Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Альтернативная стоимость


Когда нужно выбрать одно решение, приходится отказаться от других вариантов. Например, предприниматель выбирает нишу для нового бизнеса. Он проанализировал рынок и понял, что выгодно продавать бытовую технику, ноутбуки и планшеты. У этих товаров одинаковый спрос и инвестиции на старте. Можно выбирать интуитивно, а можно рассчитать альтернативную стоимость, чтобы понять, какой выбор принесет больше денег.

Что такое альтернативная стоимость

Говоря простыми словами, альтернативная стоимость — это ценность решения, от которого пришлось отказаться при выборе одного варианта из нескольких возможных.

Измеряют альтернативную стоимость в натуральных показателях, в единицах времени или деньгах. Но в бизнесе, как правило, натуральные показатели и время переводят в деньги. Дальше покажем это на примере.

Зачем считать альтернативную стоимость

Показатель используют в экономике и бизнесе для принятия рациональных решений, например:

  • чем торговать;
  • что закупать;
  • с кем сотрудничать.

Расчет альтернативной стоимости помогает выбрать вариант, при котором выгода превышает возможные издержки.

Как считать альтернативную стоимость

Альтернативная стоимость в денежном выражении считается по формуле:

Иван размышляет, какой товар ему возить из Китая: массажеры или спортивные коврики. Альтернативная стоимость его выбора будет рассчитываться как затраты на логистику + упущенная прибыль.

Допустим, один массажер стоит 3 000 ₽, продать его можно по 4 000 ₽, а коврик стоит 1 000 ₽, продать его можно по 3 000 ₽. Стоимость доставки из Китая для обоих видов товаров одинаковая — 50 000 ₽ за 1 000 штук.

АС массажеров = 50 000 + 4 000 × 1 000 = 4 050 000 ₽

АС ковриков = 50 000 + 3 000 × 1 000 = 3 050 000 ₽

Выбирая между спортивными товарами и массажерами, Иван отдал предпочтение массажерам, так как от их продажи можно получить больше прибыли.

Рассчитать альтернативную стоимость можно не только для товара, но и для других показателей, например времени. Тогда используют формулу:

Вот пример расчета, на чем лучше поехать на деловую встречу: на такси или метро.

Предприниматель едет на встречу с иностранными партнерами, планирует подписать важный договор, поэтому лучше не опаздывать. На место можно добраться на метро за 77 ₽ или на такси за 1 500 ₽. Поездка на метро займет 1 час, поездка на такси — полчаса. Какой вид транспорта удобнее для предпринимателя со средним доходом 2 000 ₽ в час?

Рассчитаем:

Метро: 77 + 1,5 × 2 000 = 3 077 ₽

Такси: 1 500 + 0,5 × 2 000 = 2 500 ₽

Получается, что на такси ехать выгоднее. Но важно помнить: альтернативная стоимость не учитывает, что такси в любой момент может попасть в пробку и тогда предприниматель вообще опоздает на встречу и не подпишет важный договор.

Недостаточно посчитать затраты в конкретное время — нужно оценить, какой вариант выгоднее в перспективе. Тогда формула будет такой:

Сергей выбирает, где арендовать помещение для кофейни: в спальном районе города за 25 000 ₽ в месяц или в центре за 250 000 ₽. Кажется, выбрав первый вариант, он будет ежемесячно экономить 225 000 ₽. Но в центре его магазин будут ежедневно посещать 70 человек, а в спальном районе — 40. Среднее количество дней в месяце — 30.

Рассчитаем альтернативную стоимость каждого варианта с учетом, что средний чек кофейни 500 ₽.

Спальный район (500 × 40) × 30 − 25 000 = 575 000 ₽

Центр (500 × 70) × 30 − 250 000 = 800 000 ₽

Даже при высокой арендной плате в центре Сергей заработает почти в 1,5 раза больше.

Как видно из примеров, использовать альтернативную стоимость можно для расчетов разных показателей. Важно еще не забыть учесть ряд факторов, иначе результат будет неточным. Каких — расскажем дальше.

Какие ошибки допускают при расчете альтернативной стоимости

Вот несколько типичных ошибок, которые допускают при расчете альтернативной стоимости:

  1. Учитывают только один фактор. Например, принимают во внимание только разницу в закупочной стоимости товара и не учитывают прогноз продаж. Может получиться так, что более дорогостоящий вариант окупится быстрее.
  2. Не учитывают сезонность бизнеса, когда продажи товара падают и количество покупателей уменьшается.
  3. Не учитывают стоимость времени. Нужно учитывать скорость доставки и продажи. За время, которое предприниматель потратит на продажу дорогого товара, можно дважды продать дешевые и получить прибыль.

Еще бывает так, что предприниматель выбирает два варианта или более. Влезает в кредиты и долги, которые берет на энтузиазме, без расчета бизнес-плана. В этом случае есть риск потратить слишком много денег и работать в минус.

Что важно запомнить

  1. Альтернативная стоимость — это показатель, который помогает оценить последствия любого выбора.
  2. Этот показатель можно применять при управлении крупной или небольшой компанией.
  3. Альтернативная стоимость помогает рассчитать упущенную выгоду.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 132 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости