Вирусные джинглы — это короткие музыкальные вставки, которые легко запоминаются и ассоциируются с определëнным брендом или продуктом. Их используют в радио- и телерекламе, на сайтах и телефонных линиях поддержки, в фоновом музыкальном оформлении в общественных местах: магазинах, ресторанах, спортивных и развлекательных центрах. Джинглы — одна из красок, которыми рисуют аудиопортрет бренда. Но как создать этот лаконичный и яркий инструмент воздействия на целевую аудиторию?
Каким должен быть джингл
Главные цели джинглов — помочь установить и укрепить связи бренда с потребителями, создать звуковой образ, вызывающий положительные ассоциации у клиентов. Джинглы влияют на узнаваемость компании и помогают выделиться на фоне конкурентов. Однако у этого инструмента есть обязательные свойства, без которых достичь поставленных целей будет практически невозможно.
Каким должен быть джингл.
Адаптированным к аудитории бренда. Необходимо тщательно изучить ЦА, чтобы определить наиболее привлекательный и понятный стиль произведения. Например, если бренд ориентирован на молодëжь, джингл, как правило, отражает атмосферу лëгкости и драйва. Важно понимать, что нравится вашим клиентам и что может вызвать у них положительные эмоции.
Лаконичным, длиной не более 30 секунд. За этот краткий отрезок времени необходимо передать важную информацию или эмоцию, уделив внимание простоте и понятности текста, если он там есть.
Запоминающимся благодаря простой мелодии, повторяющимся ритмам и фразам. Но в то же время уникальным, выделяться из общей массы.
Качественно записанным. Частое воспроизведение подчеркивает и делает заметными даже малейшие недочëты записи трека. Они могут негативно повлиять на восприятие бренда.
Побуждающим. Желательно, чтобы в джингле присутствовал призыв к действию, например, приглашение посетить место, попробовать продукт, совершить покупку или посмотреть что-то.
Легальным. Необходимость соблюдения авторских прав распространяется даже на самые короткие музыкальные произведения. Общества защиты авторских прав РАО и ВОИС уполномочены фиксировать трансляции, составлять судебные претензии и выписывать штрафы. Компания может обезопасить себя от таких санкций, если заключит договоры с этими организациями. При этом потребуется выплачивать ежемесячное вознаграждение, а трансляции джингла с указанием авторов и исполнителей включать в отчëты для РАО и ВОИС. Другие варианты избежать претензий: прямые договоры с создателями и исполнителями трека или договор со стриминговым сервисом, который берëт заботу о законности звучания джингла на себя.
Этапы создания и обязательные элементы
Если у бренда есть слоган — можно использовать его. Причëм это может быть девиз конкретной продвигаемой акции, а не всей компании. Не стоит ограничивать себя и в формате исполнения, используйте всë: от шëпота или речитатива до романтических пропевок. И не забудьте включить в текст само название бренда, его уместно озвучивать даже несколько раз, чтобы ЦА зафиксировала ассоциации.
В джингле можно рассказать об УТП — чем уникально ваше предложение — или осветить новую акцию и ассортиментный ряд. Не забывайте, что, даже если ваш бизнес связан с реальными болями человека, как, например, вы выпускаете средство от укусов насекомых. Основной посыл джингла и финал должны быть позитивными: именно ваш продукт решает проблему.
Не стоит думать, что мелодии должны быть только простыми. Они могут создать глубокую эмоциональную связь с брендом, а затем и вовсе превратиться в самостоятельную песню. Со временем композиция будет работать на ассоциацию с брендом, даже если из неë убрать слова.
Как мы создавали замурчательные джинглы
Расскажу, как мы делали джинглы для ЛЭТУАЛЬ. Косметический бренд обратился в «Звук Бизнес» с несколькими проектами.
В аудиосопровождении акции «Черная пятница» требовалось не только сообщить о событии, но и отстроиться от конкурентов, в том числе косвенных. Борьба шла за внимание клиента: чтобы он предпочëл купить косметику со скидкой, а не что-то другое.
Какие инструменты использовали:
- обыграли чëрную кошку — маскота акции;
- креативно сочетали слова «мур» и «мяу»: «черМУРная пятница», «скидки МЯУвау»;
- включили название бренда в текст несколько раз;
- написали динамичную музыку.
Весной в поддержку нового сезона предложили клиенту концепцию «Любовь — это она»: за идеями весеннего обновления люди чаще всего идут в косметические и парфюмерные магазины. Это желание нужно закрепить и поддержать. Тексты написали для разных видов весенних товарных предложений: «уход», «ароматы» и пр. Использовали не только слоган акции и название бренда, но и эмоциональные «крючки», например, «любовь — это про заботу», «для самых важных персон». Для придания яркости и весеннего настроения обратились к радостному музыкальному жанру — диско. Записали треки с романтическими аккордами и добавили динамики. Для трансляции бренд выбрал три джингла и включил их в обновлëнный фоновый поток в точках продаж.
В создании джингла задействован целый ряд специалистов: композитор, звукорежиссëр, диктор и вокалисты, если необходимо. Этапы создания могут меняться местами, но обычно порядок такой:
- брейншторм;
- написание текста;
- создание мелодии;
- сведение записи;
- тестирование на целевую аудиторию.
Что сделать, чтобы джингл «завирусился»
Чтобы джингл получился качественным, важно понимать закономерности этого жанра. Это больше наука, чем искусство. И хотя не существует гарантированного рецепта, системный подход к планированию и созданию яркого трека, а также внимание к деталям существенно повышают шансы на успех.
С чего стоит начать. Стартовать нужно с тщательного изучения целевой аудитории. Это позволяет точно настроиться на ее вкусы и предпочтения. Разница между восприятием звуков и мелодий в возрастных и социокультурных группах может быть значительной.
Проверка на соответствие. Важно учесть отрасль бизнеса и архетип бренда. Например, для продвижения детской жевательной конфеты джингл должен быть позитивным, весëлым и привлекающим внимание маленьких потребителей, а в банковской сфере он должен показывать серьëзность и надëжность. Далее необходимо проверить, ассоциируется ли джингл с вашим продуктом или услугой. Это достигается через использование элементов, которые характерны для бренда: лозунги, мелодии или звуковые эффекты.
Помягче или поэнергичнее. Необходимо, чтобы джингл не противоречил ценностям бренда. Например, если компания транслирует, что ей важна экоповестка, то можно использовать звуки природы и спокойные мелодии. А яркая ритмичная композиция скорее отпугнет потребителя — это несовпадение с ассоциациями и ожиданиями.
Где транслировать. Важную роль в успехе джингла играют каналы распространения: именно они могут сделать фирменную мелодию вирусной. Выбор разных платформ для трансляций поможет максимально распространить её среди целевой аудитории.
Знал все ноты, но мелодию не угадал
У вирусных джинглов может быть и отрицательный эффект. Можно выделить основные причины такого явления:
- навязчивость, вызывающая раздражение;
- неуместность для целевой аудитории, времени и обстановки;
- неправильные ассоциации;
- негативный вирусный эффект, если компанию в сети начинают «троллить».
Почти все причины отрицательного воздействия можно обойти с помощью предварительной исследовательской работы и тестирований. Помогут и технические инструменты, если озаботиться их применением заранее. Например, личный кабинет, из которого можно управлять плейлистами во всех точках, пригодится, если произошло какое-нибудь негативное внешнее событие.
Метрики оценки вирусного джингла
Как понять, что созданный для бизнеса джингл стал вирусным и эффективным для вашей ЦА? Методы и метрики стандартные для маркетинга. Например, можно отслеживать количество просмотров и прослушиваний, анализировать динамику продаж в местах, где звучит фирменная музыка, изучать узнаваемость бренда через опросы и социальную активность, включая лайки, репосты и создание мемов. Важно учитывать упоминания в СМИ и обратную связь клиентов. Также не стоит забывать о том, что джингл всегда будет работать лучше не сам по себе, а в комплексе. Например, как часть рекламной кампании.
Джинглы каких брендов вы помните? А создавали для своей компании?