Косметика, автозапчасти, здоровые продукты и еще четыре категории товаров, на которых можно заработать в 2023 году

Яна Сонина
Разобралась, что происходит со спросом
Косметика, автозапчасти, здоровые продукты и еще четыре категории товаров, на которых можно заработать в 2023 году

Яна Сонина
Разобралась, что происходит со спросом
С уходом зарубежных компаний и наступлением кризиса изменилось потребительское поведение. Товары, от которых люди не были готовы отказаться год назад, сегодня перешли в список «откажусь в первую очередь».
Исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, от каких товаров покупатели готовы отказаться в первую очередь. В топ вошли:
- автомобили;
- недвижимость;
- крупная бытовая техника;
- смартфоны и планшеты.
Что будет с покупательской способностью дальше и какие страхи удерживают людей от покупки — рассказали на вебинаре.
В статье собрали исследования и выяснили, на какие категории товаров вырос спрос по итогам 2022 года. В конце статьи расскажем, как выбрать лучшие продукты и бренды в каждой категории.
Косметика
По оценке Центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка, международные компании контролировали 70% российского рынка косметики. Многие зарубежные бренды — например, LUSH, L’Oreal и Lancôme — покинули рынок. Но люди все равно не готовы отказаться от косметики. Есть два способа это использовать.
Первый — ввозить косметику зарубежных брендов по параллельному импорту. В августе 2022 года Минпромторг расширил список косметики, которую можно ввозить без разрешения владельцев торговых марок, — добавил в него популярные бренды концерна L’Oreal.
Второй — продавать товары отечественных брендов. Аналитики из CloudPayments выяснили, что спрос на российскую косметику в июне — июле 2022 года вырос на 58% по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Чаще всего покупали такие виды товаров:
- гидролаты;
- натуральные дезодоранты;
- кремы для ног;
- средства после загара;
- румяна;
- минеральные пудры;
- BB- и CC-кремы.
Интерес оказался устойчивым — об этом отчитались маркетплейсы. Например, на Wildberries за первое полугодие 2022 года продажи косметики и парфюмерии выросли на 97% по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Аналитики Lamoda также опубликовали исследование: в 2022 году спрос на косметику российских брендов увеличился на 78% по сравнению с 2021 годом. Товарами-лидерами стали:
- патчи для глаз;
- скрабы для тела;
- сыворотки для лица;
- парфюмерная вода.
Чтобы посмотреть, на какие средства будет спрос, советуем закупить небольшую партию. Если товар покупают плохо — его будет нетрудно вывести из ассортимента. Со временем вы сможете выявить и добавить трендовые позиции, которые будут делать большую часть прибыли. Например, несколько лет назад были популярны расчески Tangle Teezer, а сейчас — скребок гуаша.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Бытовая химия
С уходом Procter & Gamble из магазинов исчезли порошки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды и другие товары популярных брендов Pampers, Ariel, Lenor, Always, Gillette, Head & Shoulders, Fairy, Oral-B и Old Spice. Оставшиеся товары дорожают из-за дефицита.
Бытовая химия может стать самым выгодным товаром для перепродажи на маркетплейсах. Сервис аналитики Moneyplace выяснил, что спрос на чистящие средства на маркетплейсах сильно вырос. Например, на Wildberries — на 456% за первое полугодие 2022 года.
Лидерами продаж стали спреи для уборки, жидкости и гели, средства для мытья посуды. Средний чек на бытовую химию вырос на 10—87%.
На Ozon покупатели тоже интересовались бытовой химией. Например, самыми популярными стали средства для уборки домов с животными. Средний чек на чистящие средства вырос на 26—27% за год.
Аналогичная ситуация происходит и у крупных ретейлеров. Например, Лента сообщила, что за первые 9 месяцев 2022 года люди купили в три раза больше средств для стирки отечественных марок в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.
Бытовую химию одинаково выгодно продавать в своем магазине и на маркетплейсах. Советуем обратить внимание на экологичные чистящие средства — сейчас это самые актуальные товары в категории «Бытовая химия».

Товары для животных
У 72% россиян есть домашние питомцы. При этом у владельцев кошек в среднем один питомец, а у владельцев собак — два.
Аналитическая компания NielsenIQ пишет, что россияне склонны баловать своих домашних питомцев и сократят расходы на покупки в этой категории в последнюю очередь вне зависимости от экономических условий.
В 2022 году импортные марки кормов подорожали на 100—150%, а некоторые больше не привозят продукцию в Россию. Аналитики NielsenIQ прогнозируют, что люди будут интересоваться продукцией небольших и локальных производителей, а часть покупателей перейдет на более дешевые товары или собственную торговую марку розничных сетей — например, «Каждый день» Ашана. Такая продукция обычно стоит на 10—30% дешевле.
Согласно исследованию, все категории товаров для животных успешно продаются и в офлайне, и в онлайне. Основную долю продаж составляют корма, но владельцы также интересуются лакомствами и наполнителями для туалетов — их продажи в 2022 году выросли в два раза по сравнению с тем же периодом 2021 года. Кроме кормов можно продавать лакомства, полезные добавки, витамины для зубов и суставов, средства против блох и клещей, лежанки, шлейки.
Рост продаж зоотоваров показали и маркетплейсы. Например, на Wildberries в сентябре — ноябре 2022 года количество заказов товаров для животных увеличилось на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Больше всего люди интересовались кормами, игрушками, лакомствами, мисками, когтеточками, ошейниками.
На Яндекс Маркете вырос спрос на товары для грызунов и экзотических животных. Аналитики площадки посчитали, что люди больше всего интересовались растениями для аквариума и террариума — в октябре 2022 года заказы в этой категории выросли на 192% по сравнению с тем же периодом 2021 года, на 190% — на кормушки для грызунов и кроликов, на 185% — на грунты для террариумов.
Одежда
Крупные иностранные бренды одежды ушли с российского рынка, зарубежные интернет-магазины тоже потеряли российских покупателей — это возможность занять эту нишу и стать российским Levi’s.
По данным исследования ЮMoney, весной 2022 года вырос спрос на женскую и мужскую одежду по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Ее покупали на 57% чаще, а средний чек вырос на 9%.
Интерес к покупкам одежды заметили и аналитики из CloudPayments. По их словам, в мае 2022 года спрос на одежду вырос на 61%, а количество онлайн-покупок — на 41% в сравнении с маем 2021 года.
Вырос в том числе и спрос на одежду отечественного производства — только за май 2022 года он увеличился на 90%.
По итогам 2022 года на Lamoda спрос на локальные российские бренды вырос в три раза в сравнении с 2021 годом. Чаще всего покупатели заказывали такие товары:
- брюки и джинсы;
- футболки и топы;
- юбки;
- джемперы;
- нижнее белье;
- куртки.
Продавать одежду можно онлайн или в своем магазине. Как его открыть — рассказали в отдельной статье.
Чтобы продавать вещи через интернет, можно сделать страницу в социальных сетях, собрать сайт на конструкторе или выйти на маркетплейсы. Можно попробовать Авито: здесь сделать магазин не сложнее, чем открыть группу во Вконтакте.
Можно выйти на Ozon, Wildberries или Яндекс Маркет. По работе с каждым маркетплейсом создали бесплатный курс. В уроках рассказываем, как зарегистрировать бизнес, оформить партнерство с площадкой, выделиться на фоне конкурентов, подняться в рейтинге продавцов и рассчитать налоги с прибыли:
Если не знаете, с каких товаров начать, рекомендуем выбирать базовые модели — оверсайз или ходовых размеров. Еще советуем присмотреться к домашней одежде. В период пандемии многие ушли на удаленную работу и продолжают работать из дома. Можно предлагать уютные пижамы, домашние костюмы, толстовки, мягкие тапочки.

Если собираетесь выходить на маркетплейс, обратите внимание на его целевую аудиторию. Например, большинство клиентов Wildberries — девушки 25—35 лет. Мужскую одежду там берут редко, и даже тогда ее в основном покупают женщины.
Если хотите продавать одежду на своем сайте и планируете шить сами, можно повысить продажи и уменьшить неликвид с помощью конструктора вещей — предложите пользователям самим собирать, например, пуховик: выбрать форму капюшона, застежки, цвет, длину.
Умная техника
Тренд на умную технику тоже длится несколько лет. Во время пандемии люди проводили большую часть дома и инвестировали в комфорт: покупали умную технику, которая сделает за них домашние дела и сэкономит время и силы. Теперь они продолжают расширять возможности умного дома и дарят такие гаджеты близким.
М.Видео отметил, что рынок товаров для умного дома становится более продвинутым и растет быстрыми темпами, а на рынке расширяется ассортимент моделей. За первое полугодие 2022 года спрос на умную технику вырос почти в 7 раз в сравнении с первым полугодием 2021 года.
Самый большой рост за это время произошел на маркетплейсах: оборот продаж умных товаров на СберМегаМаркете в первом полугодии 2022 года вырос на 578% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а штучные продажи на Wildberries — на 150%.
Чаще всего люди интересуются:
- умными лампочками и розетками;
- датчиками для умного дома;
- колонками;
- электрокарнизами;
- комплексными системами, которые включают датчики движения, дыма, протечки воды.
Растут и продажи домашних ассистентов. Например, за май 2022 года на Wildberries купили роботов-мойщиков на 36 млн рублей.

Осенью 2022 года покупатели стали активно интересоваться умными колонками. За первые 9 месяцев 2022 года их продажи выросли на 80% в сравнении с 2021 годом — до 1,35 млн штук.
Самыми популярными брендами в этой категории оказались:
- Яндекс;
- VK;
- Xiaomi;
- JBL;
- Сбер.
Растущий спрос на колонки отметили крупные ретейлеры. Например, за первые девять месяцев 2022 года Ситилинк продал на 85% больше смарт-колонок, чем за аналогичный период 2021 года, а МегаФон — на 25%.
На маркетплейсах спрос тоже есть — например, на Ozon продажи колонок выросли на 70% за первое полугодие 2022 года в сравнении с тем же периодом 2021 года.
По итогам трех кварталов 2022 года объем российского рынка смарт-колонок в деньгах превысил 11 млрд рублей.
Автозапчасти
Исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, что люди готовы отказаться от покупки новой машины и продолжить поддерживать старую.
По данным AGR, средний возраст легкового автомобиля в стране в 2022 году составлял 15 лет. Чем старше автомобиль, тем чаще ему требуется замена деталей.
Несмотря на кризис, растет спрос на дорогие автозапчасти. Например, весной 2022 года на детали стоимостью от 50 000 до 80 000 ₽ спрос вырос на 45%, а на запчасти стоимостью от 80 000 до 100 000 ₽ — на 98%. В марте 2022 года число запросов по слову «двигатель» выросло на 15,3% по сравнению с февралем, а «запчасти для ТО» в августе искали больше 5 млн пользователей.

К осени спрос на автозапчасти сохранился. В сентябре 2022 года россияне купили на 111% больше деталей для авто, чем за аналогичный период 2021 года.
Больше всего покупателей интересовали следующие товары:
- масляные, салонные и воздушные фильтры;
- свечи зажигания;
- тормозные колодки и диски;
- стойки стабилизатора;
- предохранители.
На старте советуем начинать с недорогих деталей или расходников, например щетки стеклоочистителя, масло для двигателя или фильтры. Их меняют два раза в год, поэтому спрос наверняка будет. Позже, когда увеличатся оборотные средства, можно добавлять в ассортимент дорогие запчасти: обычно это те, которые относятся к двигателю.
Искать поставщиков можно через сервисы. Например, на платформе для интернет-магазинов автозапчастей ABCP есть раздел с проверенными поставщиками деталей из разных стран.

Для продажи деталей не понадобятся специальные требования или лицензии, а ввозить их можно по параллельному импорту.
Это особенно удачное время для тех, кто занимается ремонтом автомобилей или хочет открыть автомастерскую. Можно совмещать основной вид деятельности с продажей автозапчастей. Здесь даже не придется вкладываться в продвижение и рекламу. Достаточно просто рассказать постоянным клиентам, что теперь детали можно покупать у вас.
ИП Сергей арендует гараж, где ремонтирует машины. У него есть постоянные клиенты. Если им нужно поменять деталь, они покупают ее сами и привозят Сергею на замену.
У Сергея есть скидка при оптовой закупке деталей, поэтому он может выгодно перепродавать их клиентам. Так клиентам не придется искать запчасти перед ремонтом, достаточно будет оплатить их и работу комплексно.
В этом случае, чтобы торговать автозапчастями, нужно будет добавить в ЕГРИП или ЕГРЮЛ нужный код ОКВЭД. Для оптовых продаж подойдет код 45.31 — «Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями». Если планируете продавать в розницу, выбирайте код 45.32 — «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями».
Продукты для здорового питания
В 2022 году на фоне кризиса у потребителей усилился рациональный подход к выбору продуктов питания. Люди стали чаще отказываться от вредной пищи в пользу здоровой. Поэтому полезные продукты могут стать еще одной перспективной бизнес-идеей.
Интерес к здоровому питанию отметили аналитики онлайн-сервиса «СберЗдоровье». Эксперты выяснили, что в январе 2023 года россияне стали на 22% чаще покупать фрукты и на 30% — овощи по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Помимо этого, в потребительской корзине регулярно появляются молочные продукты и яйца.
По оценкам СберЗдоровья, самыми любимыми продуктами у жителей страны стали гречневая, рисовая и манная крупы, геркулесовые хлопья и овсяное молоко.
Продавать здоровые продукты питания можно на маркетплейсах. Некоторые площадки разрешают торговать не только товарами с долгим сроком годности, но и скоропортящимися. Например, такая опция есть на Яндекс Маркете и Ozon.
Помимо классических маркетплейсов, можно выйти на нишевые продуктовые площадки. Например, на Ешь Деревенское можно предлагать покупателям молочные и мясные продукты, рыбу, овощи, фрукты.
Для продажи продуктов предпринимателю нужно сначала получить соответствующие документы. О нюансах торговли продуктами питания на российских маркетплейсах рассказали в отдельной статье.
Как выбрать, что продавать
Убедиться, что выбранный товар для продажи популярен, можно несколькими способами:
- через поисковые запросы пользователей;
- через маркетплейсы;
- на Pinterest;
- через сервисы аналитики.
Поисковые запросы пользователей. Их можно проверять в Яндекс Вордстат или Google Trends. В Вордстате нужно ввести название товара, а сервис подскажет, сколько раз его искали.

В Google Trends тоже можно проанализировать товар. Здесь есть динамика популярности — от 0 до 100, где 100 — абсолютный тренд.

Через маркетплейсы. Оценить спрос на товар с помощью Яндекс Маркета. Введите поисковый запрос и отсортируйте товар по популярности.

Еще одна подсказка для продавца — блок «Часто ищут». В нем собраны самые популярные запросы пользователей.

На Wildberries есть раздел «Хиты продаж», где можно найти самые популярные товары.

Еще на Авито и Ozon можно начать вводить запрос и посмотреть, что предложит площадка: там будут самые частые запросы пользователей. Но это скорее вспомогательный инструмент, который можно использовать в связке с остальными.


На Pinterest. Люди приходят на Pinterest, чтобы найти вдохновение. Они сохраняют понравившиеся картинки, а потом ищут похожие товары на маркетплейсе или в поисковиках. Это можно использовать при выборе товара для продажи.

Сервисы аналитики. Это, например, Moneyplace, MarketGuru, Shopstat. В них можно посмотреть спрос на интересующий товар и количество продаж у конкурентов. Сервисы дают больше информации, и с ними проще понять, что будет лучше продаваться и по какой цене.

При выборе товара для продажи лучше комбинировать все способы. Например, сначала посмотреть самые частые запросы пользователей в поисковиках самостоятельно, а затем проверить в сервисе аналитики.