Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник

«Если Россия обыграет Испанию, буду кормить гостей бесплатно»: опыт владельца фуд-трака

«Если Россия обыграет Испанию, буду кормить гостей бесплатно»: опыт владельца фуд-трака
«Если Россия обыграет Испанию, буду кормить гостей бесплатно»: опыт владельца фуд-трака

Кирилл Кожевников уже 10 лет кормит бургерами родной Челябинск. Сначала у него были только фуд-траки. В 2021 году Кирилл открыл стационарные кафе, но после разногласий с партнерами отказался от этого бизнеса. Поэтому сейчас в фокусе внимания героя — мобильные бургерные.

Как работает фуд-трак, сколько бургеров он делает за час и как борется с падением оборота зимой, Кирилл рассказал в статье.

Кирилл Кожевников — владелец «Перекати бургер»
Кирилл Кожевников — владелец «Перекати бургер»

Коротко о бизнесе

Компания
Перекати Бургер
Сфера бизнеса
Сеть бургерных, в том числе два фуд-трака
Оборот
6 000 000 ₽ в год
Старт работы бизнеса
С 2012 года
Город
Челябинск
Как найти

Меня раздражало, что на улице продают только самсу и чебуреки

Я всегда любил готовить, особенно мясные блюда. В 2010‑е мы с товарищем придумали делать готовые обеды и развозить их по рынкам. Там продавцы работают целый день, и им нужно что-то есть — с этим мы и помогали.

В 2012 году я увидел первый на Южном Урале фуд-трак — машину, в которой оборудована кухня. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда было в диковинку. Я подошел к владельцу познакомиться. Его звали Виталий, и оказалось, что он сам делает фуд-траки. Мне это стало интересно, я окунулся в эту тему и заболел ей.

Мне всегда нравилась уличная еда. Я был частым гостем в Макдоналдсе и думал: почему бургеры делают только такие гиганты, а на улице продают в основном самсу и чебуреки? Почему нет бургеров или вкусных хот-догов? Меня, как потребителя, это раздражало. Так что фуд-трак показался отличной идеей — я смог бы решить свою проблему, найти занятие по душе и зарабатывать деньги.

Купил фуд-трак с партнерами, но через полгода ушел от них

Денег на фуд-трак в 2012 году у меня не было. Поэтому я нашел знакомых, которые согласились вложиться в покупку машины. Мы договорились так: они дают деньги на старте и, когда будет прибыль, какое-то количество денег заберут себе. Точные условия сделки разглашать не могу.

Фуд-трак купил у Виталия, он был полностью оборудован и готов к работе. Обошелся мне в 1 300 000 ₽, я считаю, что это довольно дешево для такого бизнеса.

Виталий легко согласился продать машину, потому что не хотел готовить и продавать бургеры. Его бизнес-идея — как раз строить фуд-траки и продавать их. Он даже показал схему сборки бургеров и рассказал некоторые нюансы процесса. Думаю, Виталий рассчитывал, что люди увидят у нас фуд-трак, спросят, кто его построил, — придут к нему и купят еще.

Фуд-трак Black Rock
Фуд-трак Black Rock

На фото — наш черный фуд-трак, мы его назвали Black Rock. Как-то к нам заезжал финансист и пошутил, что мы называемся в честь известного инвестфонда. А мы про него знать не знали — просто придумали такое название, потому что машина черная и возвышается над проезжей частью

На фото — наш черный фуд-трак, мы его назвали Black Rock. Как-то к нам заезжал финансист и пошутил, что мы называемся в честь известного инвестфонда. А мы про него знать не знали — просто придумали такое название, потому что машина черная и возвышается над проезжей частью

Поставили фуд-трак там же, где он стоял у Виталия — в центре города, на улице Труда. Когда я спросил у Виталия, почему именно это место, он ответил просто: поблизости есть склад, где можно хранить сырье.

Освоили технологию приготовления бургеров, получили медицинские книжки и начали работать.

Суть фуд-трака в том, что ты можешь переезжать с места на место — ты же на машине! Поначалу мы так и работали.

С 9:00 до 19:00 стояли на улице Труда. Потом ехали в городской парк, куда люди выходили на прогулку после работы. К ночи перезжали к вузу: там собирались уличные гонщики, а мы их кормили. В час ночи возвращались в гараж. Быстро мыли оборудование, разъезжались по домам, а к 9 утра — снова на работу.

В 2012 в стране еще не было такой бургерной лихорадки, как в 2020-е. У всех была одна ассоциация: бургер можно купить в Макдоналдсе. А тут мы делаем на улице вкусные бургеры и продаем по 150 ₽, что доступно для многих. К нам заходили совсем разные клиенты — и подростки, и мужчины на дорогих машинах. Все были от бургеров в восторге.

Средний оборот в день был 10 000 ₽, и это неплохие деньги по тем временам, учитывая низкую стоимость ингредиентов и бензина. Помню, как-то в пятницу мы получили оборот в 19 000 ₽ за смену и были счастливы, как дети, хоть и устали.

Появилась проблема: клиентам не нравилось, что машина часто меняет место стоянки. Нам писали: «Мы приезжаем за бургерами, а вас там нет. Стойте всегда на одном месте!» Меня это злило: у нас же фуд-трак, в том и смысл, что нам не обязательно стоять на одном месте!

Мы сообщали через соцсети, где стоим и куда отправимся дальше, но клиенты все равно негодовали. В итоге мы перестали переезжать и все время стояли на одной точке. В 2022 году мои фуд-траки тоже редко меняют место стоянки, только если едут на какие-то мероприятия.

Я не знаю, окупились ли деньги, вложенные в первый фуд-трак, потому что вышел из игры через полгода. Со знакомыми, которые на старте вложили деньги, мы разошлись во взглядах на развитие бизнеса. Я был уверен, что надо сначала вырасти, и только потом забирать себе деньги из бизнеса.

Оставил партнерам все: технологии, машину, торговое место. Ушел в чистое поле, ничего себе не взял.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Ушел в наем, чтобы набраться опыта

Я твердо понимал, что фуд-траки — это мое. Поэтому попросился в помощники к Виталию, у которого покупал фуд-трак. Виталий к тому времени работал на новой машине.

Виталий всегда работал один и не хотел меня брать, но я его уговорил. Я согласился быть простым наемником и работать от зари до зари, потому что у меня была цель — собрать опыт и двигаться дальше.

На Виталия я работал почти четыре года, во всем ему помогал и всему учился. Мне нравилось готовить бургеры и общаться с клиентами. Многие заезжали именно на меня. Спрашивали: «Кирилл, когда будет ваша смена?» И приезжали. Интересное было время.

К 2017 году я набрался опыта и захотел двигаться дальше — открыть свой фуд-трак.

Бургер «Перекати бургер»
Бургер «Перекати бургер»

Вот такие красивые бургеры мы делаем, они привлекают внимание. А еще это понятная и быстрая еда, что важно для моих покупателей. Часто бургеры берут прохожие, которые пробегают мимо и им хочется съесть что-то на ходу. На мой взгляд, бургер идеально для этого подходит. Съел и довольный пошел по делам

Вот такие красивые бургеры мы делаем, они привлекают внимание. А еще это понятная и быстрая еда, что важно для моих покупателей. Часто бургеры берут прохожие, которые пробегают мимо и им хочется съесть что-то на ходу. На мой взгляд, бургер идеально для этого подходит. Съел и довольный пошел по делам

Купил фуд-трак: прославился на всю страну, а потом его разбили в ДТП

Я накопил часть денег плюс занял у знакомых — и выкупил фуд-трак, на котором мы работали с Виталием. Мы были в хороших отношениях, так что он немного уступил по цене — отдал машину за 900 000 ₽.

На новой машине я проработал год. В день оборот был в среднем 7000 ₽. Если учесть, что работал один, мне хватало.

В 2018 году случилась история, из-за которой обо мне рассказали многие СМИ. Тогда шел чемпионат мира по футболу, и я верил в победу наших ребят. Меня раздражало, что многие принижали российскую команду. Я написал пост в соцсетях: если Россия обыграет Испанию, я буду целый день кормить гостей бесплатно.

И тут наши победили.

Я думал, ко мне придут за бесплатными бургерами от силы 50 человек. Но оказалось, что мой пост разошелся по соцсетям и о моем обещании узнали все.

Ко мне хлынул весь Челябинск. Я тогда сделал более 600 бургеров, а обычно в день собирал не больше 70! Было очень тяжело, потому что работал один. Потом пришел домой и упал спать, так был измотан. Но пацан сказал — пацан сделал. Не взял ни рубля.

Было, конечно, забавно, но я пожалел, что дал обещание всех покормить. Я прогремел на всю страну, меня даже показали по Первому каналу. А вот в плане маркетинга никакого эффекта от этой акции не было: продажи не выросли, люди просто поели и ушли.

Процесс приготовления бургера
Процесс приготовления бургера

Это фото процесса приготовления бургеров. Кажется, что все идет размеренно, но так бывает не всегда. Особенно во время мероприятий

Это фото процесса приготовления бургеров. Кажется, что все идет размеренно, но так бывает не всегда. Особенно во время мероприятий

В марте 2019 года ночной лихач в хлам разбил мою машину на стоянке. Как потом сказали сотрудники ГИБДД, у него была такая большая скорость, что он перелетел через все сугробы и протаранил фуд-трак.

Когда я увидел машину, был в шоке. Машина не подлежала восстановлению, и я избавился от нее. Представляете, купил за 900 000 ₽, а через год продал в три раза дешевле. Виновник ДТП выплатил по страховке 250 000 ₽, но это не компенсировало затраты на покупку.

К счастью, кухня пострадала не так сильно, как машина. Виталий и друзья приехали мне помочь, и за два дня мы смогли восстановить оборудование.

Фото фуд-трака после ДТП
Фото фуд-трака после ДТП

Фото после ДТП: на первом плане — виновник ДТП, на заднем — моя мобильная кухня. Работать на фуд-траке после аварии уже не мог

Фото после ДТП: на первом плане — виновник ДТП, на заднем — моя мобильная кухня. Работать на фуд-траке после аварии уже не мог

Поставил кухню на машину друга и поехал в Геленджик

Еще до ДТП у меня была идея поехать на фуд-траке в Геленджик. Думал: можно ехать по городам России на юг и по пути торговать бургерами. Заехал на рынок, купил фарша, открылся, поторговал и поехал дальше.

Но фуд-трака-то у меня уже не было. И денег на новый — тоже.

К счастью, знакомый предложил взять у него фуд-трак на время. Аренда обходилась в 10 000 ₽ в месяц. Я согласился, взял деньги от страховки после аварии и поехал в Геленджик.

На юге я пробыл два месяца и сработал на троечку. В день оборот был, как в Челябинске — 7000 ₽. Это слабо для юга и курортного сезона, вообще я рассчитывал на 30 000 ₽ в день.

Проблема в том, что я стоял в неправильном месте. Чиновники на юге были не в восторге от фуд-траков и не пускали их в город. Как мне сказали, кто-то перед этим потравил туристов шаурмой, и власти не особо приветствовали форматы мобильной торговли. Поэтому мне пришлось встать на частной территории у гостевого домика, а там ходило не очень много людей.

После южного сезона я вернулся в Челябинск и продолжил работать в родном городе.

Кирилл Кожевников готовит бургеры
Кирилл Кожевников готовит бургеры

На этой фотографии именно я готовлю бургеры, на юге тоже работал сам. Мне там понравилось, но я получил в четыре раза меньше оборота, чем рассчитывал

На этой фотографии именно я готовлю бургеры, на юге тоже работал сам. Мне там понравилось, но я получил в четыре раза меньше оборота, чем рассчитывал

Поехал работать на горнолыжку, но меня выгнали через пять дней

Фуд-трак — летняя тема, и сезон длится с весны по раннюю осень. У меня зимой всегда спад оборота на 50%. Такой обвал происходит, потому что нет пешеходов: в морозы люди не едят на улице, а бегут мимо, едут в кафе или домой.

Если хочешь работать на фуд-траке зимой, надо искать удачную точку. Клиенты долго мне говорили: тебе надо на горнолыжку, вот где тебя ждут. И я решил попробовать.

В первый раз поехал поработать на горнолыжном курорте в январе 2020 года. Мы приехали вместе с коллегой: у меня мобильная бургерная, у него — кофейня.

За пять дней на горнолыжке я сделал оборот 130 000 ₽. Это неплохо, учитывая, что жилье было бесплатным, а питался я как сотрудник горнолыжки со скидкой. Я был доволен поездкой. Но потом случился инцидент.

После пяти дней работы местная бухгалтерия подняла шум. Сказала: убирайте фуд-траки, потому что они подрезали оборот стационарных заведений. Оно и понятно: лыжникам и сноубордистам проще перекусить в фуд-траке, чем заходить в кафе и ждать. Пока все принесут, у тебя уже сгорит ски-пасс — это карта для подъема на гору. Люди были в восторге, а бухгалтерия нет. Поэтому нас попросили уехать.

Обороты фуд-трака в зависимости от места, 2019 год

МестоОборот
Улица в Челябинске
7000 ₽ в день
Горнолыжный курорт
26 000 ₽ в день

Через лизинговую компанию купил два фуд-трака

В 2021 году я снова поехал поработать на горнолыжный курорт, но уже просто поваром в кафе, потому что насчет фуд-трака договориться не удалось. Там у меня завязался разговор со знакомым. Я искал место для фуд-трака, и он предложил: «Я смогу выбить тебе место на проходной улице в Челябинске, но покупай фуд-трак побольше — чтобы машину было видно со всех сторон».

Я загорелся этой идеей и обратил внимание на новую машину Виталия. Он продавал ее за 2 500 000 ₽, но у меня не было таких денег. Я пытался взять кредит, но ничего не вышло. А потом меня вывели на лизинговую компанию, которая согласилась отдать мне машину в лизинг. С ее помощью я купил два фуд-трака: черный и оранжевый.

Первая машина — черный фуд-трак, купил его в мае 2021 года. С учетом лизинга я заплачу за него 4 100 000 ₽.

Оранжевый фуд-трак — в два раза больше черного, его купил в декабре 2021 года. Машина стоила 4 500 000 ₽, но с учетом лизинга заплачу за нее почти в два раза больше.

Готовим в фуд-траках по-разному. В черном — в закрытой угольной печи, благодаря этому котлете и булочке придается аромат дыма. Но обслуживать эту печь сложно, потому что постоянный спутник готовки в ней — это ожоги. Газовый гриль — более экономный вариант, и он гораздо проще в эксплуатации, поэтому для оранжевой машины мы выбрали именно его.

Оранжевый фуд-трак
Оранжевый фуд-трак

Это мой оранжевый фуд-трак. Зимой я пробовал вставать с ним на катках, но оказалось, что посетители не покупают еду — максимум приносят с собой термос и бутерброды. А вот на горнолыжке бургеры берут охотно: туда приезжают на несколько часов, бутербродами не отделаться

Это мой оранжевый фуд-трак. Зимой я пробовал вставать с ним на катках, но оказалось, что посетители не покупают еду — максимум приносят с собой термос и бутерброды. А вот на горнолыжке бургеры берут охотно: туда приезжают на несколько часов, бутербродами не отделаться
Черный фуд-трак
Черный фуд-трак

Это мой черный фуд-трак. Я считаю, что мобильная бургерная должна привлекать внимание издалека, поэтому мы разрисовали машину поярче

Это мой черный фуд-трак. Я считаю, что мобильная бургерная должна привлекать внимание издалека, поэтому мы разрисовали машину поярче

Фуд-траку выгодно стоять на массовых мероприятиях

С первого же года работы я понял, что фуд-трак и массовые мероприятия — это брат и сестра. Когда кто-то организует праздник, ему нужно кормить людей. Фуд-трак удобнее всего: организаторам не надо ставить палатку, просто вызываешь машину, она приезжает, всех кормит и уезжает. Для меня это тоже выгодно: если в обычный день обороты двух фуд-траков — 30 000 ₽, то на мероприятии я могу получить до 200 000 ₽.

Примеры оборотов одного фуд-трака, 2022 год

МестоОборот
Обычный день
15 000 ₽ в день
День города
100 000 ₽ в день

На городских и частных мероприятиях работаю на разных условиях. Если это муниципальное мероприятие, то ничего не плачу городу. Мы договариваемся, что я смогу покормить людей на празднике, согласовываю место и ставлю там машину. Дальше продаю бургеры, как обычно.

На частные мероприятия покупаю «проездные». Обычно работаю за определенный процент от оборота. Частник подключается к нашей онлайн-кассе, чтобы видеть, сколько я заработал, и я перечисляю ему процент от суммы, на который мы договорились.

Бывает, что частники не проверяют оборот и все держится на пацанском слове. Я свое слово всегда держу, и все знают, что не обманываю: ударил по рукам — и разошлись. И я заработал, и они заработали, и гости довольны.

Летом 2022 года был бум массовых мероприятий, пришлось даже некоторые упустить. Мы заключили договор с яхт-клубом на озере Увильды: каждые выходные фуд-трак уезжал туда и кормил гостей. А мне звонили организаторы городских мероприятий и просили: у нас тут выездной кемпинг или дискотека, приедьте, покормите нас! В таких случаях давал наводку друзьям, у которых свои фуд-траки, — они ехали вместо меня.

140 бургеров за два часа и пожар в фуд-траке

У меня за годы работы были разные ситуации: и смешные, и опасные.

Обычно в день на одном фуд-траке мы готовим 70 бургеров. Но как-то мы должны были приготовить 140 бургеров за два часа. Ребята собрались на одну тусовку, им срочно нужна была еда, и мы взяли заказ.

Из-за высокой загрузки в фуд-траке все дымило, и вытяжка не справлялась — дым валил уже в машину. Я стоял и задыхался. Прохожие подходили и спрашивали, что случилось. Я отвечал: «Все нормально — работаем!» В итоге все успел. Отвез заказ, и все были довольны.

А еще была экстремальная история.

В одной из машин стояла тепловая завеса — чтобы было тепло, когда осенью или зимой высовываешься на улицу принять заказ. Как-то заехала постоянная гостья. Я был на смене. Только принял заказ — чувствую, запахло паленым. Думаю: рано заказу гореть, я ж его только взял. Тут вижу, что горит тепловая завеса, а девушка в ужасе кричит: «Я вызываю пожарных!»

Говорю: «Не надо никого вызывать». Горело тихо, так что я следил за этим, а сам готовил заказ. Доготовил. Отдал заказ. Обесточил тепловую завесу и залил огонь водой из умывальника — плеснул и потушил.

Гостья потом подошла и говорит: «Вы такой хладнокровный!» А я тогда думал: надо заказ доготовить, чего человек голодный стоит, накормлю — и разберусь.

Красивое фото приготовления бургера
Красивое фото приготовления бургера

Процесс приготовления бургеров может выглядеть красивым и даже романтичным, особенно если впечатлиться фильмом «Повар на колесах». Но новичкам я говорю: если хочешь быть фуд-тракером, забудь всю романтику. Это сложный бизнес, где надо много работать и быть готовым к разным неожиданностям

Процесс приготовления бургеров может выглядеть красивым и даже романтичным, особенно если впечатлиться фильмом «Повар на колесах». Но новичкам я говорю: если хочешь быть фуд-тракером, забудь всю романтику. Это сложный бизнес, где надо много работать и быть готовым к разным неожиданностям

Дешевле открыть два кафе, чем купить один фуд-трак

Я знаю, что есть много желающих открыть фуд-трак. Думают: куплю прицеп, заработаю и через два года поеду на Мальдивы. К сожалению, это не так. За 10 лет машины так подорожали, что в 2022 году дешевле организовать открытие двух кафе, чем купить один фуд-трак. В 2014 году можно было взять новый с хорошим британским оборудованием за 2 500 000 ₽, а в 2022 — будет стоить от 3 500 000 ₽, и это будет старая раздолбанная машина.

Выросли в цене не только машины, но и сырье. У меня классический бургер за 10 лет подорожал на 100 ₽ — со 150 до 250 ₽. Многие меня ругают, что я сдираю с людей последнее. Но правда выросла себестоимость, даже для уличной еды. А я вынужден держать марку и не ронять качество. К нам часто заходят с детьми, и я не имею права экономить на ингредиентах.

Один знакомый сказал: надо тебе закрываться, это нерентабельно. Нет, это рентабельно, но это не те деньги, которые хотелось бы зарабатывать.

В 2021 году я пробовал открывать стационарные кафе, но в итоге закрыл их из-за разногласий с партнерами. Меня подкосила эта ситуация, а потом и события 2022 года в стране.

Я рад, что в целом люди продолжают покупать бургеры, но обороты все-таки снизились: за год черная машина сделала порядка 4 000 000 ₽, а оранжевая — в два раза меньше. Это не те обороты, на которые я рассчитывал. Я думал, что на обеих машинах получу оборот 9 000 000 ₽, но что имеем, то имеем. Так что на декабрь 2022 года моя главная задача — сохранить ресурсы и выжить.

Оборот одного фуд-трака в разные годы

ГодОборот в обычный деньУдачный день — массовые мероприятия или другие выезды
2012
10 000 ₽
19 000 ₽
2019
7000 ₽
26 000 ₽
2022
15 000 ₽
100 000 ₽

По весне 2023 года буду думать, как развиваться дальше, тогда, наверное, станет понятнее, что будет происходить с экономикой. Я склоняюсь к тому, чтобы снова попробовать открыть стационарное заведение, пусть и небольшое.

Кирилл Кожевников
Кирилл Кожевников

Я открывал кафе, но этот бизнес не удался. Пришлось снова вернуться к фуд-тракам, но я не оставляю мыслей про стационарные точки

Я открывал кафе, но этот бизнес не удался. Пришлось снова вернуться к фуд-тракам, но я не оставляю мыслей про стационарные точки
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Пробовали запускать бизнес на фастфуде? С какими сложностями столкнулись?

Евгений Лыков

Вперёд парень.
Лишь НАСТОЙЧИВОСТЬ и ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ помогут свернуть горы!!!
ТАК ДЕРЖАТЬ!!!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации