В 2020 году Дарья Казакова увидела на YouTube ролик о том, как строят кофейни в морских контейнерах. А уже в 2021 — открыла свою кофейню в контейнере.
В статье Даша рассказала, сколько это стоило, почему через год решила поменять контейнер и как зарабатывает на таком бизнесе.
Коротко о бизнесе
Я никогда не фанатела от кофе, но хотела свое дело
С 14 до 20 лет я работала в общепите — сначала официанткой, а затем помощником управляющего. Потом уволилась, и мы с моим парнем Ильей на 10 месяцев уехали путешествовать автостопом за рубеж.
После возвращения в Россию я искала себя. Работала в Екатеринбурге — в ивент-агентстве, в крупной торговой компании. Позднее вернулась в родной город, Сысерть, и ушла во фриланс.
Как-то мы с Ильей смотрели ролики на YouTube и увидели, как делают кофейни из морских контейнеров. Я подумала: классно, надо тоже попробовать!
Я никогда не фанатела по кофе, мне просто нравилась история со своей кофейней. Хотелось узнать, каково это, когда есть свой проект, ты создаешь его своими руками и он работает.
Первую кофейню открыла на территории заброшенного завода
В 2020 году мы с друзьями делали проект «Песни у костра» на площадке «Лета на заводе». Это креативное пространство, которое местные ребята организовали на территории заброшенного завода в Сысерти. Там проводили мастер-классы, концерты, лекции, а мы с друзьями провели свое мероприятие, куда звали горожан петь песни.
Ребята из команды «Лета на заводе» узнали о моей идее с кофейней и предложили сначала открыть кофейню на фуд-корте. А я взяла и согласилась.
Мы договорились спонтанно, поэтому на запуск у нас было всего пять дней. Я взяла в команду своих друзей — Льва и Полину. Мы работали в общепите, что нам должно было помочь, но никогда не имели дело с кофе. А тут надо было меньше чем за неделю открыть точку и научиться варить кофе.
Ребята из «Лета» нам помогли: достали доски, из которых мы построили барную стойку и полочки. А мы со Львом и Полиной скинулись, собрали 100 000 ₽ и купили оборудование и кофе.
На запуск кофейни ушло пять дней, и это были дни суперинтенсивной работы: мы встречались в 6 утра, а разъезжались по домам в 3 часа ночи. После сна все начиналось заново.
Вечером и ночью мы строили кофейню, днем все закупали и разбирались, как готовить кофе. Для этого смотрели лекции на YouTube, а еще пригласили к себе бариста, который показал, как варить кофе и другие напитки.
Потом было открытие. Я помню, что варила кофе весь день. Мне кажется, тогда и научилась его готовить и нормально вспенивать, потому что практики было более чем достаточно — гости шли без остановки.
Первый сезон «Лета на заводе» длился полтора месяца, и все это время наша точка работала. Сначала с ребятами делили смены на троих. Всего у меня за то время было 9 смен — и я поняла, что больше не смогу.
Помню, как Лев считал выручку, достал из пачки 4000 ₽ и говорит: «Вот смотрите, отдав эти 4000 ₽ другому человеку, мы бы с вами так не устали сегодня!» Так что мы взяли первых помощников и научили их всему, что умели. А сами закупали продукты, контролировали работу кофейни, искали поставщиков.
За полтора месяца мы окупились и заработали первые деньги: где-то 150 000 ₽ чистыми на троих. Но потом «Лето на заводе» закончилось, и нам надо было съезжать.
На заводе познакомилась с семьей, которая владела сыроварней и пекарней в центре города. Они предложили перевезти оборудование к ним и поработать на их площадке. Я подумала: пока поработаем на их площадке, а я смогу заняться строительством своей кофейни, как и хотела.
Примерно полгода работали на два фронта: я строила кофейню, а мои друзья и помощники, которых мы взяли еще на «Лете на заводе», работали в пекарне и отрабатывали навыки варки кофе.
Расскажу по порядку, как я построила и запустила кофейню в морском контейнере.
Взяла взаймы и купила контейнер на Авито
Мне нужны были деньги на покупку и переоборудование морского контейнера. Поэтому я взяла кредит у своей знакомой: 400 000 ₽. Написала расписку, что беру деньги на три года под 10%. В январе 2023 года по этому займу будет последняя выплата.
Контейнер нашла на Авито. Там было много объявлений о продаже контейнеров, которые раньше использовали для доставки грузов. Как потом оказалось, их все хранят в одном месте — на морской сортировке в Екатеринбурге. Мы с друзьями прозвонили несколько объявлений. Потом пацаны съездили на эту сортировку и выбрали контейнер, который больше понравился. Смотрели, чтобы был не слишком ржавый и кривой. На все про все ушел один день.
За контейнер и его перевозку к нам я заплатила 108 000 ₽. На сортировке были контейнеры и получше, чем наш, но на 30 000 ₽ дороже, и мы решили особо не шиковать.
Продавец контейнера доставил его нам на автомобильную стоянку, и можно было начинать ремонт. Но как строить кофейню, никто из нас не знал.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Не знала отличия между гвоздем и шурупом, но стала прорабом
Я думала, что стройкой займется мой друг Лев, но он в тот момент решил уйти в другой проект.
В 2020 году я даже не знала отличия между гвоздем и шурупом, поэтому стала срочно искать прораба. Строители на Авито просили тонну денег, которой у меня не было. Тогда я подумала, что сама стану прорабом — не бросать же дело на полпути.
Посмотрела на YouTube, как сделать кофейню в контейнере, и решила, что в целом все логично и несложно. Правда, на практике оказалось, что какие-то вещи мы не учли и допустили ошибки.
Вот как мы переоборудовали контейнер под кофейню.
- Сделали проект. Его мне нарисовала знакомый дизайнер Таня.
- Наняли сварщика, который вырезал проемы под окна и двери.
- Вставили окна и наварили на них уголки. На этом этапе накосячили: окно получилось с козырьком, в котором задерживалась вода и снег. Из-за этого вода заливалась внутрь помещения. Через какое-то время ко мне приехал друг и сказал: «Вы на фига так наварили?» Я думаю: и правда, как можно было об этом не подумать! В итоге мы закрыли козырьки. Такой вот горький опыт стройки.
- Обшили контейнер обрешеткой из бруска. В этот момент произошли фатальные ошибки, которые мы потом очень долго не могли исправить. Я наняла строителей, и они насверлили брусок в крышу, из-за чего крыша в некоторых местах превратилась в решето. Потом крыша протекала и конденсировала: в межсезонье на потолке появлялись мокрые пятна. Мы долго с ней маялись: закатывали герметиком на два слоя, стелили кровельный рубероид. Это в целом помогло, но мороки было много.
- Утеплили стены. Проложили один слой утеплителя — минваты шириной 5 см. Позднее узнали, что этого мало: металл сильно нагревается летом и сильно замерзает зимой. Поэтому во втором контейнере, который купили через год, делали утепление уже большей толщиной, 10 см.
- На пол положили новую фанеру плюс утеплили пол на 5 см. Для меня было открытием, что у контейнера нет металлического пола — там просто лежала старая фанера, а под ней были металлические лаги, такая опора для пола.
Самое главное во время стройки контейнера — сохранить его герметичность. Например, все провода лучше объединить в одни выходы и протянуть их побольше, чем потом делать новые дыры. Мы тогда этого не знали, и в контейнере часто было холодно, что-то текло и леденело. Во втором контейнере мы уже избежали этих ошибок.
На ремонт в контейнере у нас ушло 2,5 месяца. После этого мы закупили оборудование и кофе и были готовы открывать кафе.
Весь запуск кофейни вышел в 600 000 ₽: 400 000 ₽ заемных и 200 000 ₽ своих.
Затраты на запуск бизнеса, 2021 год
Рассказывала о стройке в соцсетях и раздавала флаеры на улицах
Я открыла кофейню 20 марта 2021 года. Чтобы получить первых клиентов, перепробовала разные активности.
Рассказывала о стройке в соцсетях. Сначала сама, потом соцсети отдала знакомой, потому что ушла в стройку с головой.
Я снимала фото и видео и отправляла сммшнице, а она выкладывала в соцсети, или приезжала и снимала сама. Жителям Сысерти было интересно, они подписывались, следили за нами и потом пришли попробовать кофе.
Дарила круассан за репост. Перед открытием сделала пост, в нем была картинка с надписью «Я иду на открытие „МОРЕ КОФЕ“» — так мы назвали наш первый контейнер. Если подписчик делал репост, потом приходил к нам и покупал кофе, мы дарили круассан. Всего набрали около 150 репостов. Я считала, что это много, поэтому обрадовалась.
Раздавала флаеры на улицах. Я обошла окрестности торгового центра в Сысерти и раздала приглашения на открытие. Во флаерах тоже написала, что по ним будет круассан в подарок при покупке кофе.
Мы хорошо стартанули и окупились где-то за полгода. На мой взгляд, это быстро. Думаю, помогло то, что мы сразу завлекали людей необычной картинкой, когда рассказывали о стройке. Плюс ребята поднаторели в кофе, и продукт, который мы предлагали, был хорошего качества.
Город маленький, и сарафанное радио работает тут лучше всего. Подписчики в соцсетях и наши первые клиенты рассказали о нас своим знакомым, и нам хватило клиентов.
Продаем кофе, завтраки и обеды
Мы продаем кофе и другие напитки. А еще еду — круассаны, сытные и сладкие завтраки, комбо-предложения, бейглы, тыквенный пирог и блинчики с семгой. Блинчики — самый топовый продукт.
Сначала всю еду закупали у одного ресторанчика. Потом стали заказывать напрямую у их шеф-повара: он готовил для нас отдельно, а мы платили ему. Договорились, что у нас новый проект, ему надо раскачаться и мы сначала не можем покупать еду дорого. Например, завтраки мы закупали по ценам до 110 ₽.
Начались проблемы. Шеф-повар работал и на ресторан, и на нас, было очень много косяков: он мог привезти половину заявки или вообще ничего не привезти. Я поняла, что он просто не вывозил: начинал готовить с ночи и потом шел на работу на весь день.
Мы хорошо общались и как-то начали говорить шефу: «Может, ты уйдешь с работы?» Он жаловался, что его не радует работа в кафе, а наших заказов еды ему вроде бы хватало по оплате.
Не знаю, что именно повлияло, но в итоге шеф уволился из кафе и построил цех у себя на участке. Нанял поваров и курьеров и доставляет обеды по всей Сысерти. А уже сейчас, спустя два года, он открывает свой ресторанчик.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Бариста начислял себе бонусы клиентов
Я никогда не ловила сотрудников на воровстве, но у нас был один случай, близкий к воровству.
Как-то мы выяснили, что один из бариста начислял себе бонусы за покупки вместо гостей. Работало это так: гость делает покупку, бариста заводит ему карту в нашей программе лояльности. После этого при каждой покупке гость называет свой номер телефона, и ему начисляются баллы. Если у гостей с собой не было карты, бариста начислял бонусы себе. Вся эта история всплыла случайно: это заметили другие бариста и рассказали управляющей.
После случая с бонусами управляющая провела собрание, где объявила, что так делать нельзя. Правило такое: если у гостя нет карты или он забыл о ней, все равно нельзя начислять бонусы себе. Я подумала, что бариста мог этого и не знать, поэтому не стала делать выговор.
Собрания было достаточно. У меня есть программа, по которой я вижу покупки от всех клиентов. Если раньше в ней часто мелькало имя этого бариста, то сейчас такого нет.
Если гость поставил плохую оценку, зову его «тайным покупателем»
Общепит сильно зависит от человеческого фактора. От того, кто работает за барной стойкой, как он обслуживает клиентов, как умеет совладать с плохим настроением и много чего еще.
Как правило, если гости довольны обслуживанием, они просто покупают кофе и уходят. Зато если что-то не так, нам быстро прилетает плохой отзыв. Иногда я думаю: чем я вообще занимаюсь, почему на нас льется только негатив? Но все равно я за то, чтобы гости всегда говорили, если что-то не понравилось. Хуже, если они просто уйдут и не вернутся.
На одном обучении по менеджменту я узнала хороший способ, как вернуть недовольного клиента, и теперь делаю так. Если кто-то оставил негативный отзыв — не просто «все ужасно!», а с конструктивной критикой — мы с управляющей и шеф-бариста разбираем ситуацию, придумываем, как изменить подход к работе. А потом мы с управляющей втайне от персонала приглашаем гостя в кофейню «тайным покупателем». Начисляем ему бонус или перечисляем деньги, чтобы он пришел еще раз и проверил, изменилось ли то, что ему не понравилось.
Например, в августе 2022 года одна гостья поставила кофейне оценку «3». Написала: «Кофе вкусный, оформление уютное, есть места посидеть, но скудное меню напитков и нет дополнительной порции эспрессо».
Мы с управляющей и шеф-бариста проанализировали отзыв. Это был не первый раз, когда клиенты просят о дополнительной порции эспрессо. Поэтому мы поразмышляли и добавили ее в меню, плюс дали задание бариста разработать авторские напитки. Давно думали, что нам нужен авторский раздел, так что отзыв нам помог ускориться.
После этого мы с управляющей связались с клиенткой и пригласили ее к нам тайным покупателем. Дали ей специальную анкету, где нужно по пунктам расписать обратную связь. Такая анкета помогло понять, точно ли мы все исправили или нет. Второй отзыв был положительным.
Управляющая с шеф-бариста видели, что эта девушка продолжает ходить в кофейню. Больше плохих отзывов она не оставляла.
Заменила контейнер через год, а старый продаю
В 2021 году я задумала открыть новую кофейню в контейнере — в другом малом городе, Арамиле.
Нас многие звали в Арамиль. На протяжении полугода клиенты просили: откройте вторую кофейню в Арамиле, у нас там ничего нет! А еще у нас работал кондитер из Арамиля. Она тоже говорила, что жителям хотелось бы покупать кофе именно кофейне, да еще и в своем городе. Приходится ездить в Екатеринбург, а это 15 минут на машине в одну сторону.
Раз спрос есть, надо развивать бизнес. Я снова купила морской контейнер и в августе 2021 года начала проектировать кофейню. Полгода мы рисовали проект. Обсуждали, снова рисовали и обсуждали. В феврале 2022 года начали строить, но проект сильно затянулся из-за событий в мире: на какое-то время я его приостанавливала, чтобы осмотреться.
Второй проект вышел почти в три раза дороже, чем первый. Его покупка, разработка архитектурного проекта, надзор от архитектора при строительстве, стоимость работ прораба, материалы, оборудование и интерьерные решения — все вместе обошлось почти в 1,8 млн рублей.
Если бы больше миллиона пришлось заплатить сразу, я бы офигела. Но проект растягивался, и я вывезла все это построить. Вложила часть накоплений плюс кредиты, так и собрала сумму.
Затраты на запуск второго контейнера, 2021 год
При строительстве мы учли опыт первого контейнера. Например, сильнее утеплили стены и пол, чтобы контейнер не промерзал.
Опять были ошибки, за которые пришлось заплатить. Например, мы решили использовать для внутренней обшивки стекломагниевый лист вместо гипсокартона. Нам сказали, что СЛМ более прочный. Мы купили его на всю площадь обшивки — и на стены, и на пол. Но когда постелили его на пол, он просто сломался. В итоге потеряли 25 000 ₽: эти деньги ушли на снятие листа и покупку новой фанеры.
К июню 2022 года контейнер был уже готов, можно было начинать работать, а ставить его некуда. Так получилось, что мы долго не могли найти место под контейнер в Арамиле: искали участок, пытались выйти на переговоры с собственниками, но ничего не получалось. Тогда я решила: давайте поменяем контейнер в Сысерти на этот новый, а старый продадим.
В итоге в Сысерти поставили новый контейнер, а старый выставили на продажу за 500 000 ₽. Я продаю его пустой, все оборудование перевезла в новый контейнер.
Сдаю кофе на удобрения, а столешницы сделала из переработанных крышек
Я понимаю, что кофейня — не самый экологичный бизнес. Как минимум мы используем пластиковые стаканчики и крышки и этим засоряем природу. Но я стараюсь быть экологичной, насколько это возможно в рамках бизнеса.
Cделали столешницы из переработанных пластиковых крышек. А на пол постелили мармолеум — это линолеум, на 30% созданный из вторсырья.
Заменили одноразовые бумажные полотенца, которыми вытирали холдер после варки кофе, на многоразовую тряпочку. Стираем эти тряпочки и используем снова.
Бесплатно отдаем отработанный кофейный жмых. Все лето каждый вечер за ним приезжал мужчина на «лексусе». Я как-то спросила, зачем ему жмых, а он сказал, что жена с его помощью удобряет грядки.
Может, это не самые большие вложения в экологию, но я решила, что буду делать то, что смогу.
В марте просели по рентабельности, но надеемся пережить кризис
После 24 февраля 2022 года я думала, что мир рухнет. Была уверена, что через две недели мы закроемся: кому нужен кофе в такие моменты? Даже отправила свое резюме в несколько компаний. Но мы пережили этот кризис и продолжаем строить планы.
В марте сильно просели по рентабельности. Обычно у нас рентабельность 25—30%, а в марте она была 7%, потому что кофе сильно подорожал в закупе.
Многие кофейни подняли цены на кофе. И я их понимаю: это первое, что приходит на ум, когда ты закупал кофе на 50 000 ₽, а теперь то же самое почти в два раза дороже.
Мы думали, поднимать ли цены? Но я решила не торопиться, чтобы не распугать клиентов. Вместо этого мы оптимизировали расходы: раньше снимали офис для управляющей команды, а весной переехали в офис к знакомой. Ей офис нужен только в выходные, а нам — только в будни, так что мы стали снимать его вместе. Так сократили свои затраты на 10 000 ₽ в месяц.
Постепенно рентабельность вернулась к прежним значениям. Помогла экономия, а еще то, что цена кофе в закупе немного откатилась назад.
Кажется, что кофе настолько влился в нашу жизнь, что для многих горожан это из разряда «сходить за хлебом». Поэтому мне кажется, что спрос будет всегда.
Как будут развиваться события дальше, мы не знаем. Но пока надеемся на лучшее: планово уходим в несезон и обдумываем перспективы на следующий год. Я думаю, что в 2023 году мы продолжим строить кофейни. Еще не знаю, где точно, но мне нравятся малые города.
Я сама из маленького города, где всю жизнь ездили за кофе на заправку. И по опыту МОРЕ КОФЕ в Сысерти я вижу, что местные жители очень ценят, когда ты открываешь там бизнес. Часто в таких городах негде купить кофе, хотя хочется. Эту потребность я и планирую закрыть.
Ну..теперь знаю как утеплять контейнер ))