Дата рождения:
10.09.1974
Бизнес
Винный магазин Hedonism Wines, ресторан HIDE
Сфера бизнеса
Ретейл, общепит
* Евгений Чичваркин признан иностранным агентом.
Детство и юность Евгения
Впервые Евгений Александрович Чичваркин начал торговать еще в старших классах. Он покупал пачку сигарет за 70 копеек, а перепродавал за рубль. Сам не курил, но, по его словам, появление денег из ничего его вдохновляло. Позже Евгений перепродавал вещи через комиссионные магазины. [Источник]
После школы Чичваркин поступил в Госакадемию управления и стал торговать на вещевом рынке. Он начал этим заниматься, когда увидел, что его друг Артем Перевозчиков торгует трусами из коробки. По словам Артема, Евгений после этого призадумался, взял из дома костюм, кроссовки, блок сигарет и поехал торговать на Олимпийский рынок в Москве.
Прибыль на рынке удалось получить в первый же день, но Евгений там не задержался. Он начал искать более доходные места и налаживать контакты с челноками. Так в 90-х называли людей, которые возили товары из-за границы для продажи в России. Евгений с помощью них расширил ассортимент и стал зарабатывать больше.
Чичваркину предложили торговать мобильными телефонами, когда он учился на последнем курсе Госакадемии управления. Это предложение пришло ему от друга детства — Тимура Артемьева. Он торговал телефонами со своим партнером Алексеем и искал опытного торговца. Чичваркин никогда не любил технику, поэтому Артемьеву пришлось уговаривать его несколько дней. В итоге Евгений согласился. [Источник]
Работа в Медикоме
Московский салон сотовой связи «Медиком» приносил убытки, пока за него не взялся Чичваркин. Как рассказывает Евгений, до его прихода два посетителя в день считались за счастье. Несмотря на знакомство с основателем, Евгений Александрович Чичваркин сперва работал в нем обычным продавцом, а потом — завхозом. Но именно в этой роли Евгений сделал салон мобильной связи прибыльным.
Что сделал Евгений, чтобы превратить салон в прибыльное дело:
- Своровал штендер у другой компании, потому что сделать свой было дорого. Штендер — это переносная конструкция для наружной рекламы. Позднее Евгений говорил, что ему стало не по себе от кражи. [Источник]
- Оформил по-новому вход в магазин, чтобы выделяться среди других магазинов. Для этого Евгений взял черную краску и покрасил вывеску, стены и даже урну у входа, а еще поменял коврик у двери.
- Выложил весь товар на витрины. Раньше на витрине Медикома лежали чехлы для телефонов, а остальные товары приносили по запросу покупателей. Продавцы считали, что этого достаточно, Евгений думал иначе.
- Подал в газеты бесплатные объявления от своего лица. Например: «Продам телефон недорого. Женя». При звонке клиент попадал в салон связи. Тогда так делать было не принято, а денег это приносило больше, чем платная реклама в той же газете. Этот прием используют до сих пор: риелторы подают объявления об аренде квартиры от имени собственников.
После того как Медиком стал стабильным бизнесом, можно было делать ребрендинг и экспериментировать с продвижением дальше. [Источник]
Появление Евросети
В какой-то момент учредители решили, что нужно сменить название. Медиком ассоциировался у покупателей с лекарствами. Новое название выбирали долго, варианты были разные: Сириус, Телефонторг, Рустел, Еврофон, Евротел и Евросеть. В итоге выбрали последний.
Компания росла, пора было масштабировать бизнес, но ее руководители не сошлись в видении будущего. Один партнер, Тимур, хотел сделать оформление салона ярче и привлекать покупателей в уже проверенном месте. Другой партнер, Алексей, хотел брать телефоны под реализацию и съехать в помещение подешевле. А сам Евгений хотел переехать в новое место, где дороже аренда, но больше поток покупателей. Еще одна причина конфликта заключалась в том, что Алексей мог взять деньги из оборота и купить себе дорогой автомобиль. В итоге Тимур и Евгений покинули Евросеть. [Источник]
Развитие Евросети
Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продолжили заниматься бизнесом. Они стали закупать аксессуары для телефонов в магазине DIXIS и продавать их в палатке на ВДНХ. Это приносило прибыль, но основатели решили, что серьезного бизнеса на этом не построишь и нужно открывать магазин.
В 1997 году Евгений и Тимур основали новую компанию — торговый дом «Евросеть». Они взяли старое название, которое принадлежало Алексею. Как они смогли его уговорить — неизвестно. [Источник]
Партнеры сразу распределили зоны ответственности. За продажи отвечал Евгений, за финансы — Тимур, а за юридические вопросы — Артем Перевозчиков. Это давний друг Евгения, к тому моменту он работал в банке. Чичваркин попросил его первое время поработать за просто так, а уже потом за деньги. [Источник]
Евгений и Тимур расширяли торговлю постепенно. Сначала они подавали в газеты объявления «Продаются аксессуары для телефонов» и продавали товар по телефону всем, кто откликнулся. И только потом Евгений с Тимуром открыли магазин на Ленинском проспекте в Москве.
Для открытия первой точки Евгений взял у отца деньги в долг — 2000 $. Это были почти все его сбережения. На них партнеры закупили первую партию телефонов.
Евросеть использовала эпатажную рекламу для раскрутки. Приведем несколько примеров:
- использовала слоганы с матом: «Евросеть — цены просто ... [невероятные]», «... [Ничего] себе. Все — людям!». Чичваркин утверждал, что это подняло узнаваемость компании с 2% до 50%; [Источник]
- проводила акции, которые привлекали внимание федеральных каналов. Например, компания предлагала бесплатный телефон Motorola тому, кто разденется догола прямо в магазине.
Помимо эпатажной рекламы, Евгений использовал ценовой демпинг. Иногда он снижал наценку на все товары с 20 до 5%. В моменте это помогало получить больше прибыли за счет оборота.
Одно время «Евросеть» конфликтовала с Samsung и Nokia. Зарубежные производители не признавали компанию Евгения своим официальным дистрибьютором и не отгружали новые модели телефонов. Чичваркин в ответ поручил убрать товар Samsung и Nokia на задние полки и продавал его только тогда, когда клиент настаивает. После этого производители шли на уступки. [Источник]
К 2006 году Евросеть заняла 37% рынка и открыла 2 000 магазинов по всей России. [Источник]
Закрытие Евросети и появление Связного
В 2006 году запустилась цепочка событий, которая в итоге привела к закрытию бизнеса. Сперва таможня арестовала партию мобильных телефонов Евросети общей стоимостью 19 млн долларов. Дело сразу закрыли, но в 2008 году завели новое и провели обыск в офисе компании. Хотя Евгения оправдали, он с партнером все равно продал бизнес, покинул страну и обосновался в Лондоне. [Источник]
Евросеть слилась с другой сетью салонов. Ее продали бизнесмену Александру Мамуту. В СМИ говорили о сделке в 400 млн долларов, но Чичваркин уверяет, что продал сеть дешево. В дальнейшем магазины Евросети переформатировали и объединили с сетью «Связной».
В конце 2000-х годов Евросеть и Связной продавали больше половины сотовых телефонов в России. После отъезда Евгения Чичваркина из России у Связного было более 1,7 тысячи магазинов по всей стране. [Источник]
В 2020 году название «Евросеть» упразднили. [Источник]
Что сейчас
Евгений Александрович Чичваркин развивает два бизнеса: винный магазин Hedonism Wines и ресторан HIDE. Оба располагаются в богатом квартале Лондона — Мейфэре. Он открыл их вместе с Тимуром Артемьевым и Татьяной Фокиной. Последняя — его гражданская жена. Евгений познакомился с ней в 2010 году, когда искал менеджера. В итоге предприниматель передал ей управление обоими проектами. [Источник]
Евгений вложил в оба бизнеса 31 млн фунтов стерлингов — по курсу на январь 2023 года это 2,6 млрд рублей. [Источник]
Лондонские проекты Евгения стабильно развиваются. В 2018 году Hide занял 34‑е место в топ-100 лучших заведений Великобритании. [Источник]
Цитаты Чичваркина о бизнесе
Евгений Чичваркин считает, что главное в бизнесе — это люди. Предприниматель заботится о команде и клиентах, чтобы его проекты развивались и приносили доход.
- «Клиентский сервис должен быть на первом месте. На втором месте должен быть он же, и на третьем — тоже. Все остальное не имеет большого значения». [Источник]
- «Я не считаю, что я нормально образован и прочитал достаточное количество книжек. Мне хочется общаться с теми, кто достаточно образован, много может себе позволить и живет насыщенной жизнью. Денег мне хватит до старости». [Источник]
- «Настоящий инструмент — это сарафанное радио. Ничего не работает так, как рекомендации. Если ты работаешь феноменально классно, люди о тебе рассказывают». [Источник]
- «Я верю в то, что большую часть дохода нужно отдавать тем людям в компании, которые тебе этот доход принесли». [Источник]
- «Чем бы ты ни занимался — у тебя должна быть как минимум одна глубокая квалификация. Надо просто честно с собой поговорить и выбрать то, чем не противно будет долгое время заниматься». [Источник]
Как вы относитесь к эпатажной рекламе? Использовали такие методы продвижения?