Дата рождения: 16.02.1990
Бизнес
Сфера бизнеса
EdTech
Детство и юность
Георгий Соловьев — российский предприниматель. В России известен как основатель одной из крупнейших онлайн-платформ Skyeng.
Детство. Георгий Соловьев родился в 1990 году в Чебоксарах. Жил с мамой вдвоем, так как родители развелись. Отец был предпринимателем, а мать — учителем физкультуры. Несмотря на то, что отец зарабатывал хорошо, Георгий с матерью жили бедно.
Гоша был тревожным ребенком. Так, с самого детства его пугала тема смерти. Однако именно этот страх пробудил в нем интерес к наукам. Будущий предприниматель сначала искал ответы на вопрос о том, как отсрочить смерть, в религии, но потом обратился к физике. [Источник]
«Когда мне исполнилось 5 лет, я услышал, что мужчины в среднем живут 60 лет. Мне 5 лет, значит, я прожил одну двенадцатую часть жизни. С тех пор меня это беспокоило». [Источник]
«Самое интересное в жизни — сама жизнь. И самое важное — эту жизнь продлить. Поэтому такую цель поставил себе в детстве лет в 10—12». [Источник]
Изначально Георгий учился в слабой школе, где у него не было возможности осваивать фундаментальные науки. Он самостоятельно изучал учебники и научные труды, например зачитывался работами Перельмана. Но в итоге, чтобы получить лучшее образование, перевелся в математический лицей. В 11-м классе Соловьев выиграл всероссийскую олимпиаду, благодаря чему поступил на физтех в МФТИ. [Источник]
Юность. На первом курсе Георгий мечтал о карьере ученого, но постепенно разочаровался в науке. Его не устраивала инертность этой сферы, потому он задумался о бизнесе, где изменений можно добиться быстрее. [Источник]
Георгий понимал, что без опыта мало шансов построить успешный бизнес, тогда он поставил цель быстро получить нужные навыки. Соловьев искал стажировки в известных компаниях, участвовал в студенческих стартапах, где смог попробовать себя в роли разработчика и менеджера, а также познакомиться с единомышленниками.
«Здесь встал большой вопрос: каким именно бизнесом заняться, какую бизнес-идею выбрать. Но я понимал: любое дело, которое бы я сейчас ни начал, не будет успешным — потому что у меня нет знаний, навыков. Я просто потеряю деньги, даже привлечь их не смогу. Поэтому первые полтора года я просто набирался опыта». [Источник]
Спустя полтора года самообучения Георгий понял, что готов перейти к практике. Но капитала у студента не было, и он думал, что должен сразу выбрать жизнеспособную бизнес-идею. Соловьев считал, что у него есть только одна попытка.
«Я очень хорошо понимал: нужно тщательно продумать идею, с которой я стартую. Это чрезвычайно важно — выбрать то, над чем вы будете готовы работать следующие десять лет. Потому что бизнес — это не спринт, это большой марафон». [Источник]
Идея и запуск Skyeng
Идея Skyeng пришла Георгию Соловьеву, когда он сам пытался выучить английский в 2008 году. Дело было так: Гоше предложили стажировку за границей, но при условии, что он выучит язык за год. Лишних денег на репетитора у студента не было — в Москве в то время час английского стоил от 1 500 ₽. Тогда герой нашел выход — он начал заниматься с репетитором из своего города по Skype. В Чебоксарах цены были в десять раз ниже, один урок стоил от 150 ₽. Соловьев увидел в этом перспективу: если ему удобно заниматься с учителями онлайн, такой формат может заинтересовать и других.
В 2008 году реализовывать проект времени не было — Георгий уехал на стажировку. К своей бизнес-идее предприниматель вернулся спустя пару лет — в 2012 году уже вместе с друзьям по университету он запустил онлайн-школу английского языка по Skype. Проект назвали Skyeng. [Источник]
«Мы доверяли другу другу. У каждого было свое направление, за которое он нес полную ответственность. Мы особо не лезли в задачи друг друга. Как спартанцы, защищали свой фронт». [Источник]
Развитие Skyeng
Skyeng развивался по следующей схеме: компания связывала ученика и репетитора, а занятие проходило в Skype. У такого способа было два главных плюса:
- ученик и репетитор экономили время на дороге благодаря онлайн-формату;
- ученики из крупных городов могли найти репетитора по более низким ценам из небольших городов.
Постепенно Соловьев и партнеры столкнулись с ограничениями привязки бизнес-модели к Skype. Программа не давала возможности контролировать качество уроков, следить за успехами клиентов и собирать аналитику. Поэтому прогресс студентов был неравномерным, а Skyeng позиционировал себя как онлайн-школа, где ученики достигают своих целей.
Чтобы разобраться с этой проблемой, команда решила разработать собственную платформу для виртуальных уроков. Для этого нужны были деньги, поэтому приняли решение привлекать инвестиции в проект.
Поиск инвестора. Первые значительные инвестиции Skyeng получил в 2014 году от управляющего партнера консалтинговой компании GLG Partners Эркинбека Адылова. Он вложил 30 000 $ за долю в компании — 10%.
В 2015 году Соловьев с партнером нашли второго инвестора — Александра Ларьяновского. На тот момент Александр был директором по международному развитию в Яндексе. Инвестор вложил 300 000 $. Он так вдохновился проектом, что не только дал денег, но и перешел работать в стартап.
В 2018 году еще одним инвестором стал фонд Baring Vostok. Стороны не раскрыли размер вложений, но известно, что в ходе первого раунда компанию оценили в 100 млн долларов — это стало рекордной оценкой для российского рынка EdTech. После этой сделки Forbes включил Skyeng в список самых дорогих компаний Рунета — в 2020 году онлайн-школа заняла 13‑е место с оценкой в 130 млн долларов. [Источник]
Технологический прорыв. Полученные от инвесторов средства вкладывали в собственные технологии. Сначала в Skyeng появилась своя образовательная платформа Vimbox. Она позволила проводить уроки на специальной онлайн-доске и давать домашнее задание в личном кабинете, где преподаватель мог тут же его проверить и поставить оценку. Но главное — появилась возможность собирать аналитику по работе репетиторов и прогрессу студентов. Также Skyeng запустил мобильное приложение для уроков.
Рост Skyeng в пандемию
Даже после того, как бизнес стал устойчиво расти и приносить прибыль, Соловьев и партнеры продолжали тестировать новые направления. К примеру, Skyeng инвестировал 300 млн рублей в инновационные продукты для детей и в 2019 году запустил онлайн-школу Skysmart. [Источник]
Запуск школы пришелся на самое удачное время для EdTech. В 2020 началась пандемия — многие обратили внимание на онлайн-формат обучения. За карантинный 2020 год Skysmart вырос в два раза и занял 15% рынка школьного онлайн-образования. [Источник]
Кризис Skyeng из-за санкций
В 2022 году Skyeng ощутимо пострадал от санкций. В интервью Соловьев рассказал о трех основных последствиях для бизнеса:
- пришлось отказаться от зарубежного направления, хотя к 2022 году Skyeng уже работал на европейском рынке;
- компания потеряла инвестиции из-за границы;
- сократился штат сотрудников из-за закрытия зарубежного направления.
Эти факторы вынудили Skyeng адаптировать свою стратегию и искать внутренние ресурсы для роста. [Источник]
Бизнес сейчас
В 2024 году Skyeng — это группа компаний, куда входят:
Годовая выручка группы компаний Skyeng за 2022 год составила 9,7 млрд рублей, а онлайн-школа Skyeng стала лидером EdTech-рынка в первом квартале 2023 года. [Источник]
Другие проекты Георгия Соловьева
В 2020 году Соловьев вместе с одним из сооснователей Skyeng Харитоном Матвеевым запустил издание о здоровье и саморазвитии Reminder. Соловьев так объяснил свое решение:
«Основная миссия Skyeng — делать так, чтобы развитие было для людей привлекательным. [...] Чтобы с помощью нашего сервиса они достигали тех результатов, которыми будут гордиться. В основе Reminder лежит та же идея». [Источник]
Из интересного — медиа не использует рекламу как источник доходов, предпочитая подписную модель монетизации.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Личная жизнь
Информации о личной жизни предпринимателя почти нет. Во многих интервью Гоша делился, что осознанно отказался от отношений, чтобы не отвлекаться от бизнеса.
В 2024 году в интервью Александру Соколовскому Георгий рассказал, что у него есть девушка Виктория. К выбору подруги он подходил так же системно, как к учебе и бизнесу:
«Я подбирал девушку по большой скоринговой модели, чтобы найти ту, с которой мне будет комфортно. И я нашел». [Источник]
Предприниматель признался, что традиционная семейная жизнь ему не подходит: она не укладывается в его график. Жене и детям нужно уделять много свободного времени, которого у него нет. [Источник]
Цитаты предпринимателя
Собрали высказывания Георгия Соловьева, которые лучше всего показывают его отношение к бизнесу и работе над собой.
- «Когда я создавал Skyeng, я всегда думал, что буду делать на следующий день. Если тебе интересно, ты очень быстро просыпаешься». [Источник]
- «Топ-1 причина, почему Skyeng получился — я был клиентом своего продукта. Я очень хорошо понимал проблематику и сделал продукт в первую очередь для себя». [Источник]
- «Если человек что-то хочет, найдет решение». [Источник]
- «Самое ценное, что мы получаем в жизни, — опыт. Ради этого мы и родились». [Источник]
- «Чем бы ты ни занимался, ты можешь быть в этом лучше всех в мире. [...] Если ты не можешь быть лучше в чем-то одном, всегда можно сделать срез, в рамках которого ты лучше всех в мире. [...] Всегда можно уменьшить зону, чтобы в этой маленькой точке быть лучше». [Источник]
А вы бы стали выбирать партнера для отношений по скоринговой модели? Поделитесь мнением в комментариях.