Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Цифровой след


Данные о поведении человека в интернете


Люди оставляют много сведений о себе в интернете. Пользователи создают учетные записи, покупают товары, пользуются поиском, ведут переписку, размещают фотографии и видео, вступают в сообщества и делятся чужими постами. Все это не проходит бесследно — данные о любой пользовательской активности документируются и хранятся на серверах помимо воли пользователя. Сведения о работе пользователя в интернете образуют цифровой след.

Что такое цифровой след

Простыми словами, цифровой след — это данные о том, что человек делал в интернете.

Цифровой след можно использовать для анализа поведения людей, персонализации предложений и рекламы, но еще он может стать инструментом для хакеров и мошенников. Большая часть цифрового следа не относится к персональным данным и не защищается по закону, что создает дополнительные угрозы для частной жизни пользователей.

Каким бывает цифровой след

Эксперты по кибербезопасности различают два типа цифрового следа:

  • активный;
  • пассивный.

Активный цифровой след. Это информация, которую мы оставляем в интернете по собственной воле, например посты в соцсетях, сообщения в переписке, фото и видео, которые мы загружаем на сайты или пересылаем друг другу. Сюда же относят согласие на cookie, заполненные регистрационные формы и переданные данные. Например, лайк на публикации в VK — часть активного цифрового следа.

Пассивный цифровой след. Данные, которые собирают без ведома пользователя. Например, сайт может получить IP-адрес пользователя и узнать его местоположение, хотя тот не давал на это согласие напрямую.

Пассивный цифровой след может появиться и на основе активных действий в сети. Например, пользователь активно оставляет лайки на постах, а позже рекламодатели считывают эти данные, составляют профиль предпочтений пользователя и используют их, чтобы подготовить для него индивидуальное рекламное предложение.

Почему важно помнить про цифровые следы

Если информация появилась в интернете и стала общедоступной, ее владелец почти не может повлиять на то, как ее будут использовать другие люди. Например, пользователи могут делать скриншоты из личной переписки и пересылать сообщения другим, раскрывать приватные посты, использовать информацию для создания собственного контента. Это порождает риски:

  • для репутации;
  • конфиденциальности;
  • безопасности.

Репутация. Цифровая репутация становится частью деловой репутации человека, и формируется она помимо воли пользователя, а иногда и вопреки ей. Публикуемые сообщения могут быть неверно истолкованы и размещены на более широкую аудиторию. Негатив из интернета может навредить бизнесу и личным отношениям.

Конфиденциальность. Цифровой след содержит множество личных данных, таких как местоположение, предпочтения, интересы, покупки. Потеря контроля над этой информацией может привести к нежелательному раскрытию данных о личной жизни.

Безопасность. Полученные с помощью цифровой слежки данные могут использовать мошенники, чтобы создать копию профиля с целью фишинга или социальной инженерии — обмана людей под прикрытием личности пользователя.

Как защитить свой цифровой след

Полностью избавиться от информации в сети сложно: удаленные посты могут оставаться в кэше поисковиков, в архиве интернета и у администрации сайтов. В России по закону сайты обязаны хранить данные обо всей пользовательской активности, включая удаленные файлы и переписку, в течение шести месяцев, а метаданные — записи о действиях пользователя — в течение трех лет.

Хотя удалить цифровой след не получится, можно снизить связанные с ним риски. Вот как это сделать:

  • проверьте настройки приватности;
  • используйте режим инкогнито;
  • меняйте пароли;
  • читайте условия обработки данных;
  • используйте цифровых двойников;
  • не загружайте в сеть ничего лишнего.

Проверьте настройки приватности. Социальные сети и мессенджеры позволяют вам самим решать, кто может видеть вашу страницу и взаимодействовать с вами в сервисе. Сделать это можно в настройках приватности аккаунта.

Например, в Телеграме можно запретить другим пользователям искать вас по номеру телефона, скрыть от них время, когда вы в последний раз были в сети, и информацию о том, прочли ли вы сообщение.

ВКонтакте позволяет сделать страницу недоступной для тех, кто не зарегистрирован в соцсети, или для всех, за исключением ваших друзей. Если аккаунт вам больше не нужен, его можно удалить — тогда никто не получит доступ к вашим данным, включая вас.

Используйте режим инкогнито. Файлы cookie увеличивают цифровой след. От части cookie можно отказаться на сайте. Кроме того, браузер может отправить запрет на отслеживание ваших данных. В Google Chrome эта функция по умолчанию работает в режиме инкогнито.

Меняйте пароли. Даже сложные пароли нужно время от времени обновлять. Причина — риск утечки данных. Если пользователь регистрирует все аккаунты на одну и ту же электронную почту и использует один пароль в разных сервисах, утечка одной пары «логин — пароль» может привести к потере доступа ко всем данным. Чем чувствительнее данные, тем важнее иметь длинный и уникальный пароль.

Читайте условия обработки данных. Сайты и приложения рассказывают, какие данные о пользователях собирают, как обрабатывают и кому они доступны. Иногда можно запретить сайту отслеживать часть данных о вас — например, отказаться от «необязательных» файлов cookie. От некоторых видов сбора данных отказаться нельзя. В этом случае придется выбирать, что для вас важнее: сохранить приватность или использовать сервис.

Используйте цифровых двойников. Информация о подписках и друзьях в интернете может быть использована для профилирования и мошенничества на основе социальной инженерии. Цифровой двойник — страница в интернете, которую нельзя связать с вашей личностью напрямую, — позволит снизить риск цифровой слежки. Имя и аватар для нового аккаунта можно создать с помощью нейросети.

Не загружайте в сеть ничего лишнего. Киберпреступники могут сделать публичными данные, не предназначенные для общего пользования. Следует помнить о риске взлома и последующей утечки данных и не загружать в интернет информацию, которая может бросить тень на вашу репутацию.

Что важно запомнить

  1. Любые действия в интернете создают цифровой след.
  2. Цифровой след может быть активным, то есть созданным по воле пользователя, и пассивным, который формируется автоматически или помимо желания человека.
  3. Чтобы снизить риски, связанные с цифровым следом, нужно следить за настройками приватности, использовать сложные пароли и не оставлять в сети ничего, что может обернуться против вас.
ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Телеграм-канал: 3977 читателей

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости