За каждым успешным стартапом стоит куча правильных и неправильных решений фаундеров — в выборе бизнес-модели, продвижении, в работе с первыми пользователями. Если изучать правильные решения и истории других стартапов, будет легче сделать продукт успешным и не тратить время на нерабочие связки или несуществующие потребности.
В статье собрали 3 продукта, у которых «получилось»: они собирали инвестиции, у них миллионы пользователей по всему миру — с них стоит брать пример. Давайте разберем, за счет чего получилось вырасти ChatGPT, Notion и Etsy.
ChatGPT
ChatGPT(Generative Pre-trained Transformer) — передовая модель ИИ для генерации текста. Взаимодействие с GPT происходит в виде обычного чата, как если бы вы общались с одним из своих коллег или друзей. Из-за чего нейросетью легко начать пользоваться, ведь пользователю не придётся изучать правильное составление запросов к ИИ — достаточно просто спросить.
Например, продакт-менеджер Roblox, Питер Янг, использует ChatGPT для всего: от ухода за садом и рецептов для ужина, до помощи в рабочих и личных проектах. Ещё больше примеров в нашей статье.
Также ChatGPT можно встраивать в собственные проекты, используя API, предоставляемое компанией OpenAI, разработчика ChatGPT. А кроме ChatGPT для генерации текста, OpenAI разработали генератор изображений DALL-E и ИИ для написания программного кода Codex, что позволило им стать лидерами ИИ рынка всего за несколько месяцев.
Теперь, когда мы ознакомились с успехами OpenAI, давайте разберём как они его добивались. Тут свою роль сыграли несколько факторов, но обо всём по порядку.
UGС-контент. Или контент, создаваемый пользователями, который наполнил все соцсети после запуска продукта. Люди скриншотили свои промпты и ответы ChatGPT, и постили их в своих аккаунтах. Кстати, компания этим воспользовалась и добавила кнопку «Поделиться» в интерфейс. Кажется, такую очевидную механику можно найти во всех подобных продуктах, но в том же Claude от Google ее нет.
К UGС-контенту можно отнести и кастомные GPT — боты, которых пользователи создают для определенных целей, например, для репетиторства по школьным предметам или созданию коммерческих предложений. Ими можно не только делиться с друзьями, коллегами и аудиторией в соцсетях, но и публиковать для общего доступа. А это значит больше трафика для продукта!
Приглашения через командные аккаунты. В ChatGPT быстро внедрили совместный доступ, позволив работать вместе над одним массивом данных. Для продуктов, которые повышают продуктивность, совместный доступ — это мастхэв, ведь они очень полезны для работы в команде.
Тарифная сетка от бесплатного до корпоративного доступа. Для ChatGPT используют уже привычную, но действенную тарификацию PLG-продуктов.
- Сначала пользователь пробует бесплатную версию, которой достаточно, чтобы распробовать продукт.
- Затем ему предлагают план ПРО, для продвинутых пользователей, который расширяет функциональность ChatGPT.
- Теперь — время познакомить своих коллег с продуктом, который вы используете каждый день: купите командный доступ.
- Вся ваша команда использует ChatGPT. Может, возьмем корпоративную версию и получим еще больше пользы?
Таким образом пользователя постепенно ведут от одного шага к другому, не заставляя платить сразу за все функции, а дают возможность решать самому.
Интеграция в собственные проекты. ChatGPT позволяет интегрировать свои возможности в сторонние проекты через API (интерфейс программирования приложений).
Такой подход не только ускоряет процесс внедрения новых технологий, но и существенно снижает затраты на разработку и поддержку. API ChatGPT стал основой для создания множества приложений, от чат-ботов до инструментов анализа текста.
Мы уже успели поработать с API ChatGPT, когда внедряли его в сервис бизнес-отчетов одного из наших клиентов. Это было приложение для крупного бизнеса, которое помогает заполнять ежегодные нефинансовые отчеты.
С их помощью компании показывают, что они заботятся о природе, предоставляют равные возможности для мужчин и женщин, а также следят за благополучием сотрудников. В Европе и многих других странах мира это полезно для того, чтобы поддерживать репутацию и привлекать инвесторов.
Но отчеты бывают разных стандартов, а также могут зависеть от страны. Чтобы помочь пользователям с заполнением и возникающими нюансами — клиент предложил внедрить ChatGPT. Прямо в окне с отчетом есть чат, куда можно написать любой запрос.
Notion
Notion — это платформа, которая объединяет задачи, заметки, базы данных и вики в единое рабочее пространство. Пользователи могут свободно комбинировать эти компоненты для создания систем управления знаниями, ведения заметок, управления данными и проектами. Гибкая настройка стала главной «фишкой» Notion, позволив конкурировать с Trello, Asana и Evernote.
Также роль сыграла возможность пользоваться Notion индивидуально или совместно с другими. Это помогло продукту стать популярным как у рядовых пользователей, где они решают личные вопросы, так и у целых команд и компаний, которые используют Notion в работе.
История Notion впечатляет ещё больше если учитывать их конкурентов. Давайте разберём как у Notion получилось не просто выкроить для себя кусочек высококонкурентного рынка, а занять на нём одну из лидирующих позиций.
Product-Led Growth — рост за счет продукта. Эта бизнес-модель работает по принципу домино: сначала сервисом пользуются рядовые сотрудники, потом подключается команда, затем — отдел, а там и вся компания. Так Notion выходит на крупных клиентов и закрывает большие чеки.
В компании уделяют особое внимание привлечению «одиночных» пользователей. Поэтому в бесплатной версии Notion доступно всё, кроме совместной работы. Это отличает Notion от других корпоративных сервисов, например, Slack.
Интеграция конкурентов. У Notion необычный подход к конкурентам. Они смело пишут, какой сервис может заменить один из модулей Notion: GitHub Wiki — «Team wiki», а Evernote — «Notes & Documents». Так Notion проще объяснить пользователям (и инвесторам, конечно!), чем они занимаются и почему они лучше других.
При этом, Notion не ждёт, что пользователь решится сразу отказаться от привычного пакета приложений и не ставит перед ним такой выбор. Напротив, в продукт легко интегрировать другие сервисы, в том числе конкурентов, будь то Jira, Asana или Miro. Это даёт Notion репутацию универсального рабочего пространства, с низким порогом входа.
Персонализация. Модули — отличительная функция Notion. Пользователю легко составить из них страницу «под себя»: в его распоряжении:
- заголовки;
- списки;
- базы данных;
- изображения;
- и многое другое.
Но не все готовы настраивать страницы самостоятельно. Поэтому во время онбординга пользователь проходит короткий тест — так Notion понимает его потребности и предлагает под них шаблоны.
Например, если вы продакт-менеджер, Notion предложит подходящие шаблоны для дистанционного брейншторма или презентации новой функции.
Изначально команда создала около 30 шаблонов, чтобы упростить пользовательский опыт, и оставила исходный код открытым. Это положило старт для развития комьюнити.
Комьюнити. Пользователи могут настраивать существующие или создавать собственные шаблоны, а затем делиться ими в соцсетях и даже продавать. Так сложились комьюнити увлеченных пользователей Notion. Компания вовремя заметила развитие таких сообществ и создала программу Notion Pros для поддержки и общения с энтузиастами сервиса. Благодаря этому у Notion появилась возможность совершенствовать продукт с учетом мнения самых активных пользователей и продвигать сервис через инфлюенсеров.
Постоянное развитие. Компания не стоит на месте и следит за трендами в индустрии: в феврале этого года в Notion появился ИИ-помощник, который умеет переводить и редактировать, самостоятельно генерировать идеи, писать черновики текстов и не только. Возможно, это станет еще одной киллер-фичей Notion.
Etsy
Etsy, Inc. — маркетплейс, сосредоточенный на уникальных изделиях ручной работы и винтажных вещах. Это делает ее популярной платформой для покупателей и продавцов, которые ценят индивидуальность и творчество.
Etsy стала глобальным центром для ремесленников и малых бизнесов, где они продают вещи сделанные собственными руками. Таким образом компания поддерживает малый бизнес и способствует более персонализированному шопингу.
Рынок онлайн коммерции переполнен ещё сильнее, чем рынок на котором пробивался Notion, тем не менее Etsy смогли достигнуть успеха. Вот как они это сделали.
Не бороться с победителями. Если сравнить с Amazon, самым популярным маркетплейсом в США, Etsy проигрывает по ассортименту, количеству клиентов и продавцов, условиям доставки, но все равно процветает. С самого начала Etsy делали ставку на уникальность товаров, и это принесло компании успех.
На Etsy встречаются те, кому не нравятся большие маркетплейсы. Продавцам здесь не придётся конкурировать с массовыми производителями, а покупатели найдут уникальные товары, которых нет в масс-маркете. И обе эти группы знают, что найти друг друга проще всего на Etsy.
Сосредоточиться на предложении. Сначала Etsy привлекли на площадку продавцов, у которых уже была клиентская база. Это помогло быстро набрать первых пользователей.
А дальше закрутилась такая петля роста:
- Продавцы рекламируют товары своей аудитории.
- Новые покупатели заходят на площадку.
- Спрос растет, продавцы получают больше прибыли.
- Новые продавцы хотят присоединиться к площадке.
И повторяется шаг 1 — новые продавцы начинают рекламироваться на свою ЦА.
Работать с малым бизнесом. Etsy по своей природе привлекал продавцов, которые либо были индивидуальными предпринимателями, либо имели небольшое производство. Это привело к двум конкурентным преимуществам маркетплейса:
- Разнообразие каталога. Продавцы предлагают небольшое количество товаров и не могут задавить количеством конкурентов, поэтому на площадке множество продавцов. А возможность выбирать из большого количества вариантов нравится покупателям маркетплейса.
- Динамичность каталога. Маленьким производителям легче больших приспособиться к изменчивости спроса. Например, во время пандемии на Etsy случился бум продаж масок — продавцы быстро перестроились под нужды покупателей.
Мега-нишевый маркетплейс. Ещё один плюс занятия узкой ниши — с небольшой ЦА легче работать: понятны привычки людей, где собираются, что и как предлагать и т.д. Но ниша — это маленькая группа. А значит, нишевой бизнес ограничен в росте.
Etsy преодолели это препятствие, расширяя количество ниш, представленных на маркетплейсе. Когда Etsy запустился, на сайте было три категории товаров: винтаж, хендмейд и товары для творчества, а сейчас на маркетплейсе 3240 категории товаров.
Сейчас, когда все решения приняты и успех достигнут, стратегия Etsy может показаться очевидной, но, в 2005 году, всё было не так просто. Конечно, не обошлось без рисков, но в бизнесе на них всегда придётся идти. Главное всё просчитать и рисковать осознанно.
Хорошей практикой оценки жизнеспособности стартапа будет составление Business Model Canvas. Это позволит оценить состояние бизнеса и найти точки роста, даже если у вас есть только идея и примерное представление о рынке. Например, вот так будет выглядеть построение бизнес-модели приложения для медитации:
Выводы
После того как мы подробно прошлись по истории каждого продукта отдельно, давайте искать что объединяет эти истории успеха.
Самое главное — это продукт. Не важно насколько идеален ваш маркетинг, если ваш продукт не решает проблемы пользователей лучше конкурентов — пользователь не задержится.
Пробный период обязателен. Особенно когда ваша ниша уже занята большими компаниями. Дайте рядовым пользователям возможность попробовать ваш продукт, а они уже помогут распространить его. Например, по принципу Product-Led Growth, как это сделали в Notion.
Не стойте на месте. Постоянно ищите новые возможности для развития и внедрения новых технологий. Например, может быть есть смысл внедрить ИИ чат-бота в ваш юридический справочник, или AR-примерку в маркетплейс.
Развивайте комьюнити. Активное сообщество может помочь вам найти новые точки роста, например как Klarna и их супер-апп с возможностью покупок прямо в приложении или продвигать продукт в массы, как возможность делиться шаблонами в Notion.
А про какие истории успеха хотели бы услышать вы?