на его строительство и постоянных переносов сроков. Мы хайпанули и у себя на бахче из тюков соломы построили стадион, а на входе повесили табличку: «Построили за 5 дней. На строительство потратили 41 тысячу рублей. В ходе постройки не украдено и не распилено ни одного рубля».
Я и не думал, что это произведет такой общественный резонанс. На арене толпились сотни туристов, про нас писали в газетах и показывали в новостях. Нам даже ответили из футбольного клуба «Зенит» и прислали нам футболки, вымпелы и другие свои фирменные сувениры, а мы отослали им арбузы.
Для каждой фигуры у нас есть тестовый период в один сезон. Если фигура популярна, то она остается и на следующий сезон, если нет, мы ее сносим и заменяем другой. Нам легко оценить популярность, для этого не нужны аналитические программы: мы просто смотрим на количество людей, фотографирующихся у фигуры, и обращаем внимание на протоптанность дорожек к ней.
Организовали агротуризм
По моим наблюдениям, у советских людей еще сильна тяга к селу: они с ностальгией вспоминают, как в школьные годы ездили на картошку или летом в деревню к бабушке. Молодежь же гонится за новыми впечатлениями, модой и трендами. Поэтому мы решили использовать прошлый опыт и интересы людей и организовали агротуризм.
Посетители парка участвуют в настоящих сельхозработах и сборе урожая. Например, мы предлагаем им заплатить фиксированную цену за килограмм любого овоща или клубники и отправиться на поле с ведрами их собирать. Собранное можно забрать домой.
Мы организовываем агрочас, на котором в игровой форме прививаем детям любовь к труду и сельскому хозяйству. Например, мы учим их полоть, продергивать траву, прорывать сорняк. Устраиваем конкурсы, кто быстрее, и дарим победителям подарки.
Привлекли к созданию фигур посторонних людей, но прогадали
Изначально мы сами делали все фигуры. У нас есть работник, который хорошо учитывает пропорции, например какого размера у соломенного муравья должно быть туловище, а какого — голова. У другого работника получается делать устойчивые конструкции для фигур. Так и получается обходиться своими силами, зато все делаем с душой.
У нас был неприятный опыт в привлечении посторонних людей к созданию объектов. В 2022 году мы не успевали и за полмиллиона рублей заказали конструкцию Змея Горыныча, но он не зашел посетителям. Несмотря на гигантский размер фигуры, люди проходили мимо и шли фотографироваться к другим. Мы расспрашивали, что не так, и ответ большинства нас поразил: «Слишком идеально».
Змей Горыныч не только не оправдал вложений, но принес с собой кучу возни из-за своих габаритов. Его шуба из соломы и из-за ливней впитала за сезон 5 тонн воды, а это огромная нагрузка на конструкцию. Пришлось все переделывать и заменять соломенную шубу на сетку.
Мы поняли, что фигуры получаются лучше, когда мы делаем их сами. Например, над Чебурашкой в течение недели трудились три человека, а на покупку материалов мы потратили всего 60 тысяч рублей.
Создали водную зону
Парк находится в открытом поле, поэтому посетители часто жаловались на невыносимую жару: летом температура может достигать 40 градусов. У нас были фонтаны и охлаждающие тоннели, но этого недостаточно. Поэтому в 2023 году мы наконец решили проблему и организовали водную зону.
Мы установили пять бассейнов. Несмотря на дневную жару, ночью в июне и сентябре у нас низкие температуры, и вода остывает. Чтобы дети могли купаться, мы прогреваем воду в бассейнах до 28 градусов.
Надеемся, что бассейны привлекут в парк еще больше туристов. В Ставропольском крае недостаточно мест для купания с чистой и теплой водой. А у нас всего за 300 ₽ в будни и 400 ₽ в выходные можно целый день гулять в парке, участвовать в анимационной программе и 1 час купаться в бассейне.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Усилили охрану людей и объектов
Почти все наши объекты из соломы, поэтому их легко испортить. Например, у нас есть гигантский черный паук, по которому любят лазать дети. Мы не разрешаем, но родители часто отвлекаются на селфи и не успевают следить за детьми. В итоге паук разрушается за неделю, и приходится его восстанавливать и подкрашивать. Конечно, это не критично, смотрим на это как на небольшие издержки.
Сено и солома огнеопасны, поэтому в нашем парке категорически запрещено любое использование спичек и зажигалок. Мы не продаем и алкоголь: приезжают к нам в основном с детьми, за которыми нужно следить.
Поначалу мы не справлялись с наплывом людей на мероприятиях, и у нас царил хаос. Сейчас детей в парке развлекают аниматоры, за порядком следит охрана. Но проблема с непредсказуемостью потока туристов остается: мы не можем точно сказать, сколько людей к нам приедет завтра. Даже в будни парк могут посетить от 200 от 2 тысяч туристов, которых нужно обслуживать, развлекать и охранять. Поэтому в дни массового наплыва часть работников мы переводим с полей в парк, они помогают нам с его обустройством, расходятся на посты и следят за порядком и безопасностью.
Проводим фестивали и агробатлы
Первый праздник в парке мы провели в 2017 году, затем начали организовывать мероприятия по выходным. Теперь у нас ежедневные экскурсии, турниры, пенные дискотеки и водные битвы.
С 2019 года в конце каждого сезона мы проводим агробатл. Это фестиваль, на который съезжаются бахчеводы со всей страны и даже из-за рубежа и соревнуются в номинациях. Например, кто вырастил самый большой арбуз, самую сладкую дыню или крепкую тыкву.
На один из агробатлов к нам везли 420-килограммовую тыкву из Беларуси. Чтобы перевезти ее через границу, нужно было сделать фитосанитарную пробу, а для этого отрезать кусочек. Но тогда тыква испортилась бы в дороге и приехала бы на фестиваль прогнившей. Проблему не могли решить на границе несколько дней. В итоге на контроле сжалились и взяли пробу не из мякоти, а из хвостика.
Мы и сами принимаем участие в батлах. В 2022 году победили в номинации «Самая крепкая тыква», ее вес составил 299 килограммов.
Увеличение продаж арбузов и дынь — лишь второстепенная цель агробатла. Главная же — привлечь на мероприятия как можно больше опытных бахчеводов для обмена опытом.
В других регионах пробовали создать агропарки соломенных фигур. Но, насколько я знаю, у них ничего не получилось. Думаю, причина проста: чтобы развивать такой бизнес, нужно самому быть фермером, у которого есть подушка безопасности в виде соломы или другого сырья. Себестоимость тюка сена — 50 ₽, если бы мы его покупали, то он обошелся бы нам в два раза дороже. На начальных этапах мы, как и наши конкуренты, финансово бы это не потянули.
В 2023 году мы обновили зону аттракционов, расставили соломенные грибы и деревья, поменяли имидж Горыныча, расширили клубничную территорию, добавили беседки, расширили детский «Панда-парк» и создали водную зону. Рассчитываем, что поток туристов на бахчу продолжит расти и дальше. А вместе с ним вырастут и продажи нашей продукции.
Что вы делаете, чтобы увеличить продажи вашего продукта?
Так рассуждать, то лучше ничего ни есть.
Знаем, знаем, проходили, дураков нет, а есть 600 тонн селитры. Ха-ха-ха.