В последние годы логистика сталкивается с серьезными вызовами, которые влияют на рост ее себестоимости. Это в первую очередь дефицит рабочей силы и повышение стоимости транспортных средств. На привлечение и удержание исполнителей бизнесу требуется больше затрат.
Расскажу о способах эффективного распределения ресурсов и новых инструментах на рынке логистики.
Ручная маршрутизация
До сих пор в некоторых небольших компаниях построение логистических маршрутов и планирование загрузки проводится в ручном режиме. Специалисты самостоятельно распределяют заказы между курьерами в Excel-таблицах, вручную назначают транспорт. Потом сами исполнители строят маршруты и отвечают за коммуникацию с клиентами. В таких условиях всегда велик риск ошибки ввиду человеческого фактора: неправильно внесенный адрес, неучтенные данные, неверный учет специальных требований к транспорту и ограничений.
Проблемы ручной работы
Неравномерная загрузка транспортных средств и неэффективное распределение ресурса водителей снижает эффективность всей службы доставки и повышает вероятность увольнения исполнителей. Более того, при ручном введении данных всегда высока вероятность ошибки. А низкая скорость обработки информации — особенно в пиковые моменты — не позволяет бизнесу масштабироваться. Таким образом, слабая маневренность компаний негативно влияет на их репутацию.
Новые возможности решения старых задач
В отличие от ручного управления технологичные инструменты маршрутизации автоматически собирают и анализируют информацию о проезде. Делают они это с помощью умных алгоритмов, которые в режиме реального времени, чтобы выстроить наиболее оптимальный маршрут, оценивают около 300 параметров, включая габариты грузов, работу складов и ситуацию на дороге.
Как это работает
Система автоматически перебирает миллионы комбинаций маршрутов за 10-15 минут, обеспечивая высокую скорость планирования. При этом качество прогноза движения на дороге постоянно контролируется, а алгоритм, который учитывает дорожную ситуацию, улучшается. Такой инструмент позволяет и заранее оценить степень загруженности исполнителей, и рассчитать затраты на топливо, и продолжительность маршрута.
Результаты внедрения автоматики
Благодаря автоматизации процесса маршрутизации существенно сокращается время построение самого маршрута доставки. Так, планирование, на которое логист потратит полноценный рабочий день, алгоритм сможет посчитать за 10-15 минут. Оптимизация логистики также может помочь уплотнить количество заказов, увеличить их число на одном маршруте в среднем на 15-20% и снизить затраты бизнеса на логистику.
Объясняем на примере
Представим, что средняя стоимость использования небольшого грузового авто — 10 000 рублей в день. При этом хорошим показателем эффективности считается, если в среднем в день машина посещает 25 точек на маршруте. При ручном планировании, чтобы доставить 8 000 заказов в день, потребуется около 300 машин (или около 3 000 000 рублей в день). А с использованием автоматической маршрутизации, которая в том числе позволяет управлять плотностью заказов, потребуется уже 255 машин, что будет стоить компании 2 550 000 рублей в день, то есть на 15% меньше.
Выводы
Использование технологичных инструментов для оптимизации логистики позволяет увеличить скорость построения и корректировки маршрутов — это в первую очередь экономия времени, средств и гарантия того, что заказ будет привезен в срок. Повышается точность планирования, а человеческий фактор, наоборот, минимизируется. При этом клиентский сервис становится лучше за счет того, что доставка отвечает ожиданиям заказчика.
А какие технологии для оптимизации логистики используете вы?