По экспертной оценке Рексофт, до 30% пользователей онлайн-магазинов используют опцию поиска на компьютере и до 50% — в мобильных приложениях. При этом в общей сложности до 35% заказов совершается с применением поиска, поэтому важно понимать, что от его качества напрямую зависят бизнес-показатели.
Метрики хорошего поиска
Конверсия из поиска в заказ должна быть не менее 10%. Если этот показатель равен 20-30%, то поиск можно считать очень эффективным.
Конверсия заказов с помощью поиска должна быть выше конверсии при выборе товаров из каталога или с главной страницы в 1,5 раза.
Процент ухода с сайта без покупок должен составлять не более 30%. Если показатель выше, то нужно комплексно искать причины. Помимо некачественного поиска, на это могут влиять и другие факторы — высокие цены, неподходящие товары и прочее. Однако, если показатель сильно превышен, необходимо провести анализ работы поиска в том числе.
Процент запросов с нулевой выдачей должен составлять не более 5%. В частности, если мы говорим про достаточно крупных ритейлеров, у которых в каталоге несколько миллионов SKU (Stock Keeping Unit — единицы складского учета). Если метрика по нулевым запросам высокая, значит, поиск работает неправильно и нужно искать и устранять причину.
Высокая релевантность выдачи. Здесь нет стандартных цифр, это должна быть экспертная оценка. Чтобы быстро проверить качество выдачи, можно сравнить результаты поиска по одинаковым запросам на своем сайте и сайтах наиболее авторитетных конкурентов. А для более детального понимания сделать экспертный анализ по этому показателю.
Готовый поиск или собственная разработка
Внешнее поисковое SaaS-решение (Software as a Service — ПО как услуга) или собственная разработка — оба варианта могут быть эффективны в зависимости от целей и характеристик компании. Главное, задать себе вопросы.
— Каковы размер платежей по текущему SaaS-сервису и стоимость собственной потенциальной команды?
Если ежемесячные расходы на сервис превышают стоимость внутренней команды для развития и поддержки своего решения, то есть повод оптимизировать затраты и рассмотреть вариант собственной разработки.
— Насколько важны для компании высокая скорость изменений и возможность контролировать бизнес-показатели?
По своему опыту мы видим, что не все коробочные поисковые решения и внешние поставщики готовы быстро подстраиваться под индивидуальные условия клиентов. Поэтому, чтобы гибко внедрять новые возможности и следить за их отработкой на практике, также стоит отдать предпочтение собственной разработке. В том числе, например, если необходимо продвигать товары, опираясь не на общее правило ранжирования, а на собственные методологии. С другой стороны, если каталог товаров небольшой или бизнес запускает онлайн-канал впервые, оптимально будет использовать готовое коробочное решение для ускорения старта.
Как перейти с SaaS на собственное решение
С масштабированием бизнеса ритейлеры ощущают все большую потребность в гибкости и вариативности поиска и оптимизации затрат. Поэтому переход с вендорского поискового решения на собственное — один из наиболее распространенных запросов от наших заказчиков. Например, в рамках проектов для M.Video и Goods.ru (сейчас Сбермегамаркет) перед командой Рексофт стояла задача в короткие сроки заменить внешнее решение на свое собственное на базе Elasticsearch.
В начале каждого из проектов мы провели анализ используемого на тот момент решения, определили его сильные и слабые места и собрали метрики, по которым можно было бы сравнивать новый поиск со старым. Это заняло у нас порядка 4 недель.
На следующем этапе мы внедрили базовый функционал поиска. В частности, для сайта M.Video нам потребовались 4 месяца разработки и еще 1 месяц A/B-тестирования, которое показало хорошие результаты. При этом команда была организована таким образом, что ключевые роли — ядро команды — занимали эксперты Рексофт, а дополнительные разработчики и тестировщики были привлечены от клиента. Это позволило специалистам заказчика сразу погрузиться в проект и начать перенимать экспертизу.
Третий этап — развитие решения, и здесь уже можно балансировать команду в зависимости от объема функционала и необходимой скорости реализации изменений. В случае с M.Video и Goods.ru команда заказчика постепенно переняла экспертизу у специалистов Рексофт, и стала развивать собственное решение уже без привлечения нашей помощи.
В результате перехода на собственное решение заказчикам удалось не только в 2 раза снизить затраты за счет отказа от сторонних лицензий, но и увеличить бизнес-показатели.
Как использовать внешнюю экспертизу
Вторым частым запросом ритейл-компаний является привлечение внешней экспертизы для проверки и оценки уже разработанной стратегии. Это актуально, когда у клиентов есть своