Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Экономика впечатлений: как не упустить тренд


В России развивается экономика впечатлений. Несмотря на социально-экономические потрясения, люди тратят на досуг все больше, и именно это считают признаком богатства.

Я, Егор Брус — управляющий партнер Wanta Group (исследования в кино и спорте), считаю, что российский бизнес имеет все шансы по максимуму воспользоваться этим трендом.

Богатый на досуге

Недавно мы провели исследование — выяснили, как ведут себя и сколько тратят в свободное время жителей крупных городов России. Мы опросили в несколько волн более тысячи человек в возрасте от 18 до 55 лет в городах-миллионниках по всей стране.

Выяснилось, что богатым, по мнению россиян, является не тот, кто покупает премиальные товары, а тот, кто активно тратит на досуг и развлечения: путешествия, походы в кино, на концерты, в рестораны и так далее.

Большинство респондентов (87%) сочтут богатым не того, кто пользуется последним айфоном, а того, чей досуг более насыщен, кто активно проводит свое свободное время. Только 13% считают наоборот: богатый тот, кто у кого есть дорогая модель телефона, при этом он может проводить уикенд дома или на даче.

Команда интервьюеров Wanta Group. В конце 2023 года мы проводили всероссийский оффлайн-опрос с использованием планшетов в несколько волн в течение выходных среди посетителей торговых центров в городах миллионниках — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Новосибирск. В каждой волне приняло участие от 1000 респондентов в возрасте от 12 до 55 лет
Две трети россиян не воспринимают как богатого человека, который ездит на дорогом автомобиле, но при этом не проводит отпуск за границей или других путешествиях. И всего 33% считает наоборот
Россияне считают богатым не того, кто пользуется премиальными товарами, а того, кто качественно проводит свой досуг

Ценные эмоции

Зафиксировав эти отличия, мы определили, как изменились у респондентов их собственные траты на досуг. Выяснилось, что, по их собственным ощущениям, более чем у половины россиян (51%) траты увеличились. Не изменились они у 37%, а у 12%, напротив, уменьшились.

Рост трат на досуг говорит в том числе о том, что в России развивается экономика впечатлений. Что это такое? Когда ценность представляет не сам товар, его стоимость, функционал или бренд, а то, какие эмоции он доставляет владельцу. Преимуществом в конкурентной среде становятся впечатления, которые компания способна обеспечить для пользователя/покупателя товара или услуги. Множество исследований последних лет свидетельствуют, что имеет место тренд на развитие экономики впечатлений — он достаточно устойчив, и характерен как для России, так и мира в целом.

Так, по данным исследования PwC, покупатели готовы платить на 16% больше, если в процессе покупки они испытывают приятные впечатления, если качество обслуживания на высоте. А по результатам исследования компаний Eventbrite и Harris, поколение миллениалов с большей охотой тратят деньги на опыт и впечатления, нежели на вещи (таких 78%). При этом разрыв между тратами на опыт и товары постоянно растет. Так, только за два года в США потребительские расходы на опыт выросли на 6,3%, в то время как спрос на услуги увеличился лишь на 4,7%, а на товары на 1,6%.

Траты россиян на досуг растут

Траты на досуг в России

Что касается России, по результатам исследования GFK, которое охватывало десятки тысяч человек в 17 странах, в России больше людей, ориентированных на нематериальное. 23% согласились, что время важнее денег (против 19%), а новый опыт важнее владения вещами — так ответило в 5 раз больше людей (33% против 7%).

Согласно нашим исследованиям, в России в последние годы этот тренд только усиливается. Логично, что более выражен он в Москве. Если взять период в три года, то к началу 20-ых годов траты москвичей на досуг и отдых выросли на 11%. Сегодня мы видим, что эта тенденция продолжается, и траты увеличиваются.

Так, последний опрос показал, что сумма, которую россияне тратят на досуг и развлечения, в среднем составляет 27800 ₽ в месяц на семью. Эта сумма различается в зависимости от города проживания, в Москве она больше — 33010 ₽, а в регионах несколько меньше — 26590 ₽.

В Москве траты на досуг выше, чем в регионах
Траты семьи в месяц на досуг
Россияне в возрасте 45+ самые экономные

При этом мужчины тратят больше, чем женщины — 32032 ₽ против 25665 ₽. Причём россияне в возрасте 25-34 и 35-44 тратят больше, чем молодежь и старшее поколение.

Интересно, что если смотреть состав групп респондентов, то семейные тратят меньше других: 20030 ₽, а одиночки больше — 38097 ₽. Пары в среднем расходуют 34640 ₽, друзья — 24332 ₽.

Мы также посмотрели частоту посещения развлекательных мероприятий: те, кто позволяет себе досуг редко, ожидаемо, тратят меньше — 24206 ₽. Больше расходы у тех, кто делает это 1-2 раза в 3 месяц (31613 ₽). А у наиболее постоянных потребителей развлекательных услуг расходы составляют 27587 ₽.

Люди, которые стали расходовать на развлечения больше за последний год, тратят в среднем 34730 ₽ в месяц. Те, чьи траты не изменились — 20774 ₽, а те, кто сократил расходы — 19217 ₽.

Одиночки развлекаются по-максимуму — их траты самые большие
Наиболее экономны люди, редко позволяющие себе досуг
Россияне, чьи расходы на досуг за последний год увеличились, тратят около 35 000 ₽ (данные на семью/в месяц)

Не упустить тренд

Данные нашего исследования могут быть полезны:

  • как показатель тренда на развитие экономики впечатлений;
  • как ориентир среднего бюджета свободного времени, на который могут претендовать соответствующие поставщики услуг.

Однако, проблема в том, что заработать на потребности людей в эмоциях и впечатлениях смогут не все. Сегодня мы имеем интересную ситуацию, когда люди привыкли к достаточно высокому уровню поставщиков впечатлений, которыми до недавнего времени являлись западные компании. После их ухода с рынка, многие российские компании оказались не готовыми в полной мере заместить их. Долгое время отечественный бизнес занимал свободные от крупных западных брендов ниши, большинство которых находились в низком и среднем сегментах, где компании в основном были ориентированы на конкуренцию по цене. Сейчас перед ними стоит задача быстро сократить этот зазор — между ожиданиями потребителей и уровнем, на котором они способны их удовлетворить, и стать настоящими “поставщиками впечатлений”.

В этом огромные возможности для отечественного бизнеса из самых разных сфер. Тот, кто не проигнорирует перспективный тренд, обеспечит себе конкурентное преимущество. Ведь кто управляет эмоциями — владеет миром.

Эксперты по управлению впечатлением советуют улыбаться
Егор Брус
Егор Брус

А что вы думаете об управлением впечатлением? Расскажите, как работаете с эмоциями клиентов?


Больше по теме

Новости