Крупные компании, которые ранее активно привлекали внешних специалистов по модели аутстаффинга, создают собственные ИТ-компании, либо меняют условия привлечения. Как это отразится на рынке и к чему приведет?
Кому и зачем нужен аутстаффинг сегодня
Аутстаффинг позволяет компаниям эффективно решать ряд задач, возникающих в процессе цифрового преобразования:
Нужно срочно усилить команду специалистами с опытом работы в определенной отрасли. Пример: Финтех, банк запускает проект замены текущей системы ДБО (дистанционного банковского обслуживания). В этом случае обычно требуются высокоуровневые кандидаты со специфичным набором компетенций: опыт работы именно в финансовых компаниях, представление о процессе безопасной разработки, знания в области кибербезопасности, владение определенным стеком технологий. Банк может предъявить и более узкие требования, например, опыт работы над конкретными финансовыми продуктами: дебетовые или кредитные карты, переводы и другие.
Шансов к набрать в штат нужное число людей с такими компетенциями очень мал. Вместо того, чтобы тратить месяцы на поиски, банк может обратиться к аутстаффинговой компании, которая предоставит команду готовых к работе экспертов на необходимый срок, а также может гибко менять состав команды по требованию заказчика.
Нужно решить разовую, но ресурсоемкую задачу. Пример: сейчас многие компании стремятся перейти на отечественное программное обеспечение и сервисы. Миграция получает высокий приоритет в числе других задач, требует привлечения специалистов с глубокими знаниями в области российских технологий, однако этот процесс по сути своей конечен.
Если компания столкнулась с временной пиковой нагрузкой на специалистов или нуждается в решении разовой задачи, целесообразно привлечь аутстаффинговую команду для реализации проекта. В этом случае не нужно будет заниматься зарплатой, отчислениями, социальными взносами и прочими аспектами, связанными с сотрудниками в штате. А по окончании проекта от аутстаффинга можно отказаться — без необходимости сокращать штат и нести дополнительные расходы на содержание ненужных сотрудников.
Нужны специалисты из наукоемкой области знаний. Пример: компания запускает проект по модернизации системы управления доступом. Специалист даже среднего уровня должен обладать глубокими знаниями: разбираться в протоколах аутентификации, устройстве современных сетей, принципах защиты приложений, криптографии и многом другом.
Иногда у компании есть ресурсы растить специалиста с глубокой экспертизой в узкой области, но такой подход несет риски — после обучения и получения первоначального опыта бывшие джуны могут захотеть сменить компанию в поисках лучшей жизни. Что касается специалистов экстракласса, компании не всегда нуждаются в таких сотрудниках на постоянной основе. В этом случае аутстаффинг предоставляет доступ как к отдельным специалистам, так и уже готовой команде экспертов, обладающих необходимым опытом и квалификацией для решения конкретных задач.
Плюсы и минусы услуги
Кроме быстрого найма и оптимизации затрат, аутстаффинг позволяет компаниям получить доступ к широкому спектру специалистов с разными навыками и опытом, снизить риски, связанные с наймом некомпетентных или немотивированных сотрудников, экспериментировать с новыми технологиями и подходами без необходимости инвестировать в расширение штата.
С другой стороны, компания может испытывать трудности с контролем работы внешних специалистов и коммуникацией с ними, стать зависимой от аутстаффинговой компании и ее условий работы, столкнуться с риском некачественных услуг, и понести дополнительные расходы на управление проектом и коммуникацию с аутстаффинговой компанией.
Будущее аутстаффинга
Еще в начале 2000-х на ИТ-рынке было много аутсорсинга, так как на рынке было мало подготовленных специалистов. В 2010-х компании стали предпочитать вкладывать в развитие внутренних команд. Однако бизнес, который планировал кратно расти, не мог бесконечно раздувать штат и нанимать столько людей, сколько требовалось для быстрого развития. Как следствие, в 2015-2020 годах стали востребованы услуги компаний, которые могут предоставлять услуги по модели аутстффинга, а также системных интеграторов, способных не только предоставлять команду, но также забирать задачи по разработке и модификации текущих ИТ-решений на себя.
Основные драйверы направления аутстаффинга сегодня — это проекты по импортозамещению, где требуются необходимые специалисты высокого уровня в сжатые сроки и на определенный период, а также расширение спроса на подобные услуги на практически все отрасли бизнеса. Если раньше основными заказчиками аутстаффинга был финансовый сектор, то сегодня его используют в ритейле, производстве, телекоме и других отраслях.
Однако, будущее аутстаффинга видится противоречивым. Перегретый рынок, изменение модели потребления, регуляторные изменения и эволюция технологий создают трудности для развития рынка шеринга специалистов. Кроме того сейчас тренду на аутстаф противостоит другой — создание крупнейшими заказчиками собственных ИТ-компаний.
Все это в перспективе может негативно сказаться на доле рынка системных интеграторов, но вряд ли убьет аутстаффинг. Скорее, аутстаф-компании будут трансформировать свои услуги.
В нашей компании мы видим будущее аутстафа в следующих опциях:
Концентрация на узких специализациях. Это позволяет компаниям эффективно заполнять пробелы в командах сотрудниками, которые имеют в активе самые последние технологии и методы, не тратя ресурсы на длительное обучение или поиск редких специалистов.
Гибридные модели сотрудничества. Сейчас сотрудник, работающий по аутстаф-модели, сродни летучей мыши, которая и не птица, и не мышь. Зачастую он не чувствует причастности ни к аутстаф-компании, ни к компании, над проектом которой он работает. Это приводит к недостатку лояльности, что вызывает определенные проблемы. Одно из решений — гибридная модель сотрудничества, которая включает не столько временную работу над проектом, сколько его совместное развитие: обучение и онбординг специалистов, последующий перевод в штат заказчика.
Решение конкретных бизнес-задач. Вместо предоставления кадров ориентируемся на достижение чётких бизнес-результатов с помощью различных инструментов, включая аутстаффинг. При этом варианте востребована возможность нанять не необходимое количество разрозненных специалистов, а команду, в которой все участники уже хорошо сработались, а лидер знает сильные и слабые стороны каждого.
Как вы считаете, как будет развиваться рынок аутстаффинга в будущем?