Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Компьютерные клубы до сих пор живы: стоит ли открывать свой


Анализ индустрии, причины роста, портрет аудитории и подводные камни этого бизнеса


Эту статью написал участник сообщества

Николай Антонов

Николай Антонов

Сооснователь сети компьютерных клубов Colizeum

Colizeum

Colizeum

Самая крупная сеть киберспортивных клубов и арен в мире

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Анализ индустрии, причины роста, портрет аудитории и подводные камни этого бизнеса


Эту статью написал участник сообщества

Николай Антонов

Николай Антонов

Сооснователь сети компьютерных клубов Colizeum

Colizeum

Colizeum

Самая крупная сеть киберспортивных клубов и арен в мире

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Может показаться, что компьютерные клубы — места из прошлого: они будто отсылают нас в то время, когда интернет и свой ПК были редкостью, а родители запрещали играть в «стрелялки». Было бы логично предположить, что с развитием компьютерных технологий это все осталось в нашем детстве. Но на практике получилось совсем наоборот: к 2024 году эта индустрия стала одной из самых быстрорастущих на рынке.

Что спровоцировало бурный рост киберспортивных клубов

С 2017-2018 года рынок киберспортивных клубов начал расти уверенными темпами. Эту тенденцию не смогла остановить даже пандемия. По данным РБК, с 2019 по 2022 года объем рынка киберклубов увеличился с 13 млрд до 20 млрд руб, а на конец 2023 года рост составил 15% — 23 млрд рублей.

Такие показателя впечатляют, особенно в сравнении с ситуацией в других отраслях: снижением на 22% в HoReCa и на 13% в сфере бьюти. Выросло и число клубов: с 2300 до 2700 за 2022-2023 год. Эта история быстро превратилась в поле для франчайзинга.

Общее активное развитие индустрии. Рынок компьютерных игр растет по всему миру — его доходы увеличились с 347 млрд долларов в 2022 году до 396 млрд долларов в 2023 году. Появляются крупные турниры и киберспортивные команды, увеличивается популярность стримов с прохождением игр — и многим людям тоже хочется попробовать свои силы в профессиональном гейминге.

Шеринговое мышление. Оно набирает популярность среди молодежи и заключается в идее «зачем покупать, если есть возможность совместного использования». Действительно, наиболее востребованными среди геймеров остаются игры для ПК и PlayStation, а оборудовать игровой центр дома стоит очень дорого. К тому же, с ростом популярности командного киберспорта возрос спрос на локации, где можно комфортно поиграть всем вместе. Создать такие условия — несколько компьютеров в ряд, мощный интернет — дома подросткам и молодежи часто нереально. А клуб за 150 рублей в час предоставит все необходимое.

Интерьер компьютерного клуба

Новый формат досуга и социализации. Человек, который любит кино, будет ходить в кинотеатр, хотя мы понимаем, что фильмы можно посмотреть и дома. Тот, кто любит пробовать новую еду, будет ходить по ресторанам, хотя может технически приготовить сам. Также работают и киберарены — те, кто любит поиграть, приходят пообщаться, устроить турнир с такими же увлеченными киберспортом, изучить недавно вышедшие игры.

Изменение общественного отношения. Победы российской команды Team Spirit освещались в новостях наравне с любыми другими спортивными достижениями России. Кроме того, огромные деньги, которые крупные организации, такие как Яндекс, МТС, Mail.ru, активно инвестируют в призы на турнирах и развитие команд, тоже показывают родителям и более старшему поколению в целом, что киберспорт постепенно становится общественно одобряемым занятием. Государство также заинтересовано в развитии этой индустрии: создаются проекты для разработчиков игр (например, Начни игру), реализуются образовательные программы, посвященные киберспорту в таких вузах, как РГУФК, НИУ ВШЭ, Финансовом Университете при Правительстве РФ.

Кто приходит в киберклубы сейчас и как поменяется бизнес в ближайшие 5 лет

Опрос 5 300 посетителей наших клубов Colizeum позволяет составить примерное описание посетителя.

Возрастной диапазон наших клиентов — от 12 до 35 лет, но большинству — 18 до 23 лет. Стоит отметить, что возраст аудитории сильно зависит от локации клуба: в спальных районах это, в основном, школьники и студенты, а в клубе в Красной Поляне — люди постарше, приехавшие на отдых.

Что касается гендерного состава аудитории, то здесь мы видим абсолютное преобладание мужчин: соотношение примерно 96 к 4. Однако приятно замечать, что количество женщин-посетительниц растет хоть и медленно, но постоянно.

Постоянный клиент клуба — парень около 23 лет, студент старших курсов или недавно закончивший университет. У него есть деньги и свободное время

Около трети игроков уже работают, а 54% — учатся в вузах. При этом свой доход имеют 76% аудитории. Что касается частоты посещений клубов, то 25% клиентов приходят около 5-10 раз в месяц, а 40% — больше 10 раз, причем почти половина гостей — 41,5% — проводит в клубе не меньше трех часов за один раз.

Получается, среднестатистический постоянный клиент — молодой человек около 23 лет, студент старших курсов или недавно закончивший университет, имеющий деньги и достаточное количество свободного времени. Это важно учитывать при формировании tone of voice клуба в соцсетях, чтобы не делать слишком «детский» контент.

Киберспортивный турнир в клубе Colizeum

Новые запросы. Взаимодействуя с аудиторией, мы замечаем, что у нее появляется запрос на новые варианты проведения досуга в клубах. Просто столов с компьютерами и консолями уже недостаточно, чтобы заинтересовать и удержать клиентов. Например, все большей популярностью пользуются игровые VIP-комнаты и новый формат премиум-клубов, в которых предусмотрены не только компьютерные столы, но также лаунж-зона для полноценного отдыха. Можно говорить, что именно более удобные и разнообразные условия для игроков станут основным полем роста и конкуренции в индустрии в будущем.

Клубы начинают внедрять возможность нанять тренера, который научит хорошо играть

Другая сфера, в которой компьютерные клубы будут развиваться в ближайшие годы — образование. Клубы начинают внедрять в свое предложение возможность нанять тренера, который научит хорошо играть. Благодаря положительному отношению государства и готовности крупных компаний инвестировать в киберспорт, можно открыть много перспектив: от уже существующего в том или ином виде сотрудничества с университетами до создания собственных академий киберспорта.

Заблуждения, от которых стоит отказаться перед открытием своего клуба

Тренд на увеличение количества форматов услуг, которые предлагают компьютерные клубы, означает, что индустрия становится более сложной и требовательной. Поэтому перед созданием своего бизнеса очень важно отказаться от уже устаревших представлений.

Миф 1: К молодежи можно подходить с меньшими стандартами сервиса. Это далеко не так. Молодая аудитория часто более требовательна, чем люди 30-35+. Качество сервиса определяет, придет ли к вам еще раз школьник, у которого не так много денег, чтобы их тратить на некачественные услуги. К тому же из-за быстрого роста рынка растет и конкуренция, а значит современные подростки и молодые люди могут выбирать, а не ходить в единственный в городе клуб с плохим обслуживанием.

Миф 2: «Я люблю играть в комп, поэтому у меня получится открыть успешный клуб». Одной любви к компьютерным играм недостаточно, чтобы построить прибыльный бизнес. Для открытия клуба потребуется значительный временной ресурс: нужно решать множество стандартных бизнес-задач от выбора локации и подрядчиков до подбора персонала и контроля за ним, регулярно вести социальные сети. На первых порах, чтобы быстрее окупить вложения и сэкономить деньги, основатели клубов часто занимаются этим сами. В итоге на игры не остается времени.

Миф 3: Открыть компьютерный клуб слишком дорого. Средние вложения в клуб с минималистичным дизайном интерьера, 20 компьютерами и 2 консолями — около 4,5 млн рублей, из которых 3 млн — траты на игровое оборудование. Средняя окупаемость затрат — в течение 13 месяцев. Оборот такого клуба составляет примерно 672 тыс. рублей, а итоговая прибыль — 352 тыс. рублей в месяц.

Примерный расчет инвестиций в разные форматы клубов Colizeum

Что стоит знать, прежде чем открыть свой клуб

Наш опыт подсказывает, что нужно обратить внимание на семь важных моментов.

Сейчас зайти на рынок и начать получать прибыль гораздо проще, чем в 2017-2018, когда новый расцвет киберспортивных арен только начинался. Клубы уже превратились в отдельную индустрию, продукт стал понятным и сформировал вокруг себя устойчивую аудиторию.

Внимательно отнеситесь к выбору места. Воспользуйтесь сервисами геоаналитики, чтобы рассчитать поток людей в пространстве или определенном районе. Мы, например, вывели, что не стоит размещать клубы в торговых центрах, специализирующихся исключительно на одежде. Зато отлично подойдут досуговые центры, куда люди больше приходят провести время, а не купить что-то — это места, в которых есть точки с фастфудом, кинотеатры, другие виды развлечений.

Будьте готовы к сопротивлению, открывая клубы в жилых домах. Если другого варианта локации вы не нашли, то продумайте, как будете качественно обрабатывать жалобы населения на постоянный поток людей и разговоры под окнами во время перекура игроков.

Стандартные требования к помещению для компьютерного клуба Colizeum

Проверьте, что у помещения достаточно мощное электроснабжение. Рекомендуемый показатель — не меньше 150 Ват на метр. Мы не продумали этот момент, когда открывали свой первый клуб в Columbus в 2018 году — на этаже не было достаточно мощности, и пришлось тянуть кабель через весь торговый центр, на что потратили около 5 миллионов рублей.

Учитывайте особенности работы интернета в вашем населенном пункте. Если вы знаете, что в городе бывают перебои или плохая связь, то продумайте план по увеличению скорости интернета в клубе. Этот нюанс тоже пришел к нам с опытом. На старте работы Колизеума мы согласовали строительство клуба в Мурманске, за Полярным кругом, и только на этапе проектирования обнаружилось, что интернет там сильно не дотягивает до рекомендованных показателей по скорости: от 0,5 до 1 Гб в секунду.

Не забудьте о хорошей вентиляции. Качество воздуха значительно влияет на клиентский опыт, а значит на количество пришедших вновь гостей и, в конечном итоге, на прибыль. Поэтому стоит потратиться чуть больше, но оборудовать ваш клуб дополнительными вытяжками с возможностью охлаждения.

Изучите способы уменьшить расходы. Звучит противоречиво, но при открытии клуба можно прилично сэкономить на покупке компьютеров. Например, воспользоваться скидками по договорам, которые сетевые клубы заключают с поставщиками оборудования. Также появилась возможность взять подобную технику в лизинг, что оказывает значительную поддержку игровой индустрии.

Николай Антонов
Николай Антонов

Хотели бы открыть свой компьютерный клуб?


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости