В России действует закон о прослеживаемости товаров — государство контролирует движение импортных товаров из специального списка. Разбираем, как это работает, чем прослеживаемость отличается от маркировки, какие товары относятся к прослеживаемым и что с этим делать бизнесу.
В чем суть закона о прослеживаемости товаров
Закон о прослеживаемости нужен, чтобы государство могло следить за движением определенных товаров и бороться с их нелегальным оборотом.
Контролируют движение всех импортных товаров из списка прослеживаемости — и тех, что бизнес приобретает для продажи, и тех, что использует в своих коммерческих целях.
Прачечная в 2020 году закупила импортные стиральные машины и использует их для работы. Если она решит их продать, придется отчитываться перед налоговой.
В отличие от обязательной маркировки, с помощью прослеживаемости государство контролирует не каждую единицу товара, а всю партию.
Штрафы за нарушение правил вступят в силу 1 января 2024 года. Если до этой даты не сдавать в налоговую отчетность, наказывать не будут. Поэтому у бизнеса еще есть время, чтобы привыкнуть работать с прослеживаемыми товарами.
Кого касается закон о прослеживаемости товаров
Закон касается бизнеса, который работает с импортными товарами из списка прослеживаемых: закупает за границей, перепродает, утилизирует, передает в дар и вывозит их из страны.
Система налогообложения значения не имеет — все компании и ИП должны предоставлять в налоговую отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы со специальными реквизитами.
Вот список товаров, которые относятся к прослеживаемым:
- Бытовые холодильники и морозильники, другое холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы.
- Автопогрузчики с вилочным захватом и другие погрузчики, тягачи, используемые на ж/д станциях.
- Бульдозеры, грейдеры, самоходные планировщики, трамбовочные машины, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом, экскаваторы.
- Бытовые и промышленные стиральные машины.
- Мониторы и проекторы, которые используются в системах автоматической обработки данных, телеприемники, мониторы и проекторы без встроенной приемной аппаратуры.
- Транспортные средства промышленного назначения.
- Детские коляски и кресла безопасности.
Перечень отслеживаемых товаров может расширяться и изменяться.
Что делать бизнесу
Собрали пошаговую инструкцию, как действовать компаниям и ИП, которые работают с импортными товарами из списка прослеживаемых:
- Перейти на электронный документооборот.
- Проверить остатки товаров.
- Получать регистрационный номер партии — РНПТ — на товары из списка прослеживаемых.
- Указывать РНПТ в первичных документах.
- Сдавать в налоговую отчетность обо всех операциях с прослеживаемыми товарами.
Дальше рассмотрим каждый пункт подробно.
Перейти на электронный документооборот
Все отчеты и документы нужно сдавать в налоговую через систему электронного документооборота — ЭДО.
Для этого бизнесу нужно получить электронную подпись для сотрудников, которые будут отправлять отчетность, и заключить договор с оператором электронного документооборота.
Проверить остатки товаров
Есть два способа проверить, относятся товары к категории прослеживаемых или нет.
- Посмотреть список в постановлении правительства. Для этого возьмите счет-фактуру, договор или УПД и посмотрите в нем код ТН ВЭД. Сравните его с кодами из списка.
- С помощью сервиса на сайте налоговой службы. Здесь можно проверить товары по кодам ТН ВЭД и ОКПД 2, по названию товара, номеру декларации или открыть полный перечень прослеживаемых товаров.
Получать регистрационный номер партии товара — РНПТ
Этот номер компании и ИП получают один раз — при ввозе товара в Россию или перед совершением любых операций с товарами, которые есть в остатках. Дальше с помощью РНПТ налоговая отслеживает движение этих товаров. Для остатков, импортируемых товаров и товаров, которые уже ввезли в Россию и перепродают, алгоритм получения РНПТ разный.
Остатки товаров. Чтобы получить РНПТ, нужно отправить в налоговую уведомление об остатках. Налоговая его получит, присвоит товару РНПТ и отправит вам этот номер.
Подать уведомление можно в любое время, но обязательно до того, как будете совершать любые операции с товаром.
У вас в офисе импортный холодильник. Вы можете подать в налоговую уведомление в любой момент до того, как решите продавать его.
Пока вы используете холодильник по назначению, продавать или утилизировать не собираетесь, получать РНПТ не нужно.
Товар ввозят из стран ЕАЭС — Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии. Нужно отправить в налоговую уведомление о ввозе. Срок — в течение пяти рабочих дней с момента, когда компания или ИП получили товар. Налоговая должна не позднее следующего рабочего дня отправить бизнесу квитанцию с РНПТ.
Товар ввозят из стран, которые не входят в ЕАЭС. Тогда компании и ИП уже не подают уведомление в налоговую, а самостоятельно формируют РНПТ. Он состоит из номера таможенной декларации и номера товара в декларации.
Например, регистрационный номер таможенной декларации — 1111111, а номер товара — 5.
Формируем РНПТ: 1111111/5.
Налоговая получает от таможенной службы информацию о ввозе товара и формирует такой же номер. Обмениваться документами с налоговой в таком случае бизнесу не нужно.
Товар уже находится в России. Например, ИП закупает импортные холодильники у компании «Холод». В этом случае ИП должен убедиться, что в первичных документах указан РНПТ.
Если номера нет, нужно попросить компанию «Холод» исправить первичные документы и указать в них РНПТ.
Если ИП дает деньги под отчет сотруднику для покупки прослеживаемых товаров, нужно выдать ему доверенность действовать от имени предпринимателя. Эту доверенность он должен показать поставщику. Иначе компания «Холод» подумает, что продает холодильники обычному человеку, и может не предоставить первичные документы с РНПТ.
Указывать РНПТ в первичных документах и отчетах
Бизнес должен указывать РНПТ:
- в счете-фактуре или универсальном передаточном документе — при сделках с компаниями и ИП;
- в отчете или декларации по НДС — чтобы отчитаться перед налоговой о любых операциях с прослеживаемыми товарами.
Если компания или ИП продает товар физическому лицу без статуса ИП, РНПТ в чеке указывать не нужно, но эту операцию обязательно вносят в отчет или декларацию по НДС.
Сдавать в налоговую отчетность об операциях с прослеживаемыми товарами
Отчитываться об операциях с прослеживаемыми товарами должны все компании и ИП, которые участвуют в их обороте.
В отчетности нужно указывать любые операции, которые вы совершали. Если вы импортировали прослеживаемые товары, покупали их у поставщика в России, продавали, вывозили из страны или утилизировали — это нужно указать.
ИП купил у компании монитор и использует его для работы. Об этой операции должны отчитаться оба участника сделки. Компания указывает в отчетности факт продажи монитора, а ИП — факт покупки.
Если ИП будет использовать монитор для личных нужд, а не для ведения бизнеса, отчитаться о сделке должна только компания. В отчете она укажет, что продала монитор обычному человеку для личного использования — товар выйдет из системы прослеживаемости.
Отчитываться перед налоговой нужно раз в три месяца — до 25-го числа, следующего за отчетным кварталом.
Сдать отчетность за третий квартал 2023 года нужно до 25 октября 2023 года включительно. Если крайний срок сдачи выпадает на выходной, отчетность можно предоставить на следующий рабочий день после выходного.
В зависимости от того, отчитывается бизнес по НДС или нет, в налоговую нужно предоставлять разные документы.
Бизнес не отчитывается по НДС. В налоговую нужно сдавать отчет об операциях с прослеживаемыми товарами. В отчете указывают вид операции, количество и стоимость товара.
Бизнес отчитывается по НДС. Какую отчетность сдавать в налоговую, зависит от операции, которую компания или ИП совершает с товаром.
Как бизнесу вывезти прослеживаемые товары из страны
Алгоритм действий зависит от того, в какую страну вы вывозите товар.
Если экспортируете товар в страны ЕАЭС. Нужно направить в налоговую уведомление о перемещении прослеживаемых товаров в страны ЕАЭС. Срок — в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки товара.
Если экспортируете товар в страны, которые не входят в ЕАЭС. Бизнесу не нужно отправлять уведомление в налоговую — таможенная служба сама передаст информацию.
Когда заканчивается прослеживаемость товаров и что делать бизнесу
Прослеживаемость заканчивается, если товары:
- выбыли из оборота — бизнес передал товар в производство или на утилизацию, или товар конфисковали у компании или ИП;
- проданы физическим лицам для личных нужд, а не для ведения бизнеса;
- вывезены из России.
Во всех случаях бизнесу нужно сдать в налоговую отчет об этих операциях. А если продали физическим лицам — еще и декларацию.
ИП продал холодильник физическому лицу. Значит, предприниматель должен указать эту операцию в квартальном отчете. После этого товар выбывает из прослеживаемости, и государство перестает следить за его движением.
Но если по каким-то причинам покупатель-физлицо вернет холодильник, прослеживаемость возобновится: ИП снова будет должен сдавать отчет о любых операциях с этим товаром.
Главное о законе
- Закон о прослеживаемости товаров касается всех компаний и ИП — система налогообложения значения не имеет.
- Чтобы государство могло следить за оборотом прослеживаемых товаров, компании и ИП должны получать РНПТ и указывать его в первичных документах и отчетах.
- Бизнес должен отчитываться перед налоговой о любых операциях с прослеживаемыми товарами.
- Все документы и отчеты в налоговую нужно сдавать через систему ЭДО.
- Прослеживаемость заканчивается, если товар передали в производство, утилизировали, продали физлицу для личных нужд или вывезли из России.
А какие товары из списка прослеживаемых продаете или собираетесь продавать вы?