Иногда компании объединяются и создают общий продукт. В результате они могут увеличить прибыль, повысить узнаваемость бренда, найти новых клиентов.
Коллаборация в бизнесе — это не поглощение одной компанией другой. Каждый участник сохраняет свою независимость. Простыми словами коллаборация — это сотрудничество и партнерство на взаимовыгодных условиях.
Зачем нужны коллаборации
Коллаборации использует и малый, и крупный бизнес. Расскажем, каких целей можно достичь с помощью сотрудничества.
Привлечь новых клиентов. Коллаборации не воспринимают как прямую рекламу, поэтому благодаря сотрудничеству можно расширить целевую аудиторию бизнеса.
Кофейня «Догма» придумала коллаборацию с книжным магазином «Евклид». Посетителям дарят купон на скидку в книжном, а в магазине устраивают мастер-классы для любителей кофе. Такое сотрудничество взаимовыгодно обеим сторонам: покупатели книжного узнают о кофейне, а посетители «Догмы» — о книжном магазине.
Повысить лояльность клиентов. Не всегда коллаборации преследуют коммерческую цель. Иногда совместный проект рассказывает о ценностях бизнеса. Так можно повысить доверие у клиентов.
Т-Банк и Третьяковская галерея запустили коллаборацию в 2022 году. Клиенты банка могут выпустить карту с шедеврами живописи и стать патронами любимой картины, пожертвовав небольшую сумму музею. Так банк продемонстрировал свои ценности существующим клиентам и привлек новых.
Увеличить прибыль. В результате коллаборации получается уникальный продукт или проект. Например, лимитированная коллекция одежды. Компании создают ажиотаж и мотивируют клиентов делать покупки.
Бренд одежды «Синичка» договорился выпустить лимитированную серию футболок вместе с известным уличным художником. В день старта продаж у магазина выстроилась очередь из покупателей. Футболки по цене в три раза выше обычной разлетелись за 2 часа. Еще о магазине рассказали в СМИ и в соцсетях, благодаря чему поток клиентов вырос в несколько раз.
Для разработки коллаборации можно привлечь маркетолога. Он поможет придумать проект, опираясь на особенности бизнеса: целевую аудиторию, ассортимент, концепцию.
Какие бывают коллаборации
В зависимости от участников коллаборации можно разделить на три вида:
- между разными бизнесами — два разных проекта объединяются и создают общий продукт;
- между бизнесом и человеком — обычно для таких коллабораций привлекают известных людей;
- между людьми — несколько человек создают общий проект.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Как запустить коллаборацию
Можно использовать следующий алгоритм:
- Определитесь с целью. Что вы хотите получить от сотрудничества, на какой результат рассчитываете.
- Найдите партнера. Заранее подумайте, кто это может быть. Важно, чтобы это не противоречило ценностям бизнеса и подходило целевой аудитории. Вряд ли для ресторана со звездами «Мишлен» подойдет коллаборация с KFC.
- Продумайте проект вместе с партнером. Составьте план, подумайте о продвижении коллаборации.
- Подпишите договор. Зафиксируйте все условия сотрудничества. Договор поможет, если между сторонами возникнет недопонимание.
По завершении коллаборации проанализируйте ее результаты. Оцените, удалось ли достигнуть поставленной цели. В этом помогут различные метрики: количество покупателей, средний чек, количество упоминаний в соцсетях.
Что важно запомнить
- Коллаборация — это всегда взаимовыгодное сотрудничество двух разных проектов.
- Для коллаборации можно привлекать другой бизнес или известных личностей.
- Коллаборация помогает увеличить прибыль, привлечь новую аудиторию и повысить лояльность клиентов.