Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Экономика впечатлений: как не упустить тренд


В России развивается экономика впечатлений. Несмотря на социально-экономические потрясения, люди тратят на досуг все больше, и именно это считают признаком богатства.

Я, Егор Брус — управляющий партнер Wanta Group (исследования в кино и спорте), считаю, что российский бизнес имеет все шансы по максимуму воспользоваться этим трендом.

Богатый на досуге

Недавно мы провели исследование — выяснили, как ведут себя и сколько тратят в свободное время жителей крупных городов России. Мы опросили в несколько волн более тысячи человек в возрасте от 18 до 55 лет в городах-миллионниках по всей стране.

Выяснилось, что богатым, по мнению россиян, является не тот, кто покупает премиальные товары, а тот, кто активно тратит на досуг и развлечения: путешествия, походы в кино, на концерты, в рестораны и так далее.

Большинство респондентов (87%) сочтут богатым не того, кто пользуется последним айфоном, а того, чей досуг более насыщен, кто активно проводит свое свободное время. Только 13% считают наоборот: богатый тот, кто у кого есть дорогая модель телефона, при этом он может проводить уикенд дома или на даче.

Команда Wanta Group
Команда Wanta Group

Команда интервьюеров Wanta Group. В конце 2023 года мы проводили всероссийский оффлайн-опрос с использованием планшетов в несколько волн в течение выходных среди посетителей торговых центров в городах миллионниках — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Новосибирск. В каждой волне приняло участие от 1000 респондентов в возрасте от 12 до 55 лет

Команда интервьюеров Wanta Group. В конце 2023 года мы проводили всероссийский оффлайн-опрос с использованием планшетов в несколько волн в течение выходных среди посетителей торговых центров в городах миллионниках — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Новосибирск. В каждой волне приняло участие от 1000 респондентов в возрасте от 12 до 55 лет
Дорогое автор — не признак богатства
Дорогое автор — не признак богатства

Две трети россиян не воспринимают как богатого человека, который ездит на дорогом автомобиле, но при этом не проводит отпуск за границей или других путешествиях. И всего 33% считает наоборот

Две трети россиян не воспринимают как богатого человека, который ездит на дорогом автомобиле, но при этом не проводит отпуск за границей или других путешествиях. И всего 33% считает наоборот
Кого считают богатым
Кого считают богатым

Россияне считают богатым не того, кто пользуется премиальными товарами, а того, кто качественно проводит свой досуг

Россияне считают богатым не того, кто пользуется премиальными товарами, а того, кто качественно проводит свой досуг

Ценные эмоции

Зафиксировав эти отличия, мы определили, как изменились у респондентов их собственные траты на досуг. Выяснилось, что, по их собственным ощущениям, более чем у половины россиян (51%) траты увеличились. Не изменились они у 37%, а у 12%, напротив, уменьшились.

Рост трат на досуг говорит в том числе о том, что в России развивается экономика впечатлений. Что это такое? Когда ценность представляет не сам товар, его стоимость, функционал или бренд, а то, какие эмоции он доставляет владельцу. Преимуществом в конкурентной среде становятся впечатления, которые компания способна обеспечить для пользователя/покупателя товара или услуги. Множество исследований последних лет свидетельствуют, что имеет место тренд на развитие экономики впечатлений — он достаточно устойчив, и характерен как для России, так и мира в целом.

Так, по данным исследования PwC, покупатели готовы платить на 16% больше, если в процессе покупки они испытывают приятные впечатления, если качество обслуживания на высоте. А по результатам исследования компаний Eventbrite и Harris, поколение миллениалов с большей охотой тратят деньги на опыт и впечатления, нежели на вещи (таких 78%). При этом разрыв между тратами на опыт и товары постоянно растет. Так, только за два года в США потребительские расходы на опыт выросли на 6,3%, в то время как спрос на услуги увеличился лишь на 4,7%, а на товары на 1,6%.

Траты россиян на досуг
Траты россиян на досуг

Траты россиян на досуг растут

Траты россиян на досуг растут

Траты на досуг в России

Что касается России, по результатам исследования GFK, которое охватывало десятки тысяч человек в 17 странах, в России больше людей, ориентированных на нематериальное. 23% согласились, что время важнее денег (против 19%), а новый опыт важнее владения вещами — так ответило в 5 раз больше людей (33% против 7%).

Согласно нашим исследованиям, в России в последние годы этот тренд только усиливается. Логично, что более выражен он в Москве. Если взять период в три года, то к началу 20-ых годов траты москвичей на досуг и отдых выросли на 11%. Сегодня мы видим, что эта тенденция продолжается, и траты увеличиваются.

Так, последний опрос показал, что сумма, которую россияне тратят на досуг и развлечения, в среднем составляет 27800 ₽ в месяц на семью. Эта сумма различается в зависимости от города проживания, в Москве она больше — 33010 ₽, а в регионах несколько меньше — 26590 ₽.

Траты на досуг в городах РФ
Траты на досуг в городах РФ

В Москве траты на досуг выше, чем в регионах

В Москве траты на досуг выше, чем в регионах
Траты на досуг у мужчин и женщин
Траты на досуг у мужчин и женщин

Траты семьи в месяц на досуг

Траты семьи в месяц на досуг
Траты на досуг по возрасту
Траты на досуг по возрасту

Россияне в возрасте 45+ самые экономные

Россияне в возрасте 45+ самые экономные

При этом мужчины тратят больше, чем женщины — 32032 ₽ против 25665 ₽. Причём россияне в возрасте 25-34 и 35-44 тратят больше, чем молодежь и старшее поколение.

Интересно, что если смотреть состав групп респондентов, то семейные тратят меньше других: 20030 ₽, а одиночки больше — 38097 ₽. Пары в среднем расходуют 34640 ₽, друзья — 24332 ₽.

Мы также посмотрели частоту посещения развлекательных мероприятий: те, кто позволяет себе досуг редко, ожидаемо, тратят меньше — 24206 ₽. Больше расходы у тех, кто делает это 1-2 раза в 3 месяц (31613 ₽). А у наиболее постоянных потребителей развлекательных услуг расходы составляют 27587 ₽.

Люди, которые стали расходовать на развлечения больше за последний год, тратят в среднем 34730 ₽ в месяц. Те, чьи траты не изменились — 20774 ₽, а те, кто сократил расходы — 19217 ₽.

Траты на досуг у одиночек
Траты на досуг у одиночек

Одиночки развлекаются по-максимуму — их траты самые большие

Одиночки развлекаются по-максимуму — их траты самые большие
Экономия на досуге
Экономия на досуге

Наиболее экономны люди, редко позволяющие себе досуг

Наиболее экономны люди, редко позволяющие себе досуг
Изменения затрат на досуг
Изменения затрат на досуг

Россияне, чьи расходы на досуг за последний год увеличились, тратят около 35 000 ₽ (данные на семью/в месяц)

Россияне, чьи расходы на досуг за последний год увеличились, тратят около 35 000 ₽ (данные на семью/в месяц)

Не упустить тренд

Данные нашего исследования могут быть полезны:

  • как показатель тренда на развитие экономики впечатлений;
  • как ориентир среднего бюджета свободного времени, на который могут претендовать соответствующие поставщики услуг.

Однако, проблема в том, что заработать на потребности людей в эмоциях и впечатлениях смогут не все. Сегодня мы имеем интересную ситуацию, когда люди привыкли к достаточно высокому уровню поставщиков впечатлений, которыми до недавнего времени являлись западные компании. После их ухода с рынка, многие российские компании оказались не готовыми в полной мере заместить их. Долгое время отечественный бизнес занимал свободные от крупных западных брендов ниши, большинство которых находились в низком и среднем сегментах, где компании в основном были ориентированы на конкуренцию по цене. Сейчас перед ними стоит задача быстро сократить этот зазор — между ожиданиями потребителей и уровнем, на котором они способны их удовлетворить, и стать настоящими “поставщиками впечатлений”.

В этом огромные возможности для отечественного бизнеса из самых разных сфер. Тот, кто не проигнорирует перспективный тренд, обеспечит себе конкурентное преимущество. Ведь кто управляет эмоциями — владеет миром.

Команда Wanta Group на форуме
Команда Wanta Group на форуме

Эксперты по управлению впечатлением советуют улыбаться

Эксперты по управлению впечатлением советуют улыбаться
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Егор Брус
Егор Брус

А что вы думаете об управлением впечатлением? Расскажите, как работаете с эмоциями клиентов?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации