Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Маркировка «Честный знак»


Летом 2024 года в России нужно маркировать почти 20 видов товаров, и этот список постоянно пополняется. Постепенно маркировку хотят распространить на большинство категорий товаров, чтобы уменьшить количество контрафакта в торговле.

Что такое «Честный знак» и зачем он нужен

Система маркировки «Честный знак» — это российская программа для борьбы с контрафактом. Производители и импортеры, которые работают с системой, подтверждают соответствие продуктов законам и стандартам качества.

Маркируют товары производители или импортеры — наносят на упаковку специальный QR-код либо, что гораздо реже, прикрепляют магнитный чип. Любой человек с мобильным приложением «Честный знак» может отсканировать этот код и узнать, кто конкретно произвел или ввез товар и на каком он этапе продажи. Еще покупатель увидит срок годности и состав продукта.

QR-код «Честного знака» напечатан на упаковке сливок
Если отсканировать код, можно узнать, где компания взяла молоко для производства этих сливок

Какие товары подлежат маркировке «Честный знак»

В июне 2024 года маркировать нужно 18 категорий товаров. Последней маркировку ввели для икры лососевых и осетровых рыб — с 1 мая 2024 года. С 1 сентября 2024 года добавится 19‑я категория — велосипеды.

Маркировка еще 17 категорий товаров — на стадии пилотных проектов. В числе таких позиций: растительные масла, детские игрушки, оптоволокно, консервы, корма и лекарства для животных.

Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»

Первый шаг для всех участников оборота маркированной продукции — регистрация в «Честном знаке». Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП. Еще любому бизнесу нужно выбрать оператора электронного документооборота, ЭДО, — он должен сотрудничать с системой «Честный знак».

Остальные шаги зависят от участника цепочки продаж. Сложнее всего производителям и импортерам — они обязаны печатать коды и наносить их на продукцию. Для этого они должны:

  • описать товары в каталоге;
  • заказать коды на все выпускаемые товары;
  • купить и настроить принтер для печати наклеек или печати на упаковках;
  • встроить маркировку в рабочий процесс.

Оптовым и розничным продавцам нужно только купить специальный сканер и обновить прошивку оборудования для учета. Подробнее о начале работы с маркировкой мы рассказывали в другом тексте.

Как работать с платформой «Честный знак»

При работе производители и импортеры должны передавать сведения о маркированной продукции в «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД. Его нужно подписать УКЭП.

В УПД указывают коды маркировки, которые нанесены на товары. Отправить УПД оператору ЭДО нужно в течение трех дней после отгрузки оптовику, но не позднее дня начала продаж в рознице.

Оптовые продавцы сверяют качество и количество товара с информацией в УПД поставщика. Для этого нужно отсканировать коды 2D-сканером. Если все в порядке, оптовик формирует свой УПД и отправляет его розничному продавцу.

Розничные магазины также сверяют поставленные товары с УПД оптовика. При продаже каждой единицы маркированной продукции магазин должен отсканировать QR-код, чтобы информация о продаже попала в онлайн-кассу, а из нее — в «Честный знак».

Какие бывают коды маркировки

Есть два вида маркировки: код Data Matrix и чип RFID.

Большинство товаров маркируют двумерным QR-кодом Data Matrix. Коды генерирует «Честный знак» — за каждый производитель или импортер платит 60 копеек. Если маркировка товара идет в тестовом режиме, коды выдают бесплатно.

Микрочипы RFID используют только для маркировки некоторых видов шуб из натурального меха.

Что грозит за нарушения

За производство товара без маркировки можно получить штраф:

  • от 5 000 до 10 000 ₽ — для ИП и руководителей компаний;
  • от 25 000 до 50 000 ₽ — для малого предприятия;
  • от 50 000 до 100 000 ₽ — для средней или крупной компании.

Продажа немаркированного товара потребителю наказывается строже:

  • штраф от 5 000 до 10 000 ₽ — для ИП и руководителей компаний;
  • от 25 000 до 150 000 ₽ — для малого предприятия;
  • от 50 000 до 300 000 ₽ — для средней или крупной компании.

Дополнительно во всех случаях продукцию без маркировки конфискуют.

Что важно запомнить

  1. «Честный знак» — это система маркировки товаров. Она помогает бороться с подделками и продажей просроченной продукции.
  2. Летом 2024 года маркировать нужно 18 категорий товаров, маркировка еще 18 групп станет обязательной в ближайшие годы.
  3. Чтобы подключиться к «Честному знаку», бизнесу нужно получить УКЭП, зарегистрироваться на сайте системы и выбрать оператора ЭДО. Производителям и импортерам нужно заказывать и печатать QR-коды, а остальным участникам продаж — контролировать соответствие кодов продукции.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 601 читатель

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости