Сегодня никого не удивишь тем, что можно заказать еду на дом, в офис или на лавочку в парке. Люди так привыкли к удобству онлайн-сервисов, что они перестали быть просто услугами и превратились в необходимую часть нашей жизни.
И в такой парадигме возникает вопрос:а что делать бизнесу? Сотрудничать с агрегаторами? Или создавать свой сервис доставки? Мы попытались разобраться в этом.
О дивный вкусный мир: анализ рынка доставки еды в России
После снятия ограничений, связанных с пандемией, россияне продолжают активно заказывать продукты онлайн, что свидетельствует о сформировавшейся привычке к комфорту и удобству доставки. Только за 2023 год россияне потратили 917,5 миллиардов рублей. Об этом свидетельствуют данные Infoline, на которые ссылаются Ведомости.
Высокая динамика роста рынка показывает, что доставка продуктов является привлекательной нишей для бизнеса. В будущем можно ожидать дальнейшего развития и конкуренции в этом секторе.
Какие перспективы
Рынок доставки еды в России пережил бурный рост во время пандемии, но не остановился на достигнутом. В 2022 году установок сервисов доставки еды было больше, чем в период локдауна, что свидетельствует о продолжающейся популярности онлайн-заказов еды . Согласно исследованию Mordor Intelligence, Россия входит в число стран с наиболее активным использованием сервисов онлайн-заказа.
Юлия Сяглова, преподаватель маркетинга и рекламы ИОМ РАНХиГС, отмечает растущую тенденцию онлайн-покупок среди всех возрастных групп, включая старшее поколение. В ответ на это компании активно расширяют ассортимент и услуги в онлайн-сегменте.
Потребитель воспринимает цифровые каналы как магазины у дома, чего раньше не было
По прогнозам Сягловой, в 2024 году люди будут покупать чаще, при этом средний чек снизится: от больших запланированных покупок потребители переходят на маленькие, практически ежедневные траты. Потребитель воспринимает цифровые каналы как магазины у дома, чего раньше не было. Это ведет к потребности изменить цепочки поставок: очень важной становится быстрая и удобная доставка.
Что выбирает бизнес: собственные системы доставок или агрегаторы?
В условиях, когда индустрия активно развивается, потребители готовы платить, а основные сервисы-агрегаторы принадлежат одной-двум корпорациям, перед бизнесом встает вопрос: что делать?
Что говорят исследования. В 2023 году более 60% российских заведений общественного питания подключили возможность доставки еды, что в полтора раза больше, чем в 2020 году. Согласно данным Data Insight, 17% заведений используют только собственную доставку, 29% предпочитают внешние сервисы, а 15% — сочетают оба варианта.
Последний вариант кажется для сетевых заведений наиболее оптимальным, он позволяет задействовать сразу несколько каналов, сохраняя лояльность клиентов. Так, в том же исследовании говорится о том, что собственную доставку чаще организуют сетевые заведения, чем несетевые.
Например, сеть «Теремок», сотрудничая с агрегаторами, прорабатывает собственные каналы доставки, чтобы диверсифицировать риски и сохранить имидж. «ВкусВилл» и Лента»также активно развивают собственные сервисы доставки. Кстати, «ВкусВилл» ежедневно доставляет около 300 тыс. заказов и 85% из них приходится на собственное приложение.
Крупные ресторанные сети, такие как Maison Dellos и Чайхона № 1, активно развивают собственные сервисы доставки, параллельно сотрудничая с агрегаторами. Это позволяет снизить зависимость от сторонних платформ и укрепиться на рынке доставки питания.
При этом, более 20% заведений планируют подключить свою доставку в течении ближайших двух лет.
В начале 2020 года доставка была для бизнеса практически единственным способом выжить. Сейчас же это дополнительный инструмент продаж, который позволяет не только находить новых клиентов, но и удерживать уже существующих.
Укрепить бренд, не впадая в зависимость от сторонних сервисов
При этом, если у заведения есть возможность открыть собственную доставку, совмещая ее работу с агрегаторами, скорее всего, руководство пойдет на такой шаг. Потому что для сетевого заведения важно не просто найти и удержать аудиторию, но и укрепить бренд, не впадая в зависимость от сторонних сервисов.
А учитывая темпы развития индустрии доставки, многие заведения рискуют впасть в такую зависимость и уже не обрести «доставочный суверенитет».
Почему сетевики открывают свои сервисы доставки
Данные опросов показывают, что в период с июня 2020 по июнь 2021 года доля москвичей, заказывающих еду через Delivery Club и Яндекс.Еду, снизилась. Эксперты связывают это явление с сокращением промоактивностей и скидок со стороны агрегаторов, что делает прямые заказы из ресторанов более привлекательными. Этот анализ проводился до слияния Delivery Club и Яндекс.Еды, то есть в период активной конкуренции между агрегаторами, что связывали с сокращением промоактивностей и скидок со стороны агрегаторов.
Так, в июне 2020 года 69% опрошенных москвичей заказывали через Delivery Club, в декабре этот показатель вырос до 74%, но в июне 2021 года снизился до 61%. Для Яндекс.Еды эти цифры составляли 50%, 45% и 45% соответственно.
Яркий пример такой смены направления. История сети пиццерий «Додо Пицца», которая прекратила сотрудничества с агрегаторами доставок по причине отсутствия выгоды.
Федор Овчинников, основатель «Додо Пиццы», считает, что использование агрегаторов доставки еды невыгодно ресторанам, которые специализируются на доставке блюд, так как высокая их комиссия слишком высокая.
Вместо этого в «Додо Пицца» сосредоточились на собственном сайте и мобильном приложении.
Почему так происходит? Конечно, создание своей службы доставки — это риски, связанные с дороговизной и высокой ценой процесса. Но плюсов с таким подходом значительно больше:
- Собственный сервис доставки позволяет ресторанам и кафе продвигать свой бренд напрямую, минуя посредников-агрегаторов. Гости совершают заказы именно через вас, что способствует укреплению лояльности и узнаваемости бренда.
- При использовании собственной службы доставки, данные о клиентах принадлежат только вам. А значит, можно сегментировать клиентскую базу, проводить целевые маркетинговые кампании и повышать количество повторных заказов.
- Бизнес сам коммуницирует с клиентами через собственное приложение, определяя содержание и время рассылок, акций и push-уведомлений.
- В отличие от работы с агрегаторами, где взимается значительная комиссия с каждого заказа, при использовании собственной службы доставки вы экономите на этих расходах.
- Своя служба доставки позволяет контролировать процесс доставки и обучать курьеров в соответствии с вашими стандартами обслуживания — больше не будет мятых булочек.
- Собственная служба доставки дает возможность самостоятельно определять радиус зоны доставки, минимальные суммы заказа и другие параметры, а также принимать взвешенные решения в каждом конкретном случае.
Так и получается, что собственная служба доставки представляет собой более эффективный инструмент для развития и продвижения бренда. При условии правильного использования и внедрения полезных инструментов, своя доставка станет следующим заметным этапом развития заведения.
А что по цифрам? Рентабельно ли внедрять свою систему доставки?
Внедрение собственной системы доставки для пекарен и кафе может представлять определенные сложности, однако успех и потенциал данной инициативы могут оказаться значительными.
Успешный кейс внедрения собственной доставки. За два года «ВкусВилл» создал сеть пекарен на дарксторах, разросшуюся до 49 точек. Ежедневно каждая пекарня производит от 400 до 450 хлебобулочных изделий, и суммарно отправляется более 12 тысяч заказов. Проект демонстрирует динамичный рост, увеличив выручку в 4,5 раза за 2022 год.
Этот успешный опыт может послужить образцом для других заведений. Например, сети «Кекс и Брецель» пока не предлагают собственную доставку, несмотря на потенциал данного направления. У ростовской сети «Гридневъ-хлебъ» есть инфраструктура для успешной эксплуатации собственной доставки, благодаря высокой плотности расположения пекарен и спросу на выпечку.
Важно отметить, что наличие собственной системы доставки позволяет быстро и качественно удовлетворять потребности клиентов, сохраняя свежесть и аромат продукции. В этом контексте, ростовские пекарни «Золотой колос» предлагают свою доставку, хотя с минимальным заказом на следующий день.
Вывод. Внедрение собственной системы доставки для пекарен и кафе, несмотря на определенные сложности, может оказаться весьма перспективным шагом, который позволит расширить клиентскую базу, повысить доходы и удовлетворить растущий спрос на услуги доставки.
Что в итоге
Сегодня создание собственной системы доставки уже не просто модный тренд, а скорее необходимость, определяющая жизнеспособность бизнеса в условиях современной рыночной конкуренции. Пандемия COVID-19 лишний раз подтвердила важность онлайн-заказов и доставки, как неотъемлемой части нашей повседневной жизни.
Хотя внедрение собственной системы доставки может показаться сложным и требовать значительных начальных инвестиций, но в долгосрочной перспективе это стратегически оправданный шаг. Контроль над качеством продукции, уменьшение затрат на комиссии агрегаторам, повышение лояльности клиентов и расширение клиентской базы — все это преимущества, которые становятся доступными при внедрении собственной системы доставки.
Инвестиции в такую систему позволяют бизнесу быть более гибким и адаптироваться к меняющимся требованиям рынка, обеспечивая конкурентоспособность и устойчивость. Таким образом, собственная система доставки перестает быть просто дополнительным сервисом, а становится стратегическим элементом бизнеса, обеспечивающим его успех и выживаемость в долгосрочной перспективе.
Как вы думаете? Выгоднее работать с агрегаторами или создать и развивать собственную инфраструктуру доставки?