Каждому предпринимателю приходится сталкиваться с подобной дилеммой на пороге нового этапа развития бизнеса. Какой путь выбрать, чтобы не зайти в тупик и достичь успеха?
Факторы, которые влияют на выбор инструмента
Предприниматель, который находится в поиске решений для бизнеса, часто задает себе вопросы: «Как оптимизировать процессы? Как справиться с растущей сложностью задач?»
Нужные ответы может дать практическое обучение команды с последующим делегированием части задач или работа с приглашенным экспертом. Выбор конкретного инструмента зависит от нескольких факторов:
- этапа развития бизнеса;
- уровня сложности проблемы;
- финансовых возможностей компании на данный момент.
Когда в бизнесе нет глобальных проблем и необходимо проработать отдельные моменты (улучшить коммуникацию в команде, ускорить процессы разработки и внедрения продуктов), подойдет вариант SCRUM-тренинга. Формат, который зародился в сферы IT, помогает решать тактические задачи. Он ориентирован на постоянное улучшение и адаптацию к изменениям и не предполагает революционных изменений.
Если в компании все плохо на уровне концепции и продукта, нет понимания аудитории, не проведен анализ конкурентов, тактическим решением не обойтись. Нужен бизнес-советник или эдвайзер. Специалист может задать стратегическое направление и дать ответ на вопрос: «Куда мы идем и, главное, зачем?»
Эдвайзер будет тем человеком, чей практический опыт позволит посмотреть на ситуацию со стороны. Часто предприниматели ищут советника, который скажет, условно: «Все круто, продолжай в том же духе». Но из тупиковой ситуации с таким подходом не выйти. Важно, что работа с эдвайзером была выстроена как совместный челлендж, где руководитель слышит оппонента и воспринимает чужой опыт.
Преимущества и недостатки SCRUM-тренинга
SCRUM применяют, когда фундамент уже построен и нужны лишь косметические изменения. В основе формата лежит эмпирический подход и бережное расходование ресурсов команды. Рабочая группа формируется на уровне руководителя отдела и ставит перед собой задачу решить конкретные запросы, возникшие перед компанией.
Так SCRUM помогает управлять рекламными кампаниями в сфере digital-маркетинга, применяется при разработке контента и рекламных материалов. Подход может быть применен для успешной реализации проектов некоммерческих организаций, например, благотворительных акций или социальных инициатив.
В каких случаях можно обратиться к SCRUM?
- Неэффективная коммуникация между членами команды, которая может привести к ошибкам и тактическим задержкам в проекте.
- Низкая мотивация и вовлеченность, когда сотрудники не видят результатов своей работы и слабо мотивированы, не чувствуют свою значимость.
- Негибкость к изменениям. В современном бизнесе требования к проектам могут меняться в любой момент. Подход помогает быстро адаптироваться и вносить необходимые коррективы в процессе реализации.
Тренинг, который проводится для команд и менеджеров проектов, позволяет подготовить участников к запуску SCRUM-процесса. После обучения сотрудники овладевают теорией и могут применять полученные навыки на практике.
Сразу после тренинга можно собрать отзывы участников. Оценить улучшения в процессах можно уже спустя 3-5 месяцев после прохождения тренинга. За это время реально проанализировать динамику показателей продаж, возвращаемость клиентов.
Внедрение подхода в работу предполагает создание небольшой команды (около 10 человек). В составе команды четко разделяются роли: руководитель отдела, scrum-мастер, который владеет теоретическими основами метода, линейные специалисты. Каждый участник команды обладает определенными компетенциями, работает в атмосфере поддержки и сотрудничества, позволяющей как можно быстрее решить общую задачу.
Сотрудники выполняют большой объем задач за короткий срок, называемый спринтом. В среднем спринт длится 1-4 недели в зависимости от сложности проблемы. Короткий фиксированный период дает возможность предложить большее количество рабочих идей и отмести нежизнеспособные.
Формат SCRUM-тренинга нельзя назвать универсальным. Он требует внесения изменений в корпоративную культуру компании, открытости. Далеко не всякий руководитель сможет в короткие сроки собрать рабочую группу, а главное, использовать ее наработки на практике.
Преимущества и недостатки работы с бизнес-советником
Привлечение эдвайзера — решение совета директоров и правления, которое касается ключевых задач бизнеса. Специалист высокого уровня имеет опыт руководства, у него есть знание рынка и основных фигур, принимающих решение в сфере.
Бизнес-советник нужен, когда предприниматель начинает развивать свой бизнес и планирует:
- куда он пойдет и какое направление развития выберет;
- как будет управлять компанией;
- какие партнерские отношения предполагает выстроить.
Если в компании возникает кризисная ситуация — критическое падение продаж, уход основных клиентов, переход топ-менеджеров в конкурирующую организацию, — важно пригласить такого специалиста.
Возникает закономерный вопрос: почему бы не обратиться к собственным менеджерам? Дело в том, что они, как правило, предпочитают соблюдать субординацию и даже на прямые вопросы руководителя отвечают уклончиво: «У нас все в порядке, работаем». Кроме того, у линейных специалистов не всегда развито именно стратегическое мышление.
