Комплекс маркетинга помогает охватить и детально проработать все аспекты, которые влияют на успех компании на рынке. Это позволяет добиться значительного увеличения продаж.
Что такое комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга — маркетинговые действия, которые направлены на завоевание и удержание доли рынка. В его рамках важно не только разработать первоклассный продукт, но и продумать цену и то, как потребитель может узнать о его преимуществах и купить его.
Например, компания «ЭкоФрэш» производит органические продукты и предлагает широкий ассортимент по конкурентным ценам с периодическими скидками. Компания реализует продукцию через интернет-магазин и супермаркеты. Еще ЭкоФрэш активно продвигает бренд через социальные сети и сотрудничает с блогерами.
Базовые элементы
Комплекс маркетинга включает в себя маркетинг-микс. Это четыре элемента — 4P — для привлечения клиентов и продажи товаров или услуг:
- Продукт. Бизнес продумывает свойства продукта, разрабатывает ассортимент, создает фирменный стиль.
- Цена. Компания или ИП устанавливают на продукт рыночную цену, а также продумывают систему скидок.
- Дистрибуция. Бренд продумывает, как и где продавать товар.
- Продвижение. Бизнес разрабатывает способы рекламировать товар и рассказывать о нем потенциальным клиентам.
Помимо разработки 4P комплекс маркетинга охватывает анализ конкурентов, исследование поведения потребителей, оценку рыночных условий и учитывает корпоративную культуру бренда.
Модели комплекса маркетинга
Есть несколько моделей, которые описывают элементы комплекса маркетинга, среди них:
- 5P;
- 7P;
- SIVA.
5P. К стандартным элементам 4P добавляют инструменты, которые помогают улучшить взаимоотношения с потребителем. К ним относятся качество сервиса, коллаборации с блогерами и амбассадорами, обратная связь и программа лояльности.
7P. Эта модель дополняет 5P двумя элементами — процессом и физическим окружением.
Процесс в данном случае — все, что влияет на предоставление услуги потребителю. Это может быть система бронирования, доставка, стандарты обслуживания.
Физическое окружение — создание благоприятной атмосферы вокруг потребителя, которая влияет на решение о покупке и имидж компании. Например, дизайн упаковки, интерьер магазина, наличие сертификатов.
SIVA. В отличие от 4P, где акцент делают на продукте и его характеристиках, SIVA ориентирована на потребности клиента. Модель включает четыре элемента: решение, информацию, ценность и доступность.
В решении важно не просто предложить товар или услугу, а удовлетворить потребность клиента.
Информация включает полезный контент, обратную связь и поддержку, а не только рекламу.
Ценность включает в себя соотношение цены и качества продукции.
Еще продукт или услуга должны быть легкодоступны для потребителя — в нужное время и через удобные каналы.
Что важно запомнить
- Комплекс маркетинга — инструменты и методы, которые бизнес использует для достижения маркетинговых целей.
- С его помощью разрабатывают маркетинговую стратегию и формируют лучшее рыночное предложение.
- Есть несколько моделей, которые направлены на усовершенствование продукта и на удовлетворение потребностей покупателей.