РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Платежи на маркетплейсах: что нужно знать собственнику


Сегодня маркетплейсы составляют около 60% российского рынка интернет-торговли. Они привлекают как селлеров, которые хотят продавать там свои товары и услуги, так и предпринимателей, мечтающих повторить успех Яндекс Маркета, Ozon, Мегамаркета и других известных онлайн-площадок. На старте бизнеса помимо анализа рынка, подготовки бизнес-плана, разработки сайта новой платформы и решения иных задач необходимо обеспечить быстрый и безопасный прием платежей.

Маркетплейс для продавца и покупателя

Маркетплейс — это торговая интернет-площадка, которая объединяет продавцов и покупателей. Она дает им возможность находить друг друга, заключать сделки и проводить расчеты по определенным правилам.

Посетителям такая платформа предоставляет каталог, в котором находятся разные варианты схожих продуктов и услуг, возможности поиска товаров, работы в личном кабинете, где отображается подробная информация о заказах и оплатах, разрешения споров с продавцами.

Селлеры размещают на маркетплейсе свои предложения: подробные описания, фото и видео — получают трафик, который конвертируется в заявки и продажи. В личном кабинете каждый продавец видит статистику: данные о продажах, размер комиссий, оборачиваемость и многое другое.

Интернет-площадки решают и такие задачи селлеров, как поиск покупателей, прием оплаты за товар или услугу, хранение и доставка заказов клиентам через собственные пункты выдачи, постаматы или курьерскую службу.

Какие бывают маркетплейсы

Единой классификации таких онлайн-проектов не существует. Их разделяют по типам участников, тематике (продуктовые, сервисные, информационные, инвестиционные и другие), разнообразию товаров (вертикальные — фокусируются на конкретном продукте, горизонтальные — продают товары одной направленности и глобальные с большим количеством предложений из разных категорий) и иным критериям.

Рассмотрим один из наиболее распространенных подходов, разделяющий торговые площадки по типам участников.

C2C (Consumer to Consumer) маркетплейсы. На таких платформах реализована бизнес-модель «от потребителя к потребителю»  — интернет торговли между частными лицами, когда одни люди продают товары или услуги другим. Примером может служить платформа Avito — C2C-маркетплейс, где представлены разные предложения. Среди них много товаров низкой ценовой категории. Подобные площадки похожи на доски объявлений или популярные ранее, газеты с объявлениями, поэтому их также называют classified.

B2C (Business to Consumer) маркетплейсы. Площадки, на которых компании продают товары и услуги обычным людям.Такие сделки заключаются быстро, они самые массовые и востребованные. Бизнесы получают прибыль, а люди удовлетворяют свои потребности, покупая еду, одежду, обувь и т.д.

B2B (Business to Business) маркетплейсы. Такие проекты помогают одним компаниям продавать свои товары и услуги другим. По этому принципу работают маркетплейсы Alibaba и ThomasNet, где можно покупать товары оптом.

C2B (Customer to Business) маркетплейсы. Онлайн-платформы, которые работают согласно модели «от клиента к бизнесу». Люди создают ценность для компаний и получают за это оплату. На таких площадках, как Upwork или Биржа копирайтинга фрилансеры оказывают услуги бизнесу.

Маркетплейсов делятся по типам участников, тематике, разнообразию товаров

Платежи: что стоит учесть

В сфере продаж товаров и услуг монетизация большинства маркетплейсов происходит за счет оплаты комиссии продавцом и процента от продаж.

Эта модель реализуется следующим образом:

  1. Торговая площадка заключает договоры с селлерами или поставщиками товаров.
  2. Покупатели выбирают и оплачивают товары.
  3. Маркетплейс принимает оплату и осуществляет доставку.
  4. С каждой продажи онлайн-площадка вычитает комиссию и передает остаток денег продавцу.

Маркетплейсы не могут работать и приносить прибыль своим владельцам, если на них не создана эффективная система приема и распределения финансовых средств. Торговая площадка должна принимать онлайн-платежи от клиентов в формате 24/7, взимать комиссии и другие оплаты своих услуг без ошибок, оперативно проводить оплаты селлерам за проданные товары. Для этого необходим комплекс современных платежных решений, которые можно подключить на финтех-платформах или в банках.

Платежные решения для маркетплейсов

Рассмотрим каждый сервис подробно.

Облачная касса. Маркетплейс, выступающий платежным агентом, несет ответственность за прием оплаты и передачу чеков. Как и интернет-магазины, он не может полноценно работать без облачной кассы и интернет-эквайринга.

Если оплату за товары и услуги принимает маркетплейс, то селлеру облачная касса не требуется. Однако бывают маркетплейсы, которые не занимаются приемом платежей. Тогда это делает сам продавец, которому необходимо установить онлайн-кассу для работы в соответствии с 54-ФЗ.

Интернет-эквайринг. С помощью этого сервиса маркетплейсы получают оплату от покупателей через формы приема платежей. Они могут размещаться на интернет-площадках или в их мобильных приложениях. Интернет-эквайринг позволяет принимать деньги от клиентов с обычных и виртуальных банковских карт, электронных кошельков, по QR-коду через Систему Быстрых Платежей (СБП) или мобильных платежных систем Mir Pay, Yandex Pay и т.п.

Благодаря интернет-эквайрингу покупатели могут оплачивать заказы круглосуточно, находясь в разных городах России и других странах мира без участия сотрудников маркетплейса. Клиентам необходимо заполнить платежную форму и подтвердить транзакцию. При повторной покупке, как правило, данные карты снова вводить не нужно, поскольку платежный сервис, который предоставляет маркетплейсу возможность приема платежей онлайн, запоминает карту и списывает средства повторно без ввода каких-либо данных.

В самом простом случае, маркетплейс, как и любой другой магазин, может начать принимать онлайн-платежи за 1-2 дня и без интеграции. Для этого нужно подключить готовый платежный модуль — специальную настройку, которая позволяет получать оплаты клиентов на сайте проекта или в мобильном приложении.

На что обратить внимание при подключении интернет-эквайринга

Главное требование всех платежных агрегаторов и банков — соответствие бизнеса правилам платежных систем и российскому законодательству.

  1. Требования поставщика этой услуги. В интернете нельзя продавать алкоголь и вейпы, контрафактную продукцию, товары, которые нарушают авторские права и другие.
  2. Сервисы, предоставляемые маркетплейсу. Речь идет не только о приеме платежей, но и о массовых выплатах селлерам — физическим и юридическим лицам.
  3. Возможность управления потоком платежей от покупателя непосредственным получателям — продавцам. Лишь немногие провайдеры позволяют выполнять автоматические роутинг или сплитование платежа от покупателя на одного или нескольких получателей и сам маркетплейс. Далее я расскажу об этом подробнее.
  4. Способы приема платежей.
  5. Скорость поступления денежных средств на счета селлеров и торговой площадки.
  6. Возможность интеграции с облачной кассой.
  7. Дополнительные функции: сервис Безопасной Сделки, когда платежный агрегатор или банк гарантирует проведение расчетов только после успешного совершения сделки; сервис расщепления (сплитования) платежа, когда сумма оплаты сразу расщепляется на комиссию маркетплейса и сумму за товар или услугу продавцу.
  8. Возможность продавать товары и услуги в рассрочку или кредит. Важно, чтобы оформление подобной сделки также происходило в онлайн-формате — быстро и без бумаг.
  9. Комиссия за оказанные услуги, которая может существенно отличаться у разных платежных агрегаторов и банков. Для бизнеса она составляет 0,4% — 3,5% от суммы оплаты.

Встроенный модуль для приема платежей. Маркетплейсы, которые стремятся повысить платежную конверсию, — отношение числа оплаченных заказов к неоплаченным, могут подключить встроенную платежную форму.

Она представляет собой готовый интерфейс, с помощью которого можно принимать платежи клиентов без редиректов — переходов на сторонние страницы и всплывающих окон. Это позволяет не терять покупателей на этапе оплаты, поскольку при любом редиректе возможны технические сбои или блокировки. Кроме того, когда оплата происходит на сайте маркетплейса, а не в стороннем «окне», пользователь считает ее более безопасной.

Удобно, когда платежный модуль включает в себя сразу и оплату и рассрочки. Тогда в рамках одного договора, одной модели расчетов и технического взаимодействия можно получить «два в одном»  — моментальную оплату и продажу в рассрочку или кредит.

Многие такие платежные сервисы, в том числе от Mandarin, работают по модели White Label. Они встраиваются в сайт торговой площадки и адаптируются под ее фирменный стиль. Заказчикам доступны и другие опции: возможность добавить нужные поля для сбора данных покупателей, разместить логотип маркетплейса и т. д.

Большинство представленных на рынке платежных форм можно подключить без интеграции, следуя инструкциям компаний-разработчиков. Те, кто хочет расширить возможности сервиса, могут провести интеграцию через API — набор специальных программ и стандартов, позволяющий клиентам подключиться к выбранным системам и сервисам.

Роутинг и сплитование платежей. Этот сервис используется на B2B и B2C-маркетплейсах для разделения платежей, поступающих от покупателей между несколькими получателями — физическими и/или юридическими лицами, а также быстрого оформления покупок или отмены заказов.

Услугу предоставляют финтех-платформы и банки. Главное отличие сплитования платежей от других платежных схем заключается в том, что традиционные способы предполагают однонаправленный платеж от покупателя к продавцу или поставщику услуги.

В соответствии с ними все оплаты принимает маркетплейс, а затем распределяет их со своих счетов, удерживая комиссию. Для обработки платежей необходим штат бухгалтеров. Каждая транзакция предполагает определенные финансовые издержки. Помимо этого, такая модель несет в себе значительные операционные затраты на банковское обслуживание и налоговые риски. Сплитование позволяет автоматизировать этот процесс, свести к минимуму операции, которые выполняются вручную, и ускорить распределение денег между всеми сторонами сделки.

Как работает роутинг на маркетплейсе

К примеру, на торговой онлайн-площадке представлены одежда, обувь и аксессуары. Клиент делает заказ на сумму, включающую в себя стоимость выбранных товаров, доставку и комиссию маркетплейса, и оплачивает его со своей банковской карты или иным способом. В момент оплаты система автоматически распределяет средства по нескольким счетам. В результате селлер получает стоимость товара, маркетплейс — свои комиссионные, а курьерская служба — оплату за оказанные услуги. Все это происходит без «ручных» расчетов со стороны маркетплейса.

Сервисы сплитования платежей, к которым относится «Роутинг» от Mandarin, обеспечивают фискализацию по 54-ФЗ для разделения оплаты на несколько получателей и выстраивания цепочки движения средств с помощью API. Сплитование также улучшает клиентский опыт продавцов, поскольку средства поступают им значительно быстрее.

Массовые выплаты для C2C-маркетплейсов

Если по каким-либо причинам сплитование не вписывается в бизнес-модель, то торговым интернет-площадкам, которые работают с физическими лицами, сначала нужно принять поступающие средства на свой расчетный счет, а затем перечислить их продавцам и другим исполнителям.

Для решения этих задач подходит сервис массовых выплат — инструмент, позволяющий маркетплейсу быстро переводить деньги большому количеству людей с со своего расчетного счета на банковские карты, личные счета и электронные кошельки физических лиц. С его помощью торговые онлайн-площадки автоматизируют процесс выплат поставщикам товаров и услуг, а также своим сотрудникам и партнерам-фрилансерам.

Важно обратить внимание на то, что если продавец или исполнитель является самозанятым, то платформе необходимо осуществлять выплаты в специальном режиме. Он предполагает проверку статуса самозанятого, лимит дохода в 2,4 млн рублей в год и необходимость получать кассовый чек. На нашей платформе это можно делать автоматически.

Сервис массовых выплат значительно снижает нагрузку на отдел бухгалтерии, поскольку его сотрудникам не нужно обрабатывать все операции вручную по банковским реквизитам. Он также сокращает время на выполнение платежей, поскольку контрагенты получают деньги мгновенно. Уменьшается и вероятность ошибок, поскольку обеспечиваются точность и своевременность финансовых операций.

Массовые выплаты можно подключить на выбранной финтех-платформе или в банке. В Mandarin доступ к сервису и отправка средств контрагентам возможны как через личный кабинет на платформе, так и по API, который интегрируется с системой маркетплейса. Помимо этого, наша и ряд других платформ предоставляют клиентам возможность интеграции с CRM-системой.

Таким образом, ключевыми факторами успешности маркетплейса становятся автоматизация процессов, кратчайший клиентский путь в оплату и удобный интерфейс. В этой статье я постарался раскрыть тему автоматизации процесса оплаты и сокращения издержек, учитывая опыт ведущих международных и российских платформ.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алексей Толстик
Алексей Толстик

Какими сервисами для торговых площадок пользуетесь вы

Валентина Петрова
Валентина Петрова

Мечтаю о своем маркетплейсе сувениров и подарков. Спасибо, статья полезная, пригодится)


Больше по теме

Новости