Вы записали свой первый выпуск, настроили звук, выбрали стиль и даже придумали название. Но вместо восторженных отзывов и тысяч слушателей вы получаете… да ничего, собственно, просто тишину. Оказавшись в ситуации «три прослушивания, полтора подписчика», авторы подкастов начинают разбираться, что же еще нужно этой капризной аудитории, как поймать её вайб и взлететь в топы рейтингов.
За 4 года работы студия подкастов «Богема» запустила более 50 проектов, отслеживая тренды и анализируя ошибки. Собрали в этой статье пять основных ошибок, которые совершают начинающие авторы подкастов (и которые совершали мы сами). Трюки выполнены профессионалами, не рекомендуем повторять (вам не понравится).
Важно: в этой статье мы фокусируемся на аудиоподкастах, но, в целом, будет полезно и для видео.
Ошибка 1. Не зацепили
Подкаст начинается с концепции. Что вы собираетесь делать? О чём и как говорить с аудиторией? И с какой целью?
Неудачные концепции обычно бывают трёх видов.
Концепция подкаста туманная и расплывчатая. «Подкаст про кино, а иногда про науку, а иногда про пчел…». Потенциальный слушатель не понимает за что ему зацепиться, в чем ценность вашего подкаста конкретно для него.
Концепция ничем не отличается от других подкастов. «Нутрициолог рассказывает про здоровое питание». У подкаста может быть понятная и лаконичная концепция, но тогда мы делаем ставку на контент внутри: он должен будет цеплять и триггерить людей.
Концепция-продажа. «Привет! Я эксперт 300-уровня, и я тебя научу…». В таком случае включать подкаст даже не хочется, потому что создается ощущение, что тебе хотят что-то впарить.
Этой проблемой, к сожалению, часто страдают брендовые шоу. В описании пишут: «Это подкаст от бренда, тут мы будем разбирать новые технологии нашего бренда, а еще наши эксперты бренда расскажут вам…».
Если вы хотите привлечь аудиторию, не делайте так. Дайте чуть больше воздуха и пространства слушателю, чтобы он сначала захотел вас включить из-за темы вашего подкаста и конкретного выпуска, а уже потом по ходу он узнает, что это подкаст от какого-то бренда.
Когда мы говорим про разговорные шоу, где есть один или несколько постоянных ведущих, могут быть гости, и они обсуждают какую-то тему, очень важен сетап: обстоятельства, почему у этих людей завязалась беседа. Этот сетап может быть триггером, цепляющим вашу аудиторию.
Подкаст «Мы расстались». Концепция звучит так “Мы были вместе пять лет, а теперь обсуждаем отношения через призму личного опыта, психотерапии и черного юмора”. Ведущие сразу погрузили нас в обстоятельства: двое бывших не поубивали друг друга, а почему-то мило общаются и хихикают… у нас сразу возникает вопрос, почему, и нам хочется это слушать!
А можно было просто оформить концепцию подкаста, как «Говорим про отношения и бывших…». Но такой проект не тянет включить, здесь ничего не триггерит и не интригует.
Подкаст «Скоро 30» — это смешной подкаст о стереотипах про 30-летие. Создать семью, взять ипотеку, заработать миллионы и попасть в список Forbes и… что там еще нужно успеть? А может не нужно? Давайте вместе разбираться.
Задачей было создать подкаст на женскую аудиторию, где девушки могут обсуждать свою карьеру, отношения.
Мы могли бы просто обозначить концепцию: «Говорим обо всем, что волнует девушек». Но — вы уже поняли. Это не цепляет. А само название подкаста «Скоро 30» уже является триггером, а также понятной причиной, почему эти ведущие тут собрались что-то обсуждать.
Резюме:
- Изучите рынок, хотя бы в своей нише. Посмотрите, какие подкасты уже существуют, и подумайте, чем вы можете отличаться. Вашим большим преимуществом будет «наслушанность».
- Подумайте, чем ваша концепция подкаста может триггерить и объединять аудиторию.
- Не пытайтесь сразу же продать что-то слушателю с первых секунд, с первых слов в описании. Сначала зацепите аудиторию темой и форматом.
На этом же этапе вам предстоит придумать обложку: это важнейшая деталь в позиционировании подкаста.
Ошибка 2. Не отформатировали
На самом деле на одну и ту же тему можно придумать минимум пять разных подкастов. Можно запустить интервью-подкаст, разговорник с несколькими ведущими или целое реалити-шоу. Главное — не перемудрить.
Экспериментальные форматы, когда в шоу постоянно меняются ведущие, а еще они отвечают на рандомные вопросы и все это время пьют виски и жонглируют, очень мало кому зайдет. Если точнее, то всего 8% аудитории, согласно исследованию «Лайфхакера». Остальные, согласно исследованиям, достаточно консервативны и отдают предпочтение классическим форматам: разговорным шоу с несколькими ведущими, интервью и монологам.
Важно: эксперименты — это круто и здорово! Они нужны индустрии для развития. Но если у вас еще мало опыта в создании контента, то начните с понятных форматов.
Вы хотите запустить подкаст на тему бизнеса (довольно частый запрос в нашу студию). Задача: продвинуть свой бренд (личный или продукта) среди предпринимателей и людей, которые задумываются о своем бизнесе.
И тогда вы можете запустить нарративный подкаст «Конкуренты» — проект банка «Точка» и студии Либо/Либо о самых захватывающих историях из мира корпоративных противостояний.
Почему этот подкаст работает, ведь тут нет медийных гостей? А все потому, что люди любят истории. И получается в этом подкасте ребята сделали главными героями в подкасте не ведущих и не гостей, а бренды, которые между собой воюют: интригует, правда?
Или для решения этой же задачи вы можете запустить подкаст «Основатели» — суть шоу в том, что основатели Денис Кутергин (YouDo) и Эдуард Гуринович (CarPrice) зовут к себе других основателей и общаются на тему их пути становления и бизнеса в России. Казалось бы, простая и лаконичная концепция, но сам по себе сетап «основатели зовут основателей» — вот это цепляет!
Ещё один пример решения той же задачи: подкаст «Что тебе еще надо?». Ведущая Ирина Подрез разговаривала с крутыми и успешными людьми о том, что нужно для счастливой и гармоничной жизни. Разбирались, почему денег не достаточно и что делать, когда вам всегда нужно что-то еще и еще.
И эта концепция очень попала в триггер и боль «достигаторов», потому что желание получить еще и еще и еще есть у многих людей, которые делают свое дело. Кроме того, список гостей тоже был очень удачно подобран: Евгений Давыдов, Виктория Молдавская, Дмитрий Думик.
Ошибка 3. Не постарались
Концепцию придумали, формат определили, дальше всё пойдёт само? Ах, если бы. Первый сезон — ваш конфетно-букетный период с аудиторией. Поэтому тщательно выбираем рестораны, цветы, подарки… то есть, темы, сценарии и названия эпизодов.
Задача — сделать первый сезон максимально хайповым, выбирать самые востребованные темы.
В подкасте «Конкуренты» ведущие сначала брали самые популярные и известные бренды — те, чьи маркетинговые войны гремели в медиа. Starbucks и Dunkin 'Donuts, Netflix и Blockbuster, Lyft и Uber, Facebook и MySpace, Coca-Cola и Pepsi. Это помогло им в первом же сезоне привлечь аудиторию, окупить инвестиции на первый сезон и продлить подкаст на второй, а затем и на третий сезоны.
Если подкаст не развлекательный, а экспертный, отталкивайтесь от того, насколько он закрывает конкретную боль человека. Посмотрите, какие запросы по вашей тематике люди делают в Google, в YouTube, в Яндексе.
В подкасте «Пуп земли» мы брали самые типичные запросы людей и делали на эти темы выпуски:
- Как получить земельный участок бесплатно и без серых схем?
- Вас не хотят принимать в члены СНТ: что делать?
- Стоит ли вкладывать деньги в гаражи?
И это прекрасно окупилось в прослушиваниях, потому что выпуски отвечали на прямые вопросы и боли аудитории.
Выбрав тему, переходим к сценарию. Нет, без сценария нельзя. Даже если у вас прекрасный ведущий, супер-мега-хай-левел — всё равно нельзя. А в формате интервью — тем более. Даже опытные эксперты на записи обычно волнуются, видя камеру или микрофон, начинают переживать. Поэтому задача — максимально подготовиться самим и подготовить гостей.
Если вы делаете шоу в формате интервью, очень важно уделить особое внимание сбору информации. Нужно не просто собрать список вопросов: они должны быть с какой-то интересной подводкой, чтобы у слушателей было ощущение, что это плавный естественный разговор, а допрос типа «Вопросы здесь задаю я!».
Лайфхак
Постарайтесь обойтись без вопроса, а как же спикер пришел на свой путь. Это очень редко интересует аудиторию, их интересует конкретная тема, которую вы заявили в подкасте. Поэтому старайтесь не растягивать вступление и уважать аудиторию, не мучить её детскими воспоминаниями гостя или дотошными разъяснениями очевидных вещей. Единственное исключение — подкаст, нацеленный на то, чтобы раскрыть гостя со всеми его личными историями.
После записи следует… да нет же, не публикация, а сперва постредактура. То есть, условно, вы записали час выпуска, и из этого вам нужно сделать хороших 30 минут. Обязательно нужно отслушать черновой вариант, внести туда правки и отдать монтажеру уже на постпродакшн.
Один выпуск у нас в студии проходит минимум три итерации правок. Но когда мы говорим про начинающих подкастеров, сделайте хотя бы один-два раунда правок. Вы удивитесь, насколько это улучшит качество контента.
И, наконец, в этой теме нужно уделить особое внимание названиям эпизодов. Это, пожалуй,не менее важно, чем обложка всего подкаста. Дело в том, что подкаст-площадки берут иногда не целый подкаст на поддержку, а конкретные выпуски в какие-то определённые плейлисты. И тогда название выпуска — ваш главный шанс с первого взгляда заинтересовать аудиторию.
Как придумать хорошее название?
- Используйте известные образы: “Как всех обманули выдуманные космонавты НАСА и как на самом деле формируются наши привычки”.
- Ответьте на боль аудитории: “Как обеспечить пассивный доход и выйти на пенсию раньше”.
- Расскажите о внутренней кухне: “Кажется, дождь собирается! Подкаст о том, как Яндекс делает погоду”.
Ошибка 4. Забыли о продвижении
На моменте разработки концепции мы уже сразу можем примерно предположить как будет продвигаться подкаст и откуда брать трафик.
Итак, у вас медийные ведущие, прикольные гости, клевые темы, цепляющая концепция. И вы будете закупать какой-то внешний трафик. В идеале хорошо бы, чтобы все эти факторы у вас были.
Но часто бывает такое, что проект (особенно бренды такое любят) запускают, например, подкаст с неизвестным ведущим, со своим сотрудником. Дальше этот сотрудник приглашает к себе в гости тоже только сотрудников этого бренда. И при этом темы выпусков тоже не кажутся увлекательными… А потом компания расстраивается и думает, что подкасты не работают!
Подкасты работают, если грамотно их продвигать. Например, бренд может позвать плюс-минус медийного ведущего в своей нише: это большой плюс, потому что первое ядро аудитории может набираться оттуда. Дальше можно, пусть не во все выпуски, но хотя бы в парочку позвать медийных гостей. И использовать трендовые тезисы, которые сейчас активно обсуждаются в медиа-пространстве.
Например, тема выгорания недавно была очень модной, синдром отложенной жизни тоже в какой-то период времени много обсуждали. И если бы тогда вы сделали выпуски на эти темы, они бы у вас, скорее всего, очень много прослушиваний собрали. То есть, актуальные темы важно постоянно мониторить и анализировать.
Ошибка 5. Поспешили
Давайте посмотрим сколько выпусков и сезонов у подкастов, которые многие из вас слушают и любят:
- Запуск завтра — 11 сезонов — 177 выпусков;
- Хакни мозг — 5 сезонов — 43 выпуска;
- Закат империи — 13 сезонов 177 выпусков;
- Шире чек — 5 сезонов 165 выпусков;
- Матерь бложья — 5 сезонов 63 выпуска.
Итак, последняя ошибка — это сделать два-три выпуска и ждать невероятных результатов. Подкаст — это игра в долгую. Дайте своему подкасту «настояться» полгода, а лучше — больше. Недавно хостинг Mave поделился интересной аналитикой. В первый месяц подкаст собирает свои самые активные прослушивания: 30% всех, кто он соберет за первый год.
Но посмотрите на это с другой стороны. 30% — это меньше трети всех прослушиваний, которые ждут вас за год. Вы ждёте результатов через месяц, но вас услышало пока всего 30% вашей аудитории. Просто продолжайте делать выпуски, проводите коллабы с кем-то — и так постепенно ваш подкаст станет значимой частью инфополя.
И тогда заработает обратная связь: люди слышат один какой-то выпуск и думают: блин, офигенный подкаст, пойду слушать все остальные выпуски. Это действительно работает — но требует терпения. Ваши любимые топовые подкасты тоже набрали свою огромную аудиторию не сразу, не за пять эпизодов.
Пять главных ошибок на пути к славе — это лишь основные камни преткновения. Мы желаем вам как можно больше учиться на наших ошибках, а не на своих. И, главное: не забывайте получать удовольствие от создания подкастов! Делитесь своими историями с миром, и пусть ваш проект взлетит в топы всех рейтингов.
А какие подкасты слушаете вы? Поделитесь с нами!