По данным экосистемы LANGAME, доходы компьютерных клубов в России увеличились в 1,5 раза за последние три года, подскочив с 13 миллиардов рублей в 2019 году до 20 миллиардов рублей в 2022 году. К концу 2022 года в России насчитывалось 2300 киберспортивных клубов, что более чем в два раза превышает количество клубов три года назад, когда их было чуть больше 1000. За тот же период число ежемесячных посетителей удвоилось, достигнув 2,5 миллиона человек. В 2023 году российский рынок киберспорта демонстрирует значительный рост, несмотря на ряд вызовов. В первые шесть месяцев текущего года доходы от компьютерных клубов выросли на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 14 миллиардов рублей. Это указывает на увеличивающийся интерес к этому виду развлечений. Для сравнения, в прошлом году объем рынка за тот же период составлял 11,5 миллиарда рублей.
Рост объясняется повышением интереса клиентов к удобным и современно оснащенным игровым пространствам. В то же время наблюдается увеличение цен на сборку персональных компьютеров. В первом квартале 2024 года продажи игровых ПК в денежном выражении возросли на 38%, достигнув 16 миллиардов рублей, что отражает растущий спрос на высококачественное игровое оборудование.
Исследование за 2022 год показывает, что основная аудитория киберспортивных клубов — мужчины, которые составляют 92% посетителей. Наибольшее количество посетителей — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, которые составляют 32,7% аудитории. Популярны клубы также у людей в возрасте 25–34 лет (28,5%) и у подростков младше 18 лет (17,6%).
Цены на час игры варьируются: 16,8% клубов устанавливают стоимость в 100 рублей за час, 12,9% клубов предлагают цену 70 рублей, а 12,5% — 50 рублей. В некоторых самых дорогих клубах стоимость может достигать 300 рублей за час. В среднем чек для всех категорий клубов составляет около 500 рублей, включая стоимость игрового времени, еду и напитки. Средние месячные расходы гостя на посещение киберспортивных клубов составляют примерно 1500–2000 рублей.
В России создается Ассоциация развития киберспортивной инфраструктуры, которая объединит сети компьютерных клубов, их поставщиков и киберспортивные организации. Новая отрасль намерена, среди прочего, работать над включением киберспортивных клубов в перечень организаций, подпадающих под патентную систему налогообложения, и добиваться их признания в качестве спортивных объектов. Ассоциация также может стремиться к получению дополнительных льгот для индустрии. Напомним, что в 2016 году Федерация киберспорта (ФКС) добилась официального признания киберспорта как дисциплины, а в 2022 году было объявлено, что кандидаты в мастера спорта имеют право на отсрочку от армии.
Игровые дисциплины в России продолжают пользоваться высоким спросом, с играми вроде Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive (CS) на вершине популярности. Эти игры уже долгое время остаются лидерами в киберспорте благодаря своим устойчивым сообществам и регулярным международным турнирам.
Почему Dota 2 и CS остаются востребованными? Эти игры привлекают игроков благодаря сложной механике и высокому уровню конкуренции. Они предлагают возможность не только сразиться с друзьями в командных матчах, но и участвовать в крупных турнирах с возможностью получения значительных призов. В России вокруг этих игр сформировались мощные комьюнити, что поддерживает их актуальность на протяжении многих лет. Эти игры также служат социальными платформами для молодежи, способствуя общению, нахождению единомышленников и развитию командной работы.
Несмотря на наличие домашних компьютеров у большинства геймеров, клубы остаются популярными благодаря уникальной атмосфере и эмоциям, которые нельзя заменить домашней игрой.
Растущий интерес к мобильным играм
Параллельно с традиционными играми увеличивается интерес к мобильным играм. Платформы вроде PUBG Mobile, Mobile Legends и Call of Duty: Mobile стремительно завоёвывают популярность среди россиян благодаря своей доступности и возможности играть в любое время и в любом месте. Это делает мобильные игры особенно привлекательными для широкой аудитории.
Рост интереса к мобильным играм ведет к увеличению инвестиций в эту область. Всё больше клубов начинают учитывать этот тренд, предоставляя клиентам оборудование для комфортной игры в мобильные дисциплины и организовывая турниры по таким играм.
Роль компьютерных клубов
Несмотря на развитие технологий и распространение персональных компьютеров, компьютерные клубы продолжают играть значимую роль в жизни геймеров. Они предлагают уникальный опыт коллективной игры, который трудно воспроизвести дома.
Клубы создают особую атмосферу, усиливающую командный дух и соревновательный настрой. Для многих игроков это не просто место для игры, но и социальное пространство, где можно встретиться с друзьями и разделить общие интересы.
Инфраструктура и клубы
В 2023 году в России функционирует множество профессиональных киберспортивных клубов, многие из которых участвуют в международных турнирах и способствуют популяризации киберспорта в стране. Ранее такие клубы часто располагались в полуподвальных помещениях с простым оборудованием и скромными условиями.
Сегодняшняя реальность изменилась: игроки стали старше, их финансовые возможности возросли, и требования к комфорту значительно повысились. Теперь клубам важен не только доступ к компьютеру, но и качество всего игрового опыта.
Вызовы и перспективы
Индустрия киберспорта в России сталкивается с рядом вызовов. Одной из ключевых задач является монетизация. Основные доходы в киберспорте формируются за счет спонсорских контрактов, которые могут быть нестабильными и зависят от экономической ситуации и популярности игр. Кроме того, основная аудитория киберспортивных клубов — молодежь, которая не всегда готова тратить большие суммы на услуги клубов, особенно если у них уже есть собственные игровые устройства. Возможности мерчандайзинга в киберспорте тоже ограничены по сравнению с традиционными видами спорта, что сужает дополнительные источники дохода.
Тем не менее, рынок киберспорта имеет значительный потенциал для роста благодаря новым возможностям. Увеличение интереса к мобильным играм открывает новые сегменты рынка, а инвестиции в технологическую инфраструктуру позволяют клубам улучшать качество обслуживания и повышать эффективность. Современные киберспортивные клубы активно внедряют новые технологии, такие как CRM-системы и автоматизацию бизнес-процессов, что позволяет улучшать работу клубов и увеличивать их прибыльность.
Комфорт и сервис
Современные киберспортивные клубы всё больше ориентируются на удобное зонирование и создание VIP-комнат, которые позволяют игрокам наслаждаться игрой в приватной обстановке. Ранее для решения любых проблем клиентам приходилось обращаться к администратору, теперь же администраторы сами подходят к клиентам, если возникает необходимость. Например, в Godji Game Cyber Lounge на каждом игровом столе установлена кнопка вызова администратора, что позволяет оперативно решать любые вопросы. Такой подход сравним с уровнем сервиса хорошего ресторана, где комфорт и удобство клиента ставятся на первое место.
Клубы также предлагают ресторанные услуги, включая качественную кухню и кальяны, что делает их не только местом для игр, но и полноценным пространством для отдыха, привлекая больше посетителей.
Цифровизация бизнеса
Автоматизация в компьютерных клубах уже не ограничивается учётом игрового времени. Сегодня клубы внедряют CRM-системы и другие IT-решения для оптимизации всех бизнес-процессов, включая управление складскими запасами и приём заказов на еду и напитки. В сети Godji Game Cyber Lounge была разработана собственная IT-система, которая охватывает все аспекты работы клуба, делая бизнес более прозрачным и эффективным.
Таким образом, несмотря на существующие вызовы, российский рынок киберспортивных клубов демонстрирует стабильный рост. Ожидается, что этот тренд сохранится в ближайшие годы благодаря увеличению инвестиций и продолжающемуся интересу к мобильным играм.
Какой тренд заметили Вы на рынке киберспортивных клубов?
Платон, добавили ссылку на источник)
Клоун сделал компьютерный клуб ура !!! И решил написать статью об этом )
А откуда цифры по рынку? Ни ссылок, ничего нет, будто из воздуха данные взяли.