Есть задачи, которые удобнее выполнять самому, даже если ты и биг-босс. Так считает основатель Compliance Control. Но ровно до тех пор, пока такой подход не забирает по несколько часов в неделю и не приходится нанимать дополнительный персонал.
Иван Твердохлебов, основатель и руководитель Compliance Control, рассказывает, почему сам оформляет валютные платежи и что раньше ему мешало. Передаем слово Ивану.
Опыт героя за 2021 год.
Compliance Control борется с хакерами
Мы в Compliance Control отвечаем за информационную безопасность.
К нам обращаются банки, платежные шлюзы, торговые сети и другие компании, которые обеспечивают финансовые операции по всему миру. Наша задача — проверить безопасность работы различных систем и соблюдение compliance-требований локальных регуляторов и других органов.
У нас есть специализация, но мы без проблем готовы работать с бизнесом из других сфер. Я уверен, что сегодня информационная безопасность нужна всем, кто обрабатывает и хранит чувствительные данные в своих системах и сети. А таких компаний очень много.
Пока не пройдем валютный контроль, не получим деньги от зарубежных клиентов
Мы работаем с российскими и зарубежными компаниями, география широкая — от Азии до Америки. Поэтому оплату получаем не только в рублях, но и в долларах или евро.
Для получения денег от клиентов-резидентов России ничего особенного не нужно: выставляешь счет, компания переводит по нему деньги, и они приходят в этот или на следующий день.
Для расчетов с нерезидентами процесс сложнее. Прежде чем деньги окажутся на расчетном счете, сначала нужно пройти валютный контроль. Это процесс, когда банк проверяет документы на сделку, чтобы убедиться: сделка и правда есть, деньги платятся не за воздух.
Как и что проверять в документах, фиксирует валютное законодательство. Если коротко, то при каждом поступлении мы передаем в банк определенные документы: например, контракт и акт.
Если в документах ошибка или не хватает какой-то информации, банк не вправе их принять. А деньги мы не получим, пока не пройдем валютный контроль.
На оформление платежа тратил по несколько часов
C точки зрения валютного законодательства у нас несложные сделки, поэтому список документов и требования к ним тоже не сказать чтобы сложные.
Хотя своя специфика тоже есть. Некоторые заказчики не понимают, что такое акт и зачем он нужен, особенно если оплата постфактум. Чтобы не отвлекать клиентов и не тратить время на объяснения, удобнее самому готовить акты и передавать в банк.
На что обращать внимание в документах, фиксирует законодательство, и правила одинаковые для всех банков. Весь вопрос в самом процессе, и вот его каждый банк выстраивает так, как считает нужным.
Я обслуживался в разных банках и иногда для оформления простых платежей тратил до нескольких часов на один платеж.
В одном из банков не было автоматического процесса даже для простых и понятных документов. Поэтому все приходилось делать вручную: заполнить, загрузить и все, что еще требуется. Самое неприятное — то, что почти по любому действию надо было писать в поддержку и ждать ее ответа. Без него нельзя было сдать документы.
Ситуация осложнялась, если у меня и правда появлялись вопросы. В личном кабинете банка не было подсказок, поэтому единственным вариантом было водить малопонятные цифровые значения в еще менее понятные поля бесконечных форм. Или опять писать менеджеру, спрашивать и надеяться, что он ответит быстро. На понятный ответ я особо не рассчитывал, потому что часто вместо него мне копировали ссылки на нормативные документы Центробанка.
Расскажу пример. Как-то я оформлял документы для контракта на сумму более 6 млн рублей. Такой контракт по закону сначала ставишь на учет в банке, а потом при каждой оплате по нему готовишь справку о подтверждающих документах — СПД.
Надо было указать код. Среди вариантов были вот такие: 04_3, 04_4. Что все это значит, я не знал.
В справке надо было указать код из списка Центробанка. Среди вариантов были вот такие: 04_3, 04_4. Что все это значит и какой код выбрать, я не знал. Написал менеджеру, он ответил только на следующий день, а потом мы еще пару дней переписывались и я отвечал на вопросы. Потом, когда все вроде было готово и отправлено, пришел отказ. Что-то там надо было исправить, заново отправить и опять ждать ответа поддержки. В итоге дело на пять минут отвлекало меня от работы полнедели.
Я уверен, что есть ситуации, которые удобнее решать с индивидуальной поддержкой менеджера. Но в моем случае это не так, поэтому я стал искать банк, где у меня будет выбор: что делать самому, а о чем спрашивать и ждать участия менеджера.
Нашел банк, где можно оформлять документы без привлечения поддержки
Я хотел найти банк, где не надо постоянно быть на связи с менеджером и все делать через него. На тот момент я знал, что есть Т-Банк Бизнес. Как клиенту-физлицу мне нравился Т-Банк, поэтому решил присмотреться. Оказалось, банк обещает, что все работает онлайн и почти все делается автоматически. А это и есть самое важное для меня.
Я открыл валютный счет в Т-Банк Бизнесе и протестировал интерфейс. Мне предлагали помощь, но я хотел разобраться сам. Я не читал никаких инструкций и подсказок, все было понятно сразу.
Когда пришел платеж, запустил процесс: передал и поставил на учет контракт, загрузил подтверждающие документы — сделал все, что полагается. Обещания оказались правдой: я все сделал сам. Процесс простой: открываешь нужный раздел в личном кабинете, нажимаешь кнопку, и документ загружается. Все.
Общался с менеджером в двух ситуациях. Первая — если сам не мог найти информацию: тогда просто задавал конкретный вопрос и получал такой же конкретный ответ. Для меня это отличный формат работы.
Вторая ситуация — когда менеджер замечал неточности в документах. Но в этом случае от меня почти ничего не требовалось: менеджер писал, что именно не так, и предлагал исправить. Мне оставалось подтвердить исправление в чате, а все остальное делал менеджер.
Я начал работать с Т-Банк Бизнесом в 2020 году. Зимой 2021 года в банке на учете стоит несколько контрактов, и я по-прежнему все платежи оформляю самостоятельно. Такой подход сильно упростил мне жизнь.
Какие трудности есть у вас при работе с валютными платежами?
Здравствуйте.
Спасибо за внимательность. Тоже обратили внимание, что статья устарела. Передали ваш фидбэк редакторам, рекомендуем следить за новостями.
По ошибкам мы также передали всю информацию ответственным, они все проверят.
Действительно, в Тинькофф гораздо быстрее валютный контроль, чем в других банках.
Во-первых, все коды подписаны. 04_3 и 22001 — сразу все пояснения есть и даже для несведущих. Например, типа контракта: экспортный (отправляю деньги)/ импортный (получаю деньги). Очень удобно :)
Отклик менеджеров очень быстрый.
Но статья уже неактуальна, тк валюту сейчас можно принимать только из Aзербайджана и ещё пары-тройки таких же непопулярных стран.
И есть пунктуационные ошибки в статье, кстати.