Привет! Меня зовут Михаил Быков, я юрист. Чтобы предприниматели не потеряли деньги и силы, потраченные на создание продукта, рекомендую делать лицензионный договор.
Зачем нужен такой документ?
Лицензионный договор необходим, если вы создали:
- онлайн- или офлайн-курсы на любую тему — ИТ, личностный рост, обучение игре на инструменте и т. д.;
- музыку;
- игрового или книжного персонажа;
- CRM-систему или другую программу;
- видео или фото, которые захотят использовать в рекламных целях;
- любой другой продукт.
Такой документ позволит вам «сдавать в аренду» свою работу и получать за это деньги.
В этой статье на примере моего клиента покажу, как работает лицензионный договор.
Как делали лицензионный договор на программу тренингов
В августе 2023 года ко мне обратилась клиентка — ей нужно было проверить договоры. Я согласился помочь.
Запрос заключался в следующем: нужно срочно сделать два лицензионных договора. Она бизнес-тренер, создала программу-тренинг корпоративного обучения для топ-менеджеров крупных компаний, чтобы увеличить их КПД и эффективность их команды.
Проблема была в том, что ее программу начали продавать другим компаниям, а она с этого ничего не зарабатывала. Приняла решение сделать лицензионные договоры за три недели, чтобы не терять деньги в будущем.
Заказчиком клиентки была крупная металлургическая компания из Екатеринбурга. У нее есть свои акции на бирже и корпоративный университет, где они самостоятельно обучают своих сотрудников. Команда моего клиента разработала для них программу-тренинг в 2012 году за 500 тысяч рублей.
Недавно для дополнительного заработка они начали продавать ее программу другим компаниям. Есть одна существенная проблема: приобретя программу по договору, возможность продавать ее легально другим они не приобрели.
Бизнес-тренеру не понравилось, что ее продукт продают другим компаниям и она не получает за это процент. Чтобы это исправить, она решила перейти на лицензионный договор. Он позволит зарабатывать тренеру с того, что металлургическая компания будет продавать ее программу другим компаниям.
В мае ей прислали дополнительные соглашения к их существующему договору. Но оказалось, что другая компания сделала договор в свою пользу, и в нем никаких отчислений клиенту не предусмотрено. Бизнес-тренер не согласилась на такие условия и обратилась к нам.
Как решали проблему. Моя клиентка составила два договора с другим юристом и принесла их мне. Изначально она хотела просто проверить договоры на формальности и исправить их, если я найду какие-то проблемы. По каждому из договоров бизнес-тренер должна была получать процент, когда компания по ее программе:
- Обучает штатных тренеров. Эти тренеры будут обучать сотрудников своей или других компаний.
- Обучает другие компании. То есть компании приводят своих сотрудников к ним, и сотрудники учатся в учебном центре.
Договоры оказались качественными. Но в них меня насторожило, что моя клиентка хотела договоры с отчетностью по продажам ее программы обучения. В этом есть сразу две проблемы:
- Компания может недоговаривать в отчетах. Они могут продать 100 программ, но в отчете указать 10, и об этом не узнать из-за второй проблемы.
- Компания не допустит аудитора. Это огромная компания, и если мой клиент захочет проверить их отчетность и наймет аудитора, то ему доступ будет ограничен.
Поэтому предложили другой вариант. Вместо процента взять фиксированную сумму. То есть раз в квартал компания будет выплачивать ей 300 000 ₽.
После длительных обсуждений план был утвержден. Бизнес-тренер получила гарантированную прибавку к будущей пенсии 1 200 000 ₽ в год и задепонированный авторский курс с полной защитой ее интеллектуального труда.
Вместо вывода
Когда будете делать лицензионный договор, не берите шаблон из интернета, есть риск потерять деньги и время. Обращайтесь к юристам, которые имели опыт в подобных кейсах и готовы качественно оказать вам услугу.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
А вы пользовались лицензионным договором? Поделитесь в комментариях своим опытом.