Тренд — это направление изменений или развития чего-либо, которые могут проявляться по-разному. Так, могут меняться поисковые запросы или потребительское поведение. Например, сейчас поменялось потребительское поведение — раньше покупатель искал товар в поисковиках, а теперь идет на маркетплейсы. А во время пандемии появился тренд на удаленную работу — люди стали интересоваться, как им работать из дома и не подвергаться риску заболеть.
Тренды постоянно сменяют друг друга, и каждый прошлый заменяется новинкой. Обычно их задают лидеры рынка или общественных мнений — трендсеттеры.
Иногда тренды возникают естественно. Например, блогер показывает новый гаджет, люди смотрят обзор, и им нравится, они покупают товары, и это становится трендом.
Зачем бизнесу отслеживать тренды
Отслеживание трендов называется трендвотчингом. По сути, это наблюдение за текущими и зарождающимися тенденциями, их анализ и попытки понять, почему они появились и как они повлияют на вашу сферу или продукт.
Если уметь анализировать тренды, можно определить, повлияют ли они на повседневную жизнь и как это отразится на ваших клиентах. Например, если видите возрастающий интерес к какому-то товару, можно успеть на нем заработать.
Тренд распространяется от новаторов, которые первыми пробуют новинки, до отстающих — их интересы консервативны. Процесс можно показать на кривой диффузии инноваций Роджерса.
Для выявления новых идей для бизнеса, которые основаны на трендах, используют тренд-маркетинг. Это частный вид маркетинга, который помогает продвигать бренды на рынке и выстраивать коммуникации с целевой аудиторией. Он фокусируется только на трендах: например, для такого вида продвижения важно быстро реагировать на новые события или модные темы.
Обычно рекламные кампании направлены на трендсеттеров и лидеров мнений, которые помогают задать тренд среди других людей. Например, известные бренды делают рассылки продуктов среди блогеров, чтобы через них рассказать аудитории о новом товаре.
Для грамотного продвижения бренда таким способом нужно тщательно изучить новый тренд, оценить характеристики своего продукта и понять, что именно нужно предлагать потребителю.
За какими трендами стоит следить
Устойчивые тренды, которые стоит отслеживать бизнесу, — искусственный интеллект, экологические технологии и онлайн-образование.
Искусственный интеллект, или AI. Этот тренд на слуху, и его популярность только растет. Например, крупные компании делают рекламу с помощью AI, а маленькие поручают искусственному интеллекту мелкие дела — написать пост, сделать саммари статьи или описание товара на маркетплейсе, ответить на отзывы.
Экологические инициативы. Компании чувствуют себя ответственными за загрязнение природы и хотят снизить негативное влияние на окружающую среду. Для этого они перешли на биоразлагаемые пакеты и проводят акции по сбору бутылок, пластика или батареек. Например, во многих Пятерочках стоят контейнеры для сбора использованных батареек.
Онлайн-образование. Со времен пандемии появляется все больше курсов и обучений в разных профессиях и сферах. Например, можно пройти краткий курс по маркетингу, даже если у вас есть для этой работы отдельный специалист. Так вы будете знать больше приемов и сможете говорить с сотрудниками на одном языке.
Например, Школа Бизнеса Т-Банк запустила бесплатные курсы для предпринимателей. Можно научиться торговать на маркетплейсах, зарабатывать на госзакупках или привлекать первых клиентов.
В интернете можно также встретить ежегодные подборки трендов или прогнозов для разных сфер — тренды маркетинга, модные тренды, тренды продвижения, тренды соцсетей. Если это касается сферы вашего бизнеса, за ними стоит следить и применять в работе. Например, можно подписаться в соцсетях на инфлюенсеров в вашей сфере или экспертов, а также на предпринимателей, которые делятся опытом с другими.
Что такое жизненный цикл тренда
У тренда короткий и скачкообразный цикл. Он состоит из трех фаз:
- Накопления. На этом этапе тренд только зарождается и все больше входит в жизнь обычных людей. Например, когда в мире только появились электрокары — они были только у избранных и богатых людей. В начале этой фазы многим скептикам кажется, что это не тренд и он никуда не разовьется.
- Распределения. В этот момент тренд становится массовым. Такое легко наблюдать среди модных трендов или в соцсетях. Например, сейчас электрокары постепенно становятся повседневностью. Их уже можно встретить на улице, вокруг появляются станции подзарядки и специальные заправки для таких машин.
- Завершения. После достижения пика тренд становится стабильным или постепенно теряет популярность. Например, можно предположить, что в дальнейшем у каждой второй семьи будет электрокар, а машины с бензиновыми двигателями перестанут выпускать.
Опознать тренд на стадии накопления полезно для бизнеса. Например, можно попробовать привлечь новую аудиторию с помощью него — продавать новые товары, подготовить рекламные креативы или обыгрывать это в акциях и распродажах.
Что важно запомнить
- Тренды постоянно сменяют друг друга, а задают их лидеры мнений или трендсеттеры.
- Бизнесу важно следить за трендами — это открывает новые возможности для роста и прибыли.
- Тренды распространяются от новаторов и ранних последователей до отстающих.
- Жизненный цикл тренда состоит из трех стадий: накопления, распределения и завершения. Опознавать тренд лучше на стадии накопления.