Все активы компании можно разделить на финансовые, материальные и нематериальные. Финансовые активы — это деньги, акции, банковские вклады. Материальными активами могут быть оборудование, здания, запасы на складе, а нематериальными активами — изобретения, собственные технологии, деловая репутация компании и т. д.
На заводе бытовой химии придумали новую технологию производства стирального порошка. Она позволила уменьшить издержки и увеличить прибыль в три раза. Предприятие решило запатентовать собственную разработку и принять на баланс как нематериальный актив.
У нематериальных активов — НМА — нет осязаемой формы. Их в прямом смысле нельзя потрогать, так как это объекты интеллектуальной деятельности. Но они так же, как и оборудование на производстве, приносят компании прибыль.
Что относится к нематериальным активам
Чтобы признать нематериальный актив, должны соблюдаться все условия из федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022:
- Экономическая выгода. Бизнес использует нематериальный актив для производства продукции, торговли товарами, выполнения работ, оказания услуг или управления.
- Длительное пользование. Нематериальный актив должен служить минимум 12 месяцев.
- Возможность отделить актив от других активов. Его можно использовать сам по себе, например продать.
- Нет материальной формы. Нематериальный актив — результат интеллектуальной деятельности.
К нематериальным активам можно отнести научные открытия, авторские права, деловую репутацию. А вот разработанные компанией товарные знаки и квалификация ее персонала нематериальными активами не считаются.
Как появляются нематериальные активы
Бизнес может не только создавать нематериальные активы, но и продавать, покупать, передавать или получать безвозмездно. Рассмотрим эти случаи подробнее.
Создание нематериального актива. Наиболее трудозатратный способ: занимает больше времени и требует вложений в разработку. Компания проводит научные исследования или создает программное обеспечение, в результате получает новую технологию или продукт. Чтобы признать его нематериальным активом, нужно документальное подтверждение расходов на создание и соблюдение условий признания его НМА. После этого его можно принимать на баланс компании.
Продажа или покупка НМА. Владелец может распоряжаться нематериальными активами, как и материальными, — продавать и покупать. Для этого НМА должен быть подтвержден документально и находиться на балансе компании.
Из-за финансового кризиса и долгов руководство решило закрыть производство варенья из кедровых орехов. У компании была собственная технология, которая зарегистрирована в Роспатенте. Ее решили продать другому бизнесмену. Оформили договор и продали нематериальный актив за 10 млн рублей, а полученные деньги потратили на выплату долгов.
Безвозмездная передача. Действия такие же, как и в случае покупки или продажи. Только заключается договор дарения.
Бухгалтерский учет нематериальных активов
Учет НМА при поступлении в организацию начинается с заполнения документации — карточки учета нематериального актива. В нее заносят основную информацию. Можно в свободной форме, а можно по типовому шаблону.
Счет бухучета. Все НМА отображаются на бухгалтерском счете 04 «Нематериальные активы».
Срок полезного использования, СПИ. Определяет, как долго нематериальный актив будет использоваться и приносить пользу бизнесу.
Первоначальная стоимость активов. Зависит от того, как приобрели нематериальный актив.
- При создании НМА в стоимость включают все затраты — зарплату сотрудников, аренду, пошлины, страховые взносы и т. д.
- При покупке или продаже стоимость НМА та же, что и в договоре. Дополнительно можно включить регистрационные сборы, государственные, патентные и иные пошлины, невозмещаемые налоги — НДС, если актив покупает компания на спецрежиме.
- Безвозмездная передача — первоначальная стоимость формируется по рыночной цене на момент сделки.
Иногда понять, сколько стоит актив, не так просто. Смоделировали небольшой пример, чтобы это показать.
Компания решила разработать систему для учета заявок клиентов. За работу взялась команда программистов. Их зарплата — 100 000 ₽. С этой суммы исчислены обязательные страховые взносы — 30 000 ₽. В помощь разработчики привлекли стороннюю компанию и оплатили ее услуги — 50 000 ₽. Помимо этого, пошлина за регистрацию патента — 3300 ₽. Итого первоначальная стоимость НМА — 183 300 ₽.
Амортизация НМА в бухгалтерском и налоговом учете
Амортизация показывает, сколько теряет актив в стоимости, пока его используют. В бухгалтерском учете амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия НМА к учету.
Нематериальные активы подлежат налоговому учету. Для этого должны выполняться два условия: НМА стоит больше 100 000 ₽ и используется дольше одного года.
Если НМА удовлетворяет этим условиям, то его можно списывать в расходы только через амортизацию.
Компания купила программное обеспечение для отдела кадров стоимостью 360 000 ₽. Срок ее использования — 36 месяцев. Получается, что этот нематериальный актив можно амортизировать. Для этого в бухгалтерском и налоговом учете обычно используют линейный метод.
Формула линейного метода:
В нашем случае расчеты выглядят так: 360 000 / 36 = 10 000. Получается, что ежемесячно компания может включать в расходы амортизацию — 10 000 ₽.
Компании на УСН «Доходы минус расходы» в налоговом учете нематериальные активы не амортизируют — только в бухгалтерском. Для целей налогообложения первоначальную стоимость НМА списывают в расходы равномерно в году приобретения, начиная с квартала, в котором актив принят к бухучету.
Например, если НМА приобрели в первом квартале, то первоначальную стоимость делят на 4 и списывают ежеквартально. А если во втором, то делят на три, и т. д.
Нематериальные активы не облагаются налогом на имущество организаций. При создании или приобретении НМА бизнес на общей системе налогообложения может принять к вычету НДС по соответствующим расходам.
Особенности учета деловой репутации
Деловая репутация, или гудвилл, — это тоже нематериальный актив. Но ее можно продать или купить только вместе с бизнесом. Получить ее отдельно нельзя.
На балансе компании деловая репутация не отображается. Но если бизнес продают, то покупатель может включить ее в бухгалтерскую отчетность. В таком случае стоимость деловой репутации определяется так:
ООО «Цветочный мир» решили продать бизнес. Согласно бухгалтерской отчетности, сумма всех активов — 8 000 000 ₽. По договору покупатель ООО «Цветочный рай» заплатил 10 000 000 ₽. Получается, что стоимость деловой репутации 10 000 000 ₽ − 8 000 000 ₽ = 2 000 000 ₽. С такой первоначальной стоимостью этот нематериальный актив может принять к учету ООО «Цветочный рай».
Это случай положительной деловой репутации. Она работает как надбавка к стоимость компании, поскольку поможет приносить прибыль в будущем. Также рассматривают и отрицательную деловую репутацию. Тогда это будет скидкой от стоимости компании — чем хуже репутация, тем сложнее искать покупателя.
Определить стоимость деловой репутации могут профессиональные оценщики. Они проанализируют финансовую и бухгалтерскую отчетность, а также мнения экспертов и соцопросов.
Главное
- Нематериальные активы — это объекты интеллектуальной деятельности, которые используются бизнесом в производстве или управлении больше 12 месяцев.
- У нематериальных активов нет физической формы, но есть стоимость. Компания может купить или продать НМА, передавать, или получать безвозмездно, или создавать с нуля.
- Нематериальные активы подлежат бухгалтерскому и налоговому учету.
- Деловая репутация — НМА. Ее нельзя продать отдельно, только вместе с бизнесом.