Показательный пример из практики. Фабрика, которая пригласила меня в качестве эдвайзера, занималась продажей продукции только офлайн. В то же время конкуренты активно продвигались на маркетплейсах. Но никто из сотрудников компании не сказал руководителю о том, что отсутствие канала онлайн-продаж — просто нонсенс на современном рынке.
Руководитель должен понимать, зачем ему нужен специалист, а команда — открыться переменам
Чтобы работа с эдвайзером была эффективной, руководитель должен четко понимать, зачем ему нужен этот специалист, а команда — открыться переменам. Основным недостатком работы с бизнес-советником может быть высокая стоимость его работы, а также неготовность руководства слушать эксперта. Чтобы работать с приглашенным специалистом, руководителю нужно понимать истинную мотивацию и честно ответить себе: «Зачем нам нужен этот человек? Готовы ли мы к изменениям?» Команда также должна быть открыта к переменам и подготовлена к работе по-новому.
Как выбрать эдвайзера: практические советы
Бизнес-советник должен быть человеком с понятным бэкграундом в бизнесе. Важно ориентироваться на определенные критерии:
Опыт и компетенция. Выбирайте эдвайзера, специализирующегося на вашей отрасли или на близких сферах. Убедитесь, что он имеет опыт решения задач, подобных тем, что стоят перед вами.
Репутация и отзывы. Запросите отзывы у предыдущих клиентов эдвайзера. Проверьте, публикует ли он статьи в медиа, выступает ли на конференциях и семинарах — это свидетельствует о его компетентности и узнаваемости в бизнес-среде.
Совместимость и взаимопонимание. Вы должны чувствовать себя комфортно, общаясь с советником.
Четкое описание услуг. Уточните срок выполнения работ и основные этапы проекта.
Обращение к бизнес-консультанту можно сравнить с консультацией квалифицированного врача, к которому вы идете в сложном случае. Будете ли вы в экономить на его услугах? Вряд ли. Аналогия тут не надуманная — глубокий кризис в бизнесе действительно можно сравнить с тяжелым заболеванием, которое необходимо срочно лечить.
Глубокий кризис в бизнесе можно сравнить с тяжелым заболеванием
Компания может уходить от решения проблемы и тратить средства на рекламу, поездки сотрудников на тимбилдинг, поддержку инфлюенсеров. Объемы денежных вложений в подобные инициативы часто сравнимы со стоимостью работы эдвайзера, но не дают ожидаемого результата.
Оценить продуктивность работы бизнес-эдвайзера можно только в долгосрочной перспективе, ведь она зависит от множества факторов и даже субъективных ощущений. Чтобы проанализировать итоги сотрудничества, следует задать ряд вопросов:
- Повысилась ли эффективность бизнес-процессов за время работы?
- Удалось ли сохранить ключевых клиентов и/или привлечь новых?
- Получилось ли выйти на новые рынки/вывести на рынок новый продукт?
- Появились ли новые каналы продаж?
Каким образом сочетать SCRUM-тренинг и работу с бизнес-советником
Еще несколько лет назад гибкая методология Agile, основные ценности которой — внутренняя мотивация вместо «кнута и пряника», фокусировка на целях, упрощение процессов и оргструктуры, — была на пике популярности. SCRUM-подход как раз является одним из способов реализации философии Agile.
Но в 2022-2024 годах можно наблюдать постепенный отход от SCRUM в пользу традиционных способов с обсуждением конкретных задач. К сожалению, иногда это происходит без учета глобальной цели и взаимодействия с другими отделами, службами.
Чтобы подобного не происходило, можно сочетать проведение SCRUM-тренинга и работу с бизнес-советником. Вот несколько способов совместного использования инструментов.
- Оптимальный вариант — сначала подключить к работе эдвайзера или бизнес-консультанта, совместно определить точки роста и результат, к которому планируется прийти. В работе с экспертом нужно четко сформулировать бизнес-задачу и ключевую цель, а в дальнейшем использовать SCRUM-подход для достижения тактических задач.
- Обучение команды принципам SCRUM позволит сотрудникам более эффективно взаимодействовать с консультантом и применять полученные знания на практике.
- Советник может помочь в определении стратегии внедрения SCRUM в компании, учитывая специфику работы компании и цели руководства.
Консультант может оказать помощь в формировании команды, выборе правильных инструментов и методик, а также в организации процессов управления проектами.
Главное
- На выбор инструмента влияют различные факторы, в том числе стадия развития бизнеса, опыт руководства и финансовые возможности компании.
- SCRUM-тренинг можно рассматривать как метод решения тактических задач.
- Приглашение бизнес-советника или эдвайзера обоснованно, когда в компании есть проблемы на уровне стратегии.
- При выборе эдвайзера важно обращать внимание на его практический опыт и репутацию.
- Сочетание SCRUM-тренинга и работы с бизнес-советником может значительно ускорить рост бизнеса при готовности руководства и команды.
Был ли у вас опыт обращения к бизнес-советнику или проведения SCRUM-тренинга для сотрудников? Каких результатов удалось добиться?