Это финальный выпуск реалити-шоу с Анастасией Павловой, основательницей производства домашнего текстиля LeoHome. Рассказываем, удалось ли ей расширить производство и можно ли в бизнесе менять цели на ходу.
Итоги третьего этапа и реалити-шоу: не расширила команду и отказалась от новых изделий
У меня свое производство домашнего текстиля и чехлов для ноутбуков LeoHome. Один из главных каналов продаж — маркетплейсы. При этом 80% оборота компании приходится на Wildberries.
На время реалити-шоу я ставила задачу утроить среднемесячный оборот с продаж на Wildberries — с 1,1 до 3 млн рублей. Сделать это я планировала за месяц — в январе 2023 года.
Добиться цели я, к сожалению, не смогла. Но результатами месяца все же не огорчена. За этот срок я поняла, как именно можно прийти к желаемому обороту и что мешает росту LeoHome.
На финальный этап у меня было две задачи. Первая — расширить команду, я планировала найти раскройщика и водителя. Вторая задача — придумать и добавить в ассортимент новую модель штор. В итоге обе задачи я отложила. Ниже в выпуске поделюсь, что стало причиной.
План героини, который она составила 19 декабря 2022 года
Вместо поиска мастеров в свой цех обратилась за помощью на аутсорс-производство
В прошлом выпуске я думала о том, как увеличить производственные мощности, чтобы быстрее отшивать изделия. У меня было два варианта: найти дополнительного раскройщика или обратиться на аутсорс-производство. Тогда я даже связалась с одним из производств Москвы, но посчитала, что если буду работать с подрядчиком, то себестоимость товара вырастет вдвое. Я решила искать раскройщика.
Я хочу ускорить работу над конкретной позиции товара — базовые шторы для кухни. Эта категория составляет 40% от всего объема наших изделий. Я была готова передать их на аутсорс, потому что они легко шьются и мне не нужно контролировать процесс. Более сложные в пошиве изделия или пошив новых моделей я по-прежнему могу доверить только своей команде.
Пока я искала раскройщика на Авито, все равно продолжала смотреть варианты с пошивом на аутсорсе. Мне стало важнее побыстрее решить вопрос сроков и объемов производства, а как именно, уже не так критично.
Я опубликовала объявление о поиске подрядчиков в одном из чатов с производственниками текстиля. Отправляла сообщение без особой надежды, на всякий случай. Но через несколько недель мне написал один из участников — его производство находится в Иванове, это совсем рядом с нашим цехом, и он готов отшивать для нас шторы.
Мы обсудили стоимость услуг. Владелец ивановского производства готов отшивать шторы за 390 ₽. Это на 45 ₽ дороже, чем если бы шили сами, но значительно дешевле тех цен, что предложило мне первое производство в Москве. К тому же этот подрядчик предложил дополнительные услуги. Его цех берет на себя весь цикл производства и отправки готовых изделий: забирает ткань с фабрики, отшивает шторы, упаковывает их, маркирует и отвозит в фулфилмент. Мне это выгодно.
Прежде чем согласиться на сотрудничество, я попросила отшить для меня тестовый образец штор по выкройкам нашей компании. Владелец производства прислал мне готовый результат уже через 7 дней, из них почти шесть дней — это доставка почтой. То есть сшил образец он быстро.
Мне понравилось, что получилось. По качеству и внешнему виду образца я поняла, что шторы не отличаются от тех, что делает наша команда. В итоге мы заключили контракт и в начале февраля начали сотрудничество.
Задача с поиском дополнительного раскройщика в мой цех отпала сама собой. Возможно, позже я еще вернусь к этому вопросу, потому что у меня по-прежнему остаются модели изделий, которые мы отшиваем сами и хотим наращивать в объемах продаж.
В конце января я планировала нанять водителя и купить минивэн. Мне это нужно, чтобы вовремя отгружать готовые изделия на склад Wildberries. Но покупка автомобиля затягивается.
В течение пары недель мои помощники рассматривали несколько б/у машин, но подходящих вариантов мы не нашли. К примеру, на одной из встреч с осмотром авто мы нашли повреждения кузова, о которых продавец заранее не сообщил. Так что поиск водителя я отложила до тех пор, пока не куплю минивэн. Хотелось бы в середине февраля закрыть обе эти задачи.
Отказалась от новых моделей штор, чтобы не распыляться
На конец января я планировала разработку и запуск в производство блэкаут-штор для спальни. От базовых штор они отличаются более плотной тканью, которая не пропускает дневной свет в комнату.
Я решила перенести создание новых штор на апрель. Этой задачей мы будем заниматься сами, без помощи аутсорс-производства. С тем количеством мастеров, что есть у меня сейчас, на начало февраля, мы не потянем дополнительный объем изделий.
Поясню, почему я не могу и эту задачу передать подрядчику. Дело в том, что при работе над новой моделью могут появляться доработки на любом из этапов создания. Когда шьем сами, мы можем вовремя отследить ошибки и учесть их сразу при раскрое или пошиве. Поэтому я не готова передавать на аутсорс пошив новой модели, если не уверена, что выкройка полностью продумана.
Тем временем количество потенциальных заказов постепенно растет, а вместе с ним и нагрузка на команду. Я вижу рост спроса на товары нашей ниши по сервисам аналитики маркетплейсов.
Возьмем для примера дорожки. В январе мы отшили и отгрузили на Wildberries 500 дорожек, это была наша норма. Но за февраль я планирую отшить на 200 дорожек больше, чтобы подхватить возрастающий спрос и не столкнуться с ситуацией, когда покупатель хочет сделать заказ, а товара на складе маркетплейса нет. Иначе я как продавец рискую, что карточки моих товаров упадут в каталоге.
В марте, по опыту прошлых лет, спрос на домашний текстиль будет еще выше. Покупатели берут текстиль на подарки к 8 Марта. Так что план по пошиву скатертей в марте я точно увеличу. И так по другим позициям.
Получается, что моя команда в ближайшие пару месяцев будет загружена пошивом тех изделий, что есть в ассортименте сейчас. Заниматься новыми моделями нам некогда, это не в приоритете.
Все же совсем без новых позиций мы не остались. В конце января для одного из оптовых заказчиков мы сделали упрощенные чехлы для ноутбуков. Внешне разница не так заметна, но по крою чехол максимально простой — вырезаем одну цельную деталь, сшиваем по краям две строчки и ставим две кнопки. В базовой модели вместо кнопок — липучка, закрепить ее чуть сложнее. Да и материал мы берем более плотный.
Раз новая модель получилась проще базовой, я решила добавить ее в ассортимент и продавать на Wildberries. Такой пошив не усложняет наш производственный процесс, команда наверняка справится.
К началу февраля мы отшили 100 изделий в трех цветах. Нам остается сделать красивые фотографии и оформить карточки товаров на маркетплейсе.
Ошибки при маркировке приводят к дополнительным расходам
В январе я обнаружила еще один недочет на своем производстве. Он связан с процессом маркировки товаров.
Обычно мы собираем заказы за день до отгрузки товаров на склад фулфилмента. На этом этапе нам нужно нанести маркировку и разложить товар по коробкам. Моя ошибка — закладывать на этап сборки всего день. Из-за сжатых сроков команда работает второпях, и иногда это приводит к ошибкам.
Однажды мы перепутали маркировку. Все артикулы у нас уже загружены в систему. Мы выбираем товар в таблице, система находит соответствующую этому товару маркировку и распечатывает этикетку. В спешке перепутали товар в таблице. Система выдала нам не ту маркировку, и мы наклеили неправильную этикетку на товар.
Мы не нашли эти ошибки до отправки товара на склад. В итоге маркетплейс вернул всю партию, ведь реальный товар не соответствовал тому, что на фото в карточке. Нам пришлось оплачивать расходы площадки на возврат. А затем снова потратились на переупаковку товара уже с исправленной маркировкой и повторную отгрузку товаров на склад, на все это ушло 6000 ₽.
Получается, из-за ошибки с маркировкой можно потерять деньги и время. Это случается не часто, но хотелось бы свести ошибки к нулю.
Для этого я решила изменить процесс сборки товаров в нашем цеху. Мы будем собирать изделия сразу же, как только заберем их от швей. Возможно, мне понадобится дополнительный помощник, кто будет отвечать только за маркировку товаров.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Не утроила оборот, но поняла, как увеличить его через два месяца
Напомню, за январь я хотела утроить оборот с продаж на Wildberries. Для этого мне нужно было отшить почти 10 000 изделий. Но в итоге мы успели отшить и отгрузить меньше половины — лишь 3300 товаров. Из-за этого цели по обороту я не достигла, но все же я не расстроена.
В январе мой оборот с продаж на Wildberries — 1 093 000 ₽. В целом по компании — 1 600 000 ₽.
Я ставила задачу получить 3 000 000 ₽ оборота с Wildberries. Но не настраивала себя, что добьюсь этой цели во чтобы то ни стало. Скорее, это был вызов для себя самой. Я хотела понять, могут ли мои текущие процессы на производстве справиться с масштабированием.
Опыт с реалити-шоу показал, какие проблемы у меня есть на производстве. По итогам января я понимаю, на что нужно обратить внимание, чтобы достичь
Для себя я сделала два важных вывода, которыми хочу поделиться.
✅ Менять планы по ходу решения задачи — нормально. В эти недели реалити-шоу мы часто меняли планы и инструменты на пути к цели.
Я думала, что открою второе производство, чтобы увеличить объем изделий. Спустя пару недель я отказалась от этой идеи в пользу поиска новых мастеров в уже существующий цех. А в итоге и вовсе обратилась за помощью на аутсорс-производство.
Или другой пример — я хотела разработать новые модели штор и в целом отшивать больше товаров. Но вовремя признала, что пока мощности нашего производства не хватает, и поставила эту идею на паузу.
Смена планов не значит, что мы не справляемся. Только в процессе работы можно верно расставить приоритеты. Если я уже вижу, что решение неверное, то не держусь за него до конца. Я ищу другой путь.
✅ Иногда важно отпускать контроль. Я легко передаю другим специалистам операционные задачи. Например, диалог с подрядчиками и отправку закрывающих документов.
Если я хочу масштабироваться, мне важно научиться отпускать контроль и с производственными задачами. В частности, делегировать пошив новых моделей аутсорс-производствам. Пока мне сложно доверять эту задачу подрядчикам. Возможно, я завышаю важность некоторых процессов на нашей стороне. В любом случае мне есть, над чем задуматься.
Планы после реалити-шоу по-прежнему в силе
Я оставляю задачу выйти в обороте на Wildberries на 3 000 000 ₽. Для этого планирую постепенно увеличивать команду: привлекать дополнительного раскройщика, водителя и помощника для маркировки товаров. Так я смогу укрепить те этапы работы, где производство пока тормозит.
Весной 2023 хочу выйти на новый канал продаж и продавать товары в розницу через крупных ретейлеров вроде Ашана. Это амбициозная цель. Я понимаю, что в этом направлении мне будет нелегко, ведь у федеральных торговых сетей уже есть пул постоянных поставщиков и еще больше тех, кто, как и я, стремится встать на полки. Посмотрим, что у меня получится.
Все выпуски реалити-шоу с Анастасией
О задаче и пути предпринимательницы к цели читайте в статьях:
Отличные результаты, и прогресс налицо! Было бы интересно узнать, как процесс идёт и дальше, после реалити-шоу.