Резиденция Деда Мороза открылась 12 лет назад, чтобы радовать местных детей и привлекать туристов на Алтай зимой. В пик сезона место посещают 7500 человек. Чтобы не зависеть от грантов, резиденция развивает коммерческую деятельность — проводит праздники, выпускает мерч, катает гостей на упряжках и делает коллаборации с бизнесом.
Как устроена Алтайская резиденция Деда Мороза
В новогодний сезон (с декабря до середины января) в Алтайской резиденции Деда Мороза принимают в среднем 7500 гостей. Из них 80% — это группы, организованные туроператорами Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей. Резиденция входит в Алтайскую региональную ассоциацию туризма, объединяющую турфирмы региона, с ее помощью туроператоры связываются резиденцией. Остальные 20% — гости, которые приезжают к Деду Морозу сами.
Желающих посетить резиденцию самостоятельно больше, но не все успевают купить билеты, потому что их массово приобретают туроператоры. Например, в этом сезоне к середине ноября они уже забронировали для групп 50% билетов.
В резиденции бывают гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Якутска, Перми. Привлечь туристов издалека помогло то, что последние три года проект находился на курорте Белокуриха. Другие гости узнают об алтайском доме Деда Мороза благодаря совместным проектам российских сказочников и поездкам резиденции в гости к другим волшебникам. Алтайский волшебник участвовал в выставке зимних сказочников России, проходившей в Москве на Арбате, и каждый год бывает в гостях у коллеги в Великом Устюге.
Круглый год в резиденции работают 13 сотрудников: 5 постоянно находятся в доме Деда Мороза, остальные, в числе которых менеджеры, дизайнер, юрист, бухгалтер, — удаленно. В новогодний сезон и на большие проекты по договору мы приглашаем аниматоров и студентов. На открытии резиденции 2 декабря так работали 50 артистов.
Проект работает в сфере сказочного туризма. В этой нише туристические события, фестивали и праздники создаются вокруг волшебного персонажа, живущего в регионе. Основная аудитория сказочного туризма — семьи с детьми, которые хотят вернуть веру в чудо. Современные дети разучились мечтать. Они не росли на сказках, как их родители. Когда в резиденции они видят волшебное зеркало, которое работает без проводов, или живых сказочных героев, они начинают верить, что чудеса реальны.
Из-за строительства нового здания в следующем году резиденция впервые не будет работать летом. Обычно в несезон мы меняем программу: вместо Деда Мороза детей встречают волшебные персонажи: белочка, Баба-яга. Число гостей в этот период снижается до 1500 в месяц.
Модель бизнеса
У Алтайской резиденции Деда Мороза две формы собственности: АНО и ООО. Автономная некоммерческая организация проводит благотворительные мероприятия и участвует в грантах. Общество с ограниченной ответственностью ведет бизнес.
Оборот резиденции в новогоднем сезоне 2023 — 2,5 млн рублей.
Доходы проекта складываются из нескольких источников:
- продажи билетов и сувениров;
- участие в выездных мероприятиях;
- гранты и коллаборации.
Гранты. Резиденция выигрывала гранты три раза. Последний — этой осенью. Проект получил 500 000 ₽ на издание книги с новогодними историями жителей Алтайского края и праздник в честь открытия нового дома Деда Мороза. Суммы краевых грантов очень маленькие, их не хватает для реализации наших проектов. Нам проще найти партнеров.
Посещение резиденции. Примерно половину дохода проект получает от посещений резиденции гостями. Обычно в него входит познавательная программа, утренник и подарок. Этой зимой билет будет стоить 900 рублей.
Дополнительно гости могут посетить другие развлечения. В резиденции проводят мастер-классы, а на территории устраивают зимние забавы: ледяные горки, катание на коньках, санях с лошадьми, собачьих упряжках.
Сувениры. Сувениры от алтайского Деда Мороза можно приобрести в лавке резиденции или на сайте проекта. Онлайн-магазин работает только год, и продаж там немного. 95% сувениров приобретают прямо в резиденции.
Средний чек покупки сувениров — 500 ₽.
Ассортимент лавки — около 50 позиций. Чаще всего гости покупают съедобные сувениры: конфеты, пряники и мандариновое мыло. Также любят значки, открытки, футболки, игрушки.
Зимой в резиденции продают шапки-ушанки, шоперы ручной работы и книгу новогодних историй, которую издали в этом году на деньги гранта.
Большую часть сувениров делают мастерицы из Рубцовска, с которыми мы познакомились на предпринимательском форуме. Мерч делают специально для резиденции, авторские работы ремесленники отдают в лавку под реализацию. Конфеты производят на местной кондитерской фабрике.
Выездные мероприятия. К организации выездных мероприятий резиденция вернулась в прошлом году. Перерыв пришлось сделать из-за ковидных ограничений. До пандемии наша команда организовывала выездные утренники, корпоративные поздравления, приезжала к детям домой. Тогда в новогоднюю ночь работали несколько актерских составов. После пандемии — только один.
Прошлую новогоднюю ночь команда резиденции провела на курорте Белокуриха: поздравляла гостей в ресторанах.
В этом году мы будем работать в Барнауле. Официальный волшебник в новогоднюю ночь успеет посетить только два мероприятия. Оба его поздравления забронировали еще в начале августа.
В Новый год 2024 поздравление алтайского Деда Мороза будет стоить 20 000 ₽.
Коллаборации. Это, скорее, не доход, а покрытие расходов и основных задач проекта.
С резиденцией сейчас сотрудничают около 100 партнеров. Практически всех проект находит самостоятельно. Сначала мы разрабатываем идею совместной акции, а потом находим для нее подходящую компанию.
Работаем не только с местным бизнесом. Например, партнером для создания Интерактивной карты сказочных объектов России стал Ростелеком. Это одно из самых популярных развлечений Алтайской резиденции. На большой деревянной карте России отмечены сказочные туристические объекты, например Великий Устюг, резиденция Снегурочка в Костроме, владения Бабы-Яги в Ярославской области. Когда Дед Мороз показывает на дом какого-то волшебника посохом со встроенным управляющим элементом, видео или слайд-шоу о нем демонстрируется на экране.
Иногда партнеры соглашаются сделать имиджевую рекламу в резиденции. Они платят не деньгами, а ресурсами, которыми могут помочь проекту. Так было с компанией Ursa, вместе с которой мы сделали елку из строительного утеплителя. Другие с нашей помощью решают задачи по продвижению продукта на рынке или презентации нового продукта.
С декабря стартовали две новые коллаборации. Совместно с «Логовской сыроварней» запустили производство мороженого, которое будут вручать всем гостям резиденции и продавать в фирменных магазинах молокозавода. С каждой порцией покупателям будут вручать бланк для письма Деду Морозу. Для мороженого резиденция разработала упаковку и проведет несколько презентационных мероприятий с участием Деда Мороза. В барнаульской сети кофеен FreeMan’s напитки будут наливать в стаканчики с оживающим Дедом Морозом, идею которых придумали в резиденции.
Коллаборацией также станет строительство нового Дома Деда Мороза в парк-отеле «Чайка» недалеко от Барнаула. Отель возведет на своей территории здание для резиденции, а гости Деда Мороза будут останавливаться в номерах отеля и обедать в ресторане. Строительство начнется весной 2024 года.
Работа в сказке
Многолетняя работа в сказочном проекте не утомила сотрудников резиденции. В волшебном мире нам часто бывает спокойнее, чем в реальности. Мы верим в чудо и твердо убеждены — в резиденции гостей встречает настоящий Дед Мороз.
Основная часть команды работает в резиденции много лет. Они привыкли к напряженному графику накануне праздников и к работе 31 декабря.
Первый Новый год, когда мы не работали, был во время ковида. Мы сидели и не понимали, что люди делают 31 декабря. Просто пошли спать. Мы привыкли работать, привыкли дарить сказку. На нас лежит ответственность: в Новый год загадывают столько желаний. Мы должны работать, чтобы они исполнились.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие социальные проекты вы знаете? Расскажите в комментариях.