Сегодня все мы переживаем очень необычный период: это время, когда всем хочется поддержки и уверенности в следующем дне, и особенно это необходимо уязвимым группам населения.
Тренд на социальную ответственность, который продолжает прочно закрепляться в обществе, начинает обретать новые смыслы. Все больше неравнодушных людей ощущают потребность совершать добрые дела, люди уже хотят не просто приобретать материальные вещи выгодно, но и все чаще уделяют внимание возможности «покупать, помогая». И бизнес реагирует на это: компаниям стало важно предоставлять эту возможность поддержки, проявлять сопричастность.
Как искать и найти свою нишу
Мы были убеждены в большом потенциале социальных предприятий еще несколько лет назад, когда только начинали свое дело, и сейчас можно с уверенностью сказать, что все больше утверждаемся в верности своего решения продолжать и развивать проект, который несет социальную пользу.
Начиналось все в 2016 году: проект BuySocial был создан вместе с моими подругами Алиной Зубаревой и Викторией Ивановой как воплощение мечты о собственном деле, которое приносит пользу обществу. Тогда мы увидели работающие примеры бизнесов, которые производят оригинальную артизанальную продукцию и одновременно реально меняют к лучшему жизни людей: дают достойную работу людям в трудной жизненной ситуации или с инвалидностью, возрождают жизнь в глубинке. Мы решили, что такие проекты должны найти гораздо более широкую аудиторию покупателей. BuySocial стал первой в нашей стране площадкой, которая объединяет социальных предпринимателей с социально ответственными покупателями — теми, кто неравнодушен и заботится о своем вкладе в общество.
Мы сокращаем неравенство и бережем природу, соединяя ответственный бизнес и осознанных покупателей с социальными предприятиями — это миссия BuySocial.
Проект стартовал как интернет-магазин. Поначалу мы пробовали все возможные каналы продаж и продвижения: фестивали и дизайн-маркеты, коллаборации с компаниями, например такими, как SELA, участие в тематических выставках и деловых мероприятиях на B2B-аудиторию.
Окончательно концепция проекта сформировалась уже после участия в инкубаторе в Impact Hub Moscow и множества тестов. Окунувшись в среду единомышленников — социальных предпринимателей, экспертов программы, — пообщавшись с представителями корпораций, которые оказались заинтересованными потенциальными клиентами, и оценив уже собственный приобретенный опыт, мы пришли к тому, что стоит сфокусироваться на корпоративных подарках «со смыслом» и работе с крупными клиентами.
Оказалось, что есть компании, которые ищут именно социальные, благотворительные и экологичные подарки, а готового удобного решения до BuySocial не было. Мы увидели потенциал еще и потому, что такая модель бизнеса оказалась более рентабельной. В первый же год мы получили несколько крупных заказов от лидирующих социально ответственных брендов. Сейчас у нас сотни корпоративных клиентов, и мы можем им предложить ассортимент продукции более чем 70 российских социальных предприятий со всей России, собранный в наших каталогах подарков, мерча и офисных закупок.
Это самобытные вещи, часто ручной работы, созданные людьми из наиболее уязвимых групп населения. Наши производители — это люди с инвалидностью и ментальными особенностями, пенсионеры, живущие в глубинке, выпускники детских домов, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
К сожалению, далеко не все работодатели готовы создавать рабочие места для сотрудников, требующих особого подхода, поэтому есть энтузиасты, которые создают для этого инклюзивные мастерские и мануфактуры, где обучают, оказывают поддержку в карьере, предоставляют таким людям возможность самореализации. При этом, чтобы продукция продавалась и особые сотрудники имели работу, социальные предприниматели — основатели мастерских одновременно думают о дизайне, качестве и востребованности своей продукции. Зная запросы наших корпоративных клиентов и следя за трендами, мы им в этом помогаем.
Они производят разнообразные натуральные сладости, декор для дома, например свечи и елочные игрушки, авторскую керамическую посуду ручной работы, канцелярию и аксессуары для рабочего места, мерч — например, популярные сейчас худи и шоперы, предметы интерьера и многое другое.
В BuySocial представлены также товары, прибыль от реализации которых идет на благотворительность, в том числе мерч благотворительных фондов-партнеров, и товары экопроизводителей, перерабатывающих вторсырье во вновь нужные и полезные вещи со стильным дизайном, — в глобальной задаче сохранения нашей планеты даже небольшой вклад имеет весомое значение.
О важности учитывать «острые углы» заранее
Сделать заказ на продукцию «со смыслом» можно круглогодично, например для welcome packs, профессиональных праздников или корпоративных мероприятий, тем самым поддерживая социальные бренды финансово и даря их сотрудникам ощущение собственной нужности и значимости.
Так, наибольшее число запросов к нам поступает на новогодние подарки. Мы стремимся рассказывать компаниям о том, что намного удобнее для всех делать заказы заранее, а не в ноябре и декабре. В эти месяцы социальные мастерские уже перегружены и, чтобы взять новый заказ, вынуждены трудиться по вечерам, ночам и выходным. При этом подарки от небольших производителей выполняются в мастерских под запрос кастомно, и на их изготовление требуется больше ресурса.
Некоторые мастерские в это время уже не могут принять новые заказы, в то время как с радостью сделали бы это в период с августа по начало октября, и значит, выбор, который остается поздним клиентам, уменьшается, а волнения по поводу дедлайнов у всех возрастают. Поэтому наш новогодний каталог, каждый год пополняемый актуальными новинками, всегда готов уже в июле.
Учитывая этот факт, для стимулирования клиентов мы в этом году даже запускали игровую механику, приурочив ее к профессиональному празднику Дедов Морозов, который как раз отмечается перед началом активного сезона заказа подарков. Дед Мороз лично обращался к менеджерам компаний в формате zoom-звонка и загадывал загадку, разгадав которую, можно было получить скидку 5% на ранние заказы сувенирной продукции у социальных брендов. Для создания иллюстрации с загадками в стиле виммельбух мы пригласили молодую художницу Евгению Шостак.
Почему социальный бизнес — это актуально
Сегодня мы по-прежнему твердо верим, что социально ответственное потребление — это потребление будущего. В нынешнее тревожное время люди ищут опоры и еще больше ощущают потребность в безусловно добрых поступках, в своего рода единении с компаниями ценностно близкими, в которых или с которыми они работают. Поэтому такие подарки «со смыслом» становятся еще более актуальными: это очень простой в реализации способ мотивации и удержания сотрудников и создания теплых отношений с клиентами и партнерами.
В то же время потребности социальных предприятий, которым мы приносим заказы, остаются прежними, люди из уязвимых групп так же нуждаются в работе. Поэтому мы нацелены на масштабирование и продолжаем совершенствоваться для достижения нашей цели — сделать ответственное потребление максимально доступным для корпоративных клиентов и общества в целом.
Что стоит сделать перед стартом социального бизнеса?
Даем три основных совета.
Любой бизнес — это прежде всего бизнес. Социальный бизнес не является исключением. Важно помнить, что для успеха предприятия необходимо трезво оценивать окружающую действительность и приготовиться брать на себя возможные риски. Бизнес-модель стоит простраивать, традиционно изучив рынок и по возможности погрузившись в него, — от коммуникации с участниками до деталей реализации, желательно на личном опыте, проводя тесты и делая пивоты.
Кроме того, в основе должен лежать баланс, в нашем случае денежного вопроса и социальной составляющей. Дело должно быть прибыльным, только так оно может развиваться и помогать обществу. О социальной составляющей мы при этом никогда не забываем, потому что ради нее мы занимаемся BuySocial и преодолеваем различные трудности на пути, она дает больше всего мотивации работать. Как и финансовые показатели, мы отслеживаем наши показатели по социальному вкладу, ежегодно проводя оценку импакта и ставя цели по нему на будущее.
Совершенствовать свои навыки коммуникации и другие. Взаимодействию с собственной командой, а также с различными контрагентами в социальном бизнесе, пожалуй, стоит уделить особое внимание. Например, в нашем случае мы общаемся с множеством инклюзивных мастерских, которые часто создаются энтузиастами из некоммерческих организаций, далекими от бизнеса в классическом понимании. Если вы планируете работать напрямую с людьми из уязвимых групп или в трудной жизненной ситуации, нужно знать и учитывать их особые потребности, возможные трудности с мотивацией, консультироваться со специалистами по созданию по-настоящему инклюзивной рабочей среды.
Если вы работаете с B2B-клиентами, нужно понимать их стиль общения и ожидания от подрядчиков. Client development и client servicing — здесь ключевые навыки. Нужно уметь находить подход к разным партнерам, предвосхищать и сглаживать острые моменты.
Возможно, стоит прокачать и другие «мягкие навыки», например пройти управленческие курсы.
Следить за трендами и развиваться. Следует понимать, что,даже когда вы запустите бизнес, наладите процессы и выстроите взаимоотношения с партнерами, времени расслабиться может не быть. Чтобы пользоваться интересом у клиентов, развивать долгосрочные отношения с действующими и приводить новых, нужно быть привлекательным с точки зрения предложения. Продукт должен быть уместным и актуальным, следовать тенденциям. Поэтому рекомендуем посещать отраслевые мероприятия и события своей ниши и черпать вдохновение для новых свершений. Предприниматель одновременно находится в постоянном поиске новых возможностей по развитию продуктовой линейки, каналов продаж, маркетинговых инструментов и в то же время должен удерживать фокус внимания на «дойной корове» — том сочетании продукта и канала, который проверенно работает.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Как вы думаете, почему социальный бизнес стал актуальным? Поделитесь своим мнением в комментариях.