Кирилл Кожевников уже 10 лет кормит бургерами родной Челябинск. Сначала у него были только фуд-траки. В 2021 году Кирилл открыл стационарные кафе, но после разногласий с партнерами отказался от этого бизнеса. Поэтому сейчас в фокусе внимания героя — мобильные бургерные.
Как работает фуд-трак, сколько бургеров он делает за час и как борется с падением оборота зимой, Кирилл рассказал в статье.
Коротко о бизнесе
Меня раздражало, что на улице продают только самсу и чебуреки
Я всегда любил готовить, особенно мясные блюда. В 2010‑е мы с товарищем придумали делать готовые обеды и развозить их по рынкам. Там продавцы работают целый день, и им нужно что-то есть — с этим мы и помогали.
В 2012 году я увидел первый на Южном Урале фуд-трак — машину, в которой оборудована кухня. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда было в диковинку. Я подошел к владельцу познакомиться. Его звали Виталий, и оказалось, что он сам делает фуд-траки. Мне это стало интересно, я окунулся в эту тему и заболел ей.
Мне всегда нравилась уличная еда. Я был частым гостем в Макдоналдсе и думал: почему бургеры делают только такие гиганты, а на улице продают в основном самсу и чебуреки? Почему нет бургеров или вкусных хот-догов? Меня, как потребителя, это раздражало. Так что фуд-трак показался отличной идеей — я смог бы решить свою проблему, найти занятие по душе и зарабатывать деньги.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Купил фуд-трак с партнерами, но через полгода ушел от них
Денег на фуд-трак в 2012 году у меня не было. Поэтому я нашел знакомых, которые согласились вложиться в покупку машины. Мы договорились так: они дают деньги на старте и, когда будет прибыль, какое-то количество денег заберут себе. Точные условия сделки разглашать не могу.
Фуд-трак купил у Виталия, он был полностью оборудован и готов к работе. Обошелся мне в 1 300 000 ₽, я считаю, что это довольно дешево для такого бизнеса.
Виталий легко согласился продать машину, потому что не хотел готовить и продавать бургеры. Его бизнес-идея — как раз строить фуд-траки и продавать их. Он даже показал схему сборки бургеров и рассказал некоторые нюансы процесса. Думаю, Виталий рассчитывал, что люди увидят у нас фуд-трак, спросят, кто его построил, — придут к нему и купят еще.
Поставили фуд-трак там же, где он стоял у Виталия — в центре города, на улице Труда. Когда я спросил у Виталия, почему именно это место, он ответил просто: поблизости есть склад, где можно хранить сырье.
Освоили технологию приготовления бургеров, получили медицинские книжки и начали работать.
Суть фуд-трака в том, что ты можешь переезжать с места на место —
С 9:00 до 19:00 стояли на улице Труда. Потом ехали в городской парк, куда люди выходили на прогулку после работы. К ночи перезжали к вузу: там собирались уличные гонщики, а мы их кормили. В час ночи возвращались в гараж. Быстро мыли оборудование, разъезжались по домам, а к 9 утра — снова на работу.
В 2012 в стране еще не было такой бургерной лихорадки, как в 2020-е. У всех была одна ассоциация: бургер можно купить в Макдоналдсе. А тут мы делаем на улице вкусные бургеры и продаем по 150 ₽, что доступно для многих. К нам заходили совсем разные клиенты — и подростки, и мужчины на дорогих машинах. Все были от бургеров в восторге.
Средний оборот в день был 10 000 ₽, и это неплохие деньги по тем временам, учитывая низкую стоимость ингредиентов и бензина. Помню, как-то в пятницу мы получили оборот в 19 000 ₽ за смену и были счастливы, как дети, хоть и устали.
Появилась проблема: клиентам не нравилось, что машина часто меняет место стоянки. Нам писали: «Мы приезжаем за бургерами, а вас там нет. Стойте всегда на одном месте!» Меня это злило: у нас же фуд-трак, в том и смысл, что нам не обязательно стоять на одном месте!
Мы сообщали через соцсети, где стоим и куда отправимся дальше, но клиенты все равно негодовали. В итоге мы перестали переезжать и все время стояли на одной точке. В 2022 году мои фуд-траки тоже редко меняют место стоянки, только если едут на какие-то мероприятия.
Я не знаю, окупились ли деньги, вложенные в первый фуд-трак, потому что вышел из игры через полгода. Со знакомыми, которые на старте вложили деньги, мы разошлись во взглядах на развитие бизнеса. Я был уверен, что надо сначала вырасти, и только потом забирать себе деньги из бизнеса.
Оставил партнерам все: технологии, машину, торговое место. Ушел в чистое поле, ничего себе не взял.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Ушел в наем, чтобы набраться опыта
Я твердо понимал, что фуд-траки — это мое. Поэтому попросился в помощники к Виталию, у которого покупал фуд-трак. Виталий к тому времени работал на новой машине.
Виталий всегда работал один и не хотел меня брать, но я его уговорил. Я согласился быть простым наемником и работать от зари до зари, потому что у меня была цель — собрать опыт и двигаться дальше.
На Виталия я работал почти четыре года, во всем ему помогал и всему учился. Мне нравилось готовить бургеры и общаться с клиентами. Многие заезжали именно на меня. Спрашивали: «Кирилл, когда будет ваша смена?» И приезжали. Интересное было время.
К 2017 году я набрался опыта и захотел двигаться дальше — открыть свой фуд-трак.
Купил фуд-трак: прославился на всю страну, а потом его разбили в ДТП
Я накопил часть денег плюс занял у знакомых — и выкупил фуд-трак, на котором мы работали с Виталием. Мы были в хороших отношениях, так что он немного уступил по цене — отдал машину за 900 000 ₽.
На новой машине я проработал год. В день оборот был в среднем 7000 ₽. Если учесть, что работал один, мне хватало.
В 2018 году случилась история, из-за которой обо мне рассказали многие СМИ. Тогда шел чемпионат мира по футболу, и я верил в победу наших ребят. Меня раздражало, что многие принижали российскую команду. Я написал пост в соцсетях: если Россия обыграет Испанию, я буду целый день кормить гостей бесплатно.
И тут наши победили.
Я думал, ко мне придут за бесплатными бургерами от силы 50 человек. Но оказалось, что мой пост разошелся по соцсетям и о моем обещании узнали все.
Ко мне хлынул весь Челябинск. Я тогда сделал более 600 бургеров, а обычно в день собирал не больше 70! Было очень тяжело, потому что работал один. Потом пришел домой и упал спать, так был измотан. Но пацан сказал — пацан сделал. Не взял ни рубля.
Было, конечно, забавно, но я пожалел, что дал обещание всех покормить. Я прогремел на всю страну, меня даже показали по Первому каналу. А вот в плане маркетинга никакого эффекта от этой акции не было: продажи не выросли, люди просто поели и ушли.
В марте 2019 года ночной лихач в хлам разбил мою машину на стоянке. Как потом сказали сотрудники ГИБДД, у него была такая большая скорость, что он перелетел через все сугробы и протаранил фуд-трак.
Когда я увидел машину, был в шоке. Машина не подлежала восстановлению, и я избавился от нее. Представляете, купил за 900 000 ₽, а через год продал в три раза дешевле. Виновник ДТП выплатил по страховке 250 000 ₽, но это не компенсировало затраты на покупку.
К счастью, кухня пострадала не так сильно, как машина. Виталий и друзья приехали мне помочь, и за два дня мы смогли восстановить оборудование.
Поставил кухню на машину друга и поехал в Геленджик
Еще до ДТП у меня была идея поехать на фуд-траке в Геленджик. Думал: можно ехать по городам России на юг и по пути торговать бургерами. Заехал на рынок, купил фарша, открылся, поторговал и поехал дальше.
Но фуд-трака-то у меня уже не было. И денег на новый — тоже.
К счастью, знакомый предложил взять у него фуд-трак на время. Аренда обходилась в 10 000 ₽ в месяц. Я согласился, взял деньги от страховки после аварии и поехал в Геленджик.
На юге я пробыл два месяца и сработал на троечку. В день оборот был, как в Челябинске — 7000 ₽. Это слабо для юга и курортного сезона, вообще я рассчитывал на 30 000 ₽ в день.
Проблема в том, что я стоял в неправильном месте. Чиновники на юге были не в восторге от фуд-траков и не пускали их в город. Как мне сказали, кто-то перед этим потравил туристов шаурмой, и власти не особо приветствовали форматы мобильной торговли. Поэтому мне пришлось встать на частной территории у гостевого домика, а там ходило не очень много людей.
После южного сезона я вернулся в Челябинск и продолжил работать в родном городе.
Поехал работать на горнолыжку, но меня выгнали через пять дней
Фуд-трак — летняя тема, и сезон длится с весны по раннюю осень. У меня зимой всегда спад оборота на 50%. Такой обвал происходит, потому что нет пешеходов: в морозы люди не едят на улице, а бегут мимо, едут в кафе или домой.
Если хочешь работать на фуд-траке зимой, надо искать удачную точку. Клиенты долго мне говорили: тебе надо на горнолыжку, вот где тебя ждут. И я решил попробовать.
В первый раз поехал поработать на горнолыжном курорте в январе 2020 года. Мы приехали вместе с коллегой: у меня мобильная бургерная, у него — кофейня.
За пять дней на горнолыжке я сделал оборот 130 000 ₽. Это неплохо, учитывая, что жилье было бесплатным, а питался я как сотрудник горнолыжки со скидкой. Я был доволен поездкой. Но потом случился инцидент.
После пяти дней работы местная бухгалтерия подняла шум. Сказала: убирайте фуд-траки, потому что они подрезали оборот стационарных заведений. Оно и понятно: лыжникам и сноубордистам проще перекусить в фуд-траке, чем заходить в кафе и ждать. Пока все принесут, у тебя уже сгорит ски-пасс — это карта для подъема на гору. Люди были в восторге, а бухгалтерия нет. Поэтому нас попросили уехать.
Обороты фуд-трака в зависимости от места, 2019 год
Через лизинговую компанию купил два фуд-трака
В 2021 году я снова поехал поработать на горнолыжный курорт, но уже просто поваром в кафе, потому что насчет фуд-трака договориться не удалось. Там у меня завязался разговор со знакомым. Я искал место для фуд-трака, и он предложил: «Я смогу выбить тебе место на проходной улице в Челябинске, но покупай фуд-трак побольше — чтобы машину было видно со всех сторон».
Я загорелся этой идеей и обратил внимание на новую машину Виталия. Он продавал ее за 2 500 000 ₽, но у меня не было таких денег. Я пытался взять кредит, но ничего не вышло. А потом меня вывели на лизинговую компанию, которая согласилась отдать мне машину в лизинг. С ее помощью я купил два фуд-трака: черный и оранжевый.
Первая машина — черный фуд-трак, купил его в мае 2021 года. С учетом лизинга я заплачу за него 4 100 000 ₽.
Оранжевый фуд-трак — в два раза больше черного, его купил в декабре 2021 года. Машина стоила 4 500 000 ₽, но с учетом лизинга заплачу за нее почти в два раза больше.
Готовим в фуд-траках по-разному. В черном — в закрытой угольной печи, благодаря этому котлете и булочке придается аромат дыма. Но обслуживать эту печь сложно, потому что постоянный спутник готовки в ней — это ожоги. Газовый гриль — более экономный вариант, и он гораздо проще в эксплуатации, поэтому для оранжевой машины мы выбрали именно его.
Фуд-траку выгодно стоять на массовых мероприятиях
С первого же года работы я понял, что фуд-трак и массовые мероприятия — это брат и сестра. Когда кто-то организует праздник, ему нужно кормить людей. Фуд-трак удобнее всего: организаторам не надо ставить палатку, просто вызываешь машину, она приезжает, всех кормит и уезжает. Для меня это тоже выгодно: если в обычный день обороты двух фуд-траков — 30 000 ₽, то на мероприятии я могу получить до 200 000 ₽.
Примеры оборотов одного фуд-трака, 2022 год
На городских и частных мероприятиях работаю на разных условиях. Если это муниципальное мероприятие, то ничего не плачу городу. Мы договариваемся, что я смогу покормить людей на празднике, согласовываю место и ставлю там машину. Дальше продаю бургеры, как обычно.
На частные мероприятия покупаю «проездные». Обычно работаю за определенный процент от оборота. Частник подключается к нашей онлайн-кассе, чтобы видеть, сколько я заработал, и я перечисляю ему процент от суммы, на который мы договорились.
Бывает, что частники не проверяют оборот и все держится на пацанском слове. Я свое слово всегда держу, и все знают, что не обманываю: ударил по рукам — и разошлись. И я заработал, и они заработали, и гости довольны.
Летом 2022 года был бум массовых мероприятий, пришлось даже некоторые упустить. Мы заключили договор с яхт-клубом на озере Увильды: каждые выходные фуд-трак уезжал туда и кормил гостей. А мне звонили организаторы городских мероприятий и просили: у нас тут выездной кемпинг или дискотека, приедьте, покормите нас! В таких случаях давал наводку друзьям, у которых свои фуд-траки, — они ехали вместо меня.
140 бургеров за два часа и пожар в фуд-траке
У меня за годы работы были разные ситуации: и смешные, и опасные.
Обычно в день на одном фуд-траке мы готовим 70 бургеров. Но как-то мы должны были приготовить 140 бургеров за два часа. Ребята собрались на одну тусовку, им срочно нужна была еда, и мы взяли заказ.
Из-за высокой загрузки в фуд-траке все дымило, и вытяжка не справлялась — дым валил уже в машину. Я стоял и задыхался. Прохожие подходили и спрашивали, что случилось. Я отвечал: «Все нормально — работаем!» В итоге все успел. Отвез заказ, и все были довольны.
А еще была экстремальная история.
В одной из машин стояла тепловая завеса — чтобы было тепло, когда осенью или зимой высовываешься на улицу принять заказ. Как-то заехала постоянная гостья. Я был на смене. Только принял заказ — чувствую, запахло паленым. Думаю: рано заказу гореть, я ж его только взял. Тут вижу, что горит тепловая завеса, а девушка в ужасе кричит: «Я вызываю пожарных!»
Говорю: «Не надо никого вызывать». Горело тихо, так что я следил за этим, а сам готовил заказ. Доготовил. Отдал заказ. Обесточил тепловую завесу и залил огонь водой из умывальника — плеснул и потушил.
Гостья потом подошла и говорит: «Вы такой хладнокровный!» А я тогда думал: надо заказ доготовить, чего человек голодный стоит, накормлю — и разберусь.
Дешевле открыть два кафе, чем купить один фуд-трак
Я знаю, что есть много желающих открыть фуд-трак. Думают: куплю прицеп, заработаю и через два года поеду на Мальдивы. К сожалению, это не так. За 10 лет машины так подорожали, что в 2022 году дешевле организовать открытие двух кафе, чем купить один фуд-трак. В 2014 году можно было взять новый с хорошим британским оборудованием за 2 500 000 ₽, а в 2022 — будет стоить от 3 500 000 ₽, и это будет старая раздолбанная машина.
Выросли в цене не только машины, но и сырье. У меня классический бургер за 10 лет подорожал на 100 ₽ — со 150 до 250 ₽. Многие меня ругают, что я сдираю с людей последнее. Но правда выросла себестоимость, даже для уличной еды. А я вынужден держать марку и не ронять качество. К нам часто заходят с детьми, и я не имею права экономить на ингредиентах.
Один знакомый сказал: надо тебе закрываться, это нерентабельно. Нет, это рентабельно, но это не те деньги, которые хотелось бы зарабатывать.
В 2021 году я пробовал открывать стационарные кафе, но в итоге закрыл их из-за разногласий с партнерами. Меня подкосила эта ситуация, а потом и события 2022 года в стране.
Я рад, что в целом люди продолжают покупать бургеры, но обороты все-таки снизились: за год черная машина сделала порядка 4 000 000 ₽, а оранжевая — в два раза меньше. Это не те обороты, на которые я рассчитывал. Я думал, что на обеих машинах получу оборот 9 000 000 ₽, но что имеем, то имеем. Так что на декабрь 2022 года моя главная задача — сохранить ресурсы и выжить.
Оборот одного фуд-трака в разные годы
По весне 2023 года буду думать, как развиваться дальше, тогда, наверное, станет понятнее, что будет происходить с экономикой. Я склоняюсь к тому, чтобы снова попробовать открыть стационарное заведение, пусть и небольшое.
Вперёд парень.
Лишь НАСТОЙЧИВОСТЬ и ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ помогут свернуть горы!!!
ТАК ДЕРЖАТЬ!!!