Чтобы совершенствовать работу бизнеса и увеличивать прибыль, руководителю нужно постоянно получать точную информацию о том, как он работает: как покупатели и клиенты принимают решения, что их привлекает в товаре и что может изменить решение о покупке.
Часть данных можно получить с помощью цифровых сервисов: например, анализа среднего чека и анализа поведения покупателя с помощью его цифрового профиля. Для сбора остальной информации нужно проводить полевое исследование.
Что такое полевое исследование
Полевое исследование — это способ собрать данные, наблюдая за работой бизнеса.
С помощью полевого исследования можно:
- протестировать новые продукты и услуги;
- оценить качество обслуживания клиентов;
- собрать данные о локации для размещения нового магазина;
- оценить эффективность рекламы и маркетинговых мероприятий;
- проанализировать работу конкурентов.
Преимущества полевых исследований в том, что их можно провести на любой площадке, не используя сложные цифровые решения или предварительную подготовку бизнеса. Достаточно определить цель исследования, составить план, и можно отправляться за информацией.
Основные методы полевого исследования не стоят больших денег, но достаточно эффективны для изучения бизнеса и поиска решения бизнес-задач.
Методы полевого исследования
Есть три основных метода исследования:
- наблюдение;
- опрос;
- эксперимент.
Наблюдение. Чтобы начать сбор данных, достаточно прийти на место, работу которого нужно изучить, и внимательно посмотреть на процессы. Исследователь, который использует этот метод, никак не должен взаимодействовать со средой, контактировать с клиентами или конкурентами.
С помощью наблюдения можно проследить, например, как покупатели перемещаются по магазину, у каких полок они останавливаются, какие ценники или товары привлекают их больше всего. Наблюдение также поможет оценить потенциальный трафик покупателей в определенной локации, в которой он хочет разместить бизнес. Для этого исследователю достаточно прийти на место и посчитать, сколько людей пройдет здесь в течение дня.
Опрос. Исследователь составляет анкету-опросник и задает всем клиентам одинаковые вопросы, часто с заранее подготовленными вариантами ответов.
Чем больше людей ответит на вопросы, тем более точные выводы можно будет сделать. Главное — следить за корректностью формулировок, чтобы они не влияли на мнение респондентов и не подталкивали их к определенным ответам.
Разновидностью метода опроса можно считать глубинные интервью и фокус-группы.
Эксперимент. Во время эксперимента исследователь искусственно создает определенную ситуацию — например, меняет выкладку товаров в торговом зале — и анализирует, как это повлияло на продажи. На этой методике построены A/B тесты, которые помогают создавать рекламные кампании и оптимизировать систему продаж.
Все методы исследования можно комбинировать. Например, методика «тайный покупатель» содержит в себе элементы наблюдения и эксперимента.
Этапы полевого исследования
Полевое исследование проводят в несколько этапов:
- Сформулируйте цель исследования.
- Определитесь с методом.
- Выберите инструменты и проведите исследование.
- Проанализируйте результаты.
Вот как это будет работать, если бизнес поставил задачу обновить вывеску перед магазином.
Сформулируйте цель исследования. Определите, какую информацию хотите получить. На этом этапе полезно построить гипотезу — предположение о том, как работает бизнес или как он должен работать.
Например, если нужно понять, как оформить вход в магазин, можно предположить, что красная вывеска привлечет больше внимания, чем синяя. В процессе исследования гипотеза может не подтвердиться. Это нормально: гипотеза нужна, чтобы точнее поставить задачу.
Определите метод. Для задачи с вывеской подойдут не все методы — например, наблюдение в чистом виде может оказаться бесполезным. Вместо этого можно опросить клиентов о том, какую вывеску они находят более привлекательной.
Выберите инструменты и проведите исследование. У опроса могут быть разные формы: фокус-группы, анкета с закрытыми и открытыми вопросами, глубинные интервью. Опрос можно провести очно, используя бумажные анкеты, обзвонить клиентов по телефону или опросить в интернете.
Так как дизайн вывески лучше показать наглядно, телефонный опрос не подойдет. Лучше показать несколько картинок и тут же спросить людей, какой вариант им больше нравится. Это удобно сделать в соцсетях компании, но можно провести опрос и на сторонней площадке.
Проанализируйте результаты. Выделите наиболее часто встретившиеся предпочтения клиентов, и найдите решение бизнес-проблемы, ради которой вы пошли на исследование.
В итоге можно прийти к различным выводам, в том числе и к тем, о которых не думали изначально. Например, может оказаться, что цвет вывески магазина не играет никакой роли, а вот изменение ее размера и формы сделает торговую точку более заметной. Полученную информацию можно использовать при заказе новой вывески.
Что нужно запомнить
- Полевое исследование — это способ, с помощью которого можно проанализировать работу бизнеса и предпочтения потенциальных клиентов.
- Есть три основных метода полевого исследования: наблюдение, опрос и эксперимент. Методы можно комбинировать.
- Чтобы провести полевое исследование, вначале сформулируйте цель исследования или гипотезу, затем выберите подходящий метод и инструменты для изучения аудитории или бизнеса.