Российский медиа рынок — сильная, заряженная и очень конкурентная индустрия. Диджитал-агентства вместе с брендами запускают много качественных проектов. стараются отойти от типовых, «безопасных» решений, чтобы выиграть борьбу за внимание пользователей.
На этом фоне любая эффективная механика или цепляющая тема очень быстро становится общепринятой практикой и трендом.
Поэтому счет может идти на часы: чем быстрее вы заметите тенденцию, тем больше шансов выделиться на фоне конкурентов, которые тоже за ней наблюдают. В этой статье делимся практиками, которые помогут следить за трендами и быстро на них реагировать.
Следите за лидерами мнений и конкурентами
Если вы давно в индустрии, скорее всего, вы итак подписаны на ключевых игроков, экспертов и профильные каналы. Это важно, чтобы оставаться в контексте. Однако напомним два правила.
Во-первых, чем больше подписок, тем лучше — это поднимает шансы заметить и быстро отреагировать на ситуацию. Вспомним недавний кейс с Димой, которому предлагали оплатить корзину, свозить в отпуск или просто съесть пельмени.
На фоне не самого приятного новостного фона, агрессивного маркетинга и типовой рекламы, эта история — глоток свежего воздуха и доброты. Подобные кейсы задают и продолжают тренд на осознанность и заботу.
Чтобы заметить этот кейс, не надо было ездить по Москве в поисках баннеров. Пока одни тематические каналы рассказывали о других новостях индустрии, один из них подсветил ситуацию.
Второе правило, список своих подписок лучше регулярно обновлять и проверять на актуальность. Вдруг на рынке новый трендсеттер, а вы не подписаны?
Читайте отчеты, исследования и рейтинги
В интернете можно найти множество исследований трендов: от «кривой технологического хайпа» Gartner до маркетинговой аналитики от «Высшей Школы Экономики». В каждом из проектов можно найти пользу, но обычно в подобных срезах много общей абстрактной информации.
Практичнее использовать аналитику лидеров в узких нишах. Например, «Палиндром» совместно с Высшей школой журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ ежегодно проводит аналитику бренд-медиа.
В исследовании за 2023 год эксперты показывают трендовые тематики, к которым чаще всего обращаются российские бренды — это бизнес, технологии и финансы. А вот еда, лайфстайл и нейросети, на удивление, остаются относительно свободными нишами.
Помогут уловить тренды и сервисы — например, Яндекс.Вордстат — для поиска самых частых запросов аудитории, или сервис TGStat. В последнем достаточно открыть «Рейтинг публикаций», чтобы найти нашумевшие темы и тренды. Например, в категории «Технологии» это нейросети и их развитие.
Развивайте насмотренность
Успех в медиа — это комбинация насмотренности и практики. Чем больше ваш опыт как пользователя приложений, читателя, зрителя, тем лучше вы будете замечать повторяющиеся паттерны.
Например, раньше всех обратите внимание, что в соцсетях стало больше коротких вертикальных роликов. Это трендовый формат, который можно внедрять в свои стратегии уже сейчас.
Систематизируйте эксперименты
Тренды можно не только повторять, но и создавать. Изучайте новости, сообщения от брендов в вашей сфере, комментарии от пользователей и создавайте инфоповоды системно.
Например, можно установить KPI в один креативный проект или решение в квартал. Дальше — пробовать новые платформы и методы.
Что-то из ваших проектов выстрелит, что-то нет. В сфере, где информация льётся бесконечным потоком, бесполезно сидеть и дожидаться, пока конкурент протестирует то, что вы боитесь сделать.
Маркетинг прекрасен тем, что это живая, динамичная сфера. Она оставляет пространство для экспериментов, а значит дает высокие шансы выделиться на рынке с успешным проектом.
А как вы следите за трендами?