РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Не «аналог», а контрафакт: чем грозит продавцу торговля репликами на маркетплейсах


Маркетплейсы создают иллюзию легкости ведения бизнеса. Открыть свой магазин на онлайн-площадке может каждый, без дополнительных вопросов о происхождении товара или правах на бренды со стороны платформ. Однако эти вопросы обязательно зададут правообладатели, и отвечать на них придется продавцам. Анастасия Заикина, юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом юридической фирмы Semenov&Pevzner рассказывает, что нужно знать о продаже поддельных товаров на маркетплейсах.

Что такое контрафакт?

На маркетплейсах часто встречаются товары с пометками «аналог» или «реплика». Обычно на фото изображен оригинал, но надпись предупреждает, что покупатель получит копию. Продавец при этом уверен, что поступает честно, ведь он обо всем предупредил. Однако на юридическом языке все эти «аналоги», «реплики», «копии» называются контрафактом, и торговля ими незаконна.

Кого и почему защищает закон? На первый взгляд кажется, что дешевые «аналоги» появляются в интересах покупателя — сегодня для россиян цена имеет большое значение. На практике речь идет даже не о копировании оригинала, а о его имитации — из дешевых материалов, без контроля качества и безопасности. Сами по себе такие низкокачественные товары неконкурентоспособны, а их реализации помогает узнаваемый бренд, который используется без ведома и согласия правообладателя.

Изготовители и продавцы контрафакта обманывают прежде всего покупателя. Другими пострадавшими сторонами являются правообладатель и государство. Суды ежедневно выносят решения по искам о незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности, и все чаще ответчиками становятся предприниматели, продававшие подделки на маркетплейсах.

Как выявляются нарушители

Вот совсем свежая история из практики. Российское издательство настольных игр «Экивоки» разработало и выпустило игру «Спойлер». Игра успешно продавалась, пока в апреле 2024 года продавец не столкнулся с резким обвалом продаж на маркетплейсах.

Причину нашли быстро. На Wildberries и Ozon появились многочисленные продавцы «аналогов» игры — в 10 раз больше, чем оригинальной. Лишь единицы выложили реальные фото подделки, в основном использовались фотографии и инфографика оригинала.

Покупатели недолго радовались низким ценам. Вскоре посыпались негативные отзывы и жалобы на низкое качество компонентов и плохую печать — иногда текст был просто нечитаем. В этом случае покупатель может обратиться в Роспотребнадзор, но на практике проще вернуть товар и получить назад деньги.

Всю основную работу по борьбе с подделками ведет правообладатель. Ему есть что терять — «реплики» не только уменьшают текущие продажи, но и подрывают бизнес, препятствуя созданию новых продуктов. Юристы оперативно подготовили и разослали десятки претензий нарушителям, больше половины из них превратились в судебные иски на сотни тысяч рублей. На момент подготовки статьи на маркетплейсах остались единицы контрафактного «Спойлера», но работа продолжается.

Настольная игра «Спойлер» от издательства «Экивоки» привлекла внимание недобросовестных селлеров

Кто несет ответственность за контрафакт?

Контрафакт — системная проблема. Это целая цепочка нарушений закона — от заказа подделки на фабрике до появления «реплики» на полках магазинов. И бороться с этой проблемой очень сложно.

Выявить изготовителя, контрабандиста и даже оптовика на рынке без помощи правоохранительных органов затруднительно. Тем не менее, когда становятся известны все участники правонарушения, к ответственности привлекаются все — от изготовителя до продавца.

А вот маркетплейсы зачастую являются лишь посредниками в сделках между продавцом и покупателем и, пользуясь преимуществами статуса «информационного посредника», освобождаются от ответственности, если оказывают содействие правообладателям в устранении нарушения.

Противоположная ситуация с непосредственными продавцами на маркетплейсах. Именно продавцы находятся «под прицелом» правообладателя, поскольку формируют предложения о продаже контрафакта, препятствуя распространению оригинальной продукции. Реальность такова, что за продажу контрафакта отвечает розничный продавец.

Что важно знать продавцам об интеллектуальной собственности

На маркетплейсах наиболее распространены два вида нарушений интеллектуальных прав.

Нарушение прав на товарный знак. Товарный знак — это зарегистрированное название, логотип или другие обозначения, предназначенные для индивидуализации товара. Например, «Спойлер» или «Coca-Cola» — товарные знаки. Если использовать их, не получив официальное разрешение правообладателя, можно получить претензию, а затем и исковое заявление. Даже похожие названия, как «Coca-Kola» и «Спейлер» запрещены, так как могут вводить в заблуждение.

Проверить регистрацию и узнать правообладателя товарного знака можно в Интернете. Важно проверить не только регистрацию, но и товарную категорию (класс МКТУ), для которой зарегистрирован товарный знак. Например, если знак зарегистрирован только для пищевой продукции, то игрушка или одежда со схожим названием не будет нарушением.

Важно: нарушением является не только продажа подделок, но и упоминание чужих товарных знаков в карточках товаров — например, в названии или описании. Правообладатель может потребовать блокировки таких товаров.

Нарушение авторских прав. Тексты, иллюстрации, мелодии защищены авторским правом. Даже частичное копирование запрещено. Это несколько усложняет дело, ведь такую подделку продавцу выявить не так просто.

Для продавцов важнее другой аспект этой нормы. Следует избегать использования чужих описаний, фотографий и инфографики. Маркетплейсы поддерживают правообладателей, предоставляя инструменты для направления жалоб, и блокируют карточки недобросовестных продавцов.

Что важно знать, выходя с товаром на маркетплейс

Многие продавцы продают «аналоги» осознанно, рассчитывая, что наказание их не коснется. Но есть и те, кто стал распространителем контрафакта ненамеренно. Незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому мы рекомендуем тщательно проверять товар перед продажей на маркетплейсах.

Обратите внимание на:

  1. Документацию на товар у поставщика: лицензионный договор, договор с официальным дистрибьютором или накладные, где указан официальный продавец.
  2. Наличие сведений о правообладателе, год выпуска и знак копирайта на товаре. Эту информацию можно найти в Интернете.
  3. Стоимость закупки: если цена в 2, 3 или более раз ниже рыночной, это должно насторожить, а не обрадовать.

Ответственность за продажу контрафакта

Когда правообладатель выявляет нарушение интеллектуальных прав, продавцу контрафакта направляется досудебная претензия. До передачи дела в суд есть шансы урегулировать вопрос по обоюдному согласию, ограничившись компенсацией и выведением товара из оборота.

Если нарушитель отказывается сотрудничать и продолжает торговлю, юристы правообладателя могут обратиться в суд. Продавцы, надеясь на безнаказанность или из-за правовой неграмотности, продолжают продавать продукцию, но правосудие, в большинстве случаев, оказывается на стороне владельца прав. В таком случае сумма компенсации значительно увеличивается, ведь по решению суда продавец выплачивает не только компенсацию, но и покрывает судебные издержки — и все это в принудительном порядке.

Ответственность за реализацию поддельной продукции варьируется от гражданско-правовой до уголовной в зависимости от объема правонарушений.

Продажа даже одной копии может стать причиной для привлечения к гражданско-правовой ответственности.

За распространение поддельной продукции размер компенсации варьируется от 10 000 до 5 000 000 ₽

Также возможны варианты компенсации в объеме двукратной стоимости товара или двукратном размере права использования.

Бывают случаи, когда контрафакт обнаруживают на границе. Это более серьезное правонарушение, и продавцу могут грозить уже два судебных дела: с государственным органом и с правообладателем.

Чем масштабнее правонарушение, тем весомее дополнительные штрафы: физические лица могут обязать к выплатам до 10 000 ₽, юридические — от 50 000 до 200 000 ₽.

Особо крупный ущерб может стать причиной для привлечения к уголовной ответственности. Санкция альтернативна: штраф до 200 000 ₽ или лишение свободы до 2 лет.

Если продавца подделок уже привлекли, например, к административной ответственности, правообладатель может обратиться в суд с гражданским иском. Таким образом, на одного нарушителя будут заведены несколько дел.

Что делать продавцу, которого уличил в продаже контрафакта правообладатель

При получении претензионного письма о продаже контрафакта мы рекомендуем связаться с юристами правообладателя и начать переговоры. Велика вероятность решить вопрос на взаимовыгодных условиях на досудебной стадии. Правообладатели обычно стремятся остановить распространение подделок, а не получить большую сумму.

Параллельно необходимо снять с продажи контрафактный товар, удалить карточку на маркетплейсе и проверить на оригинальность остальные товары.

Бывают случаи, когда продавца обманывает поставщик. В таком случае можно обратиться к юристам правообладателя за помощью и совместными силами привлечь к ответственности недобросовестного оптовика. Это поможет сделать рынок более честным и безопасным.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анастасия Заикина
Анастасия Заикина

А вы проверяете подлинность продукции перед выходом на маркетплейсы?

Фёдор Корженков
Фёдор Корженков

Отличная структурированная статья, полезно!


Больше по теме

Новости