При заключении договора стороны обсуждают права и обязанности. Одна сторона выдвигает требования, это — оферент, а другая принимает их, это — акцептант.
Акцепт нужен для принятия условий и подтверждения сделки.
Что такое акцепт
Акцепт — это ответ, которым лицо принимает условия оферты. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Если какие-то условия не устраивают акцептанта, нужно составлять новую оферту.
Например, если покупатель хочет купить товар, работу или услугу, он должен прочитать и принять правила продавца — условия оферты. Свое согласие он подтверждает действием — акцептом. Покупатель нажимает кнопку «Оформить заказ» в интернет-магазине или переводит предоплату по договору — все это акцепт.
По закону оферта вступает в силу с момента акцепта. Если для продавца важно получить акцепт в течение конкретного срока, это нужно указать в оферте.
Различные формы выражения акцепта
Выделяют четыре формы выражения акцепта:
- письменный акцепт;
- публичный акцепт;
- фактическое действие;
- конклюдентное действие.
Письменный акцепт. Одна сторона высылает документ с условиями, например договор или счет, а другая подписывает его, принимает условия сделки и возвращает оференту.
Публичный акцепт. Одна сторона делает публичное предложение неограниченному числу людей. Тот, кто согласился, принимает все условия сделки. Например, покупатель прочел условия покупки на сайте и подтверждает согласие галочкой при оформлении заказа.
Фактическое действие. В этом случае акцептант принимает условия оферты, например, если оплатил товар, работу или услугу. Скажем, соглашается на условия проживания, если бронирует номер в отеле или согласен с условиями перевозки, когда покупает билет.
Конклюдентное действие. В этом случае акцептант принимает условия оферты, если выполнил указанное в предложении действие. Например, соглашается участвовать в конференции, если записался у организатора.
Что может быть акцептом в оферте
Продавец сам решает, какое действие покупателя считать акцептом. Главное — четко прописать его в условиях оферты.
Например, при онлайн-продажах акцептом может считаться регистрация на сайте, оформление заказа или оплата заказа. В офлайн-продажах — получение оплаты на расчетный счет, запись на прием или использование услуг бизнеса.
Продавец может предложить несколько действий, которые будут считаться акцептом.
Что не может быть акцептом
Если покупатель получил оферту и не отреагировал — это не считается акцептом.
Покупатель хочет заказать ремонт ноутбука. Он приносит его в сервисный центр и оставляет для оценки. Мастер посмотрел ноутбук и предварительно оценил стоимость работы. Пока клиент не познакомится с условиями оферты или договора и не акцептует его, мастер не может приступить к работе и требовать с клиента деньги.
Когда сторона акцептует оферту, это значит, что она принимает полностью все условия. Покупатель не может согласиться только с частью условий или потребовать их изменить.
Что важно запомнить
- Акцепт — полное и безоговорочное принятие условий оферты. Покупатель может либо принять все условия продавца, либо отказаться от сотрудничества полностью.
- Продавец сам решает, какое действие покупателя считать акцептом. Это может быть подписание договора, оплата счета или подтверждение на сайте.
- В качестве акцепта можно указать несколько действий.
- Срок акцепта продавец определяет сам и если он важен, прописывает его в оферте.
- Если условия оферты начинают действовать с момента ее акцепта покупателем, стоит прописать это в оферте.