План счетов бухгалтерского учета составляют, чтобы сгруппировать счета компании по назначению. Это помогает упростить бухгалтерскую отчетность.
Что такое план счетов бухучета
План счетов — это таблица всех бухгалтерских счетов, с помощью которых в компании учитывают хозяйственные операции. На основании записей на этих счетах компания составляет бухгалтерскую отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.
Кто обязан применять план счетов
План счетов используют все компании, независимо от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения, потому что они ведут бухучет. Индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, поэтому план счетов им не нужен.
Виды счетов бухгалтерского учета
В бухгалтерском учете есть счета первого порядка — синтетические счета и счета второго порядка — субсчета. Объясним, что это такое.
Синтетические счета:
- 01 — основные средства;
- 08 — вложения во внеоборотные активы;
- 10 — материалы;
- 50 — касса;
- 51 — расчетные счета;
- 68 — расчеты по налогам и сборам.
Субсчета открывают к синтетическим счетам, например для счета 10 это могут быть счета 10.01 «Сырье и материалы», 10.02 «Покупные полуфабрикаты», 10.03 «Топливо», для счета 08 можно открыть 08.01 «Приобретение земельных участков», 08.02 «Приобретение объектов природопользования», 08.03 «Строительство объектов основных средств».
Каждая компания сама решает, какие субсчета ей открывать. Можно вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять предложенные Минфином или уточнять их содержание.
Перечень используемых в компании счетов и субсчетов закрепляют в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
План счетов бухучета — это список всех синтетических счетов и субсчетов компании.
Синтетические счета бывают:
- активные;
- пассивные;
- активно-пассивные.
Активные счета. В этих счетах увеличение активов записывают по дебету, а уменьшение — по кредиту. Например, поступили материалы от поставщиков. Так как материалов в компании стало больше, увеличение отразили по дебету счета 10 — дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками». У активных счетов остаток — сальдо на конец месяца — отражают тоже по дебету.
Пассивные счета. У пассивных счетов увеличение денег отражают по кредиту, уменьшение — по дебету. Сальдо у них может быть только кредитовым. Например, начислили заработную плату рабочим основного производства. Увеличение денег произошло на счете «Заработная плата» — дебет 20 «Основное производство» — кредит 70 «Заработная плата». Когда зарплату перечислят на карты рабочим, счет 70 уменьшится и проводка будет — дебет 70, кредит 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет» в зависимости от источника выплаты.
Активно-пассивные счета. Эти счета могут быть и активными, и пассивными. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым. Увеличение и уменьшение денег отражается либо по дебету, либо по кредиту в зависимости от ситуации.
Компания «Альфа» продает товары «Бете», которая платит с отсрочкой платежа в 3 месяца. На момент продажи у компании «Альфа» образуется дебиторская задолженность.Такую задолженность записывают в дебет 62-го счета, так как это актив компании «Альфа». Когда «Бета» заплатит, задолженность будет закрыта и перейдет в кредит 62-го счета. Если появление актива заносится в дебет, а его уменьшение отображается по кредиту, счет 62 в этом случае выступает как активный.
Если «Бета» переведет аванс «Альфе» за еще не поставленные товары, «Альфа» отразит его по кредиту 62-го счета. Теперь счет выступает как пассивный. Это будет означать, что теперь «Альфа» должна товар «Бете». Эта задолженность у «Альфы» будет числиться кредиторской, пока она не поставит товар.
Еще в плане счетов есть отдельные счета для тех ценностей, которые временно находятся в собственности компании. Такие счета называют забалансовыми. Например, счет 001 «Арендованные основные средства» и счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Всего таких счетов 11.
Как составить план счетов бухучета
В России используют утвержденный Минфином план счетов. Этим же приказом утверждена инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. Этот план одинаковый для всех компаний, кроме банков: для них отдельные правила.
Действующий план счетов состоит из восьми разделов, в каждом из них — список обязательных счетов, которые должны быть в бухучете компаний, если у них есть соответствующие операции. В действующем плане есть и список субсчетов, но в дополнение к ним компании могут вводить свои субсчета, опираясь на специфику деятельности.
Синтетический счет «Финансовые вложения» обязателен для всех компаний, у которых есть соответствующие операции. Допустим, компания вкладывает деньги в акции, а займы другим организациям не предоставляет. Значит, к счету «Финансовые вложения» компания ведет субсчет «Акции», других субсчетов у нее не будет.
Собрали в таблице список разделов, которые есть в утвержденном плане счетов бухгалтерского учета.
Что нужно запомнить
- План счетов бухучета — это список бухгалтерских счетов компании.
- План счетов бухучета должны использовать все компании.
- В плане счетов есть синтетические счета и субсчета.
- В России используют утвержденный Минфином план счетов бухучета — он одинаковый для всех компаний, кроме банков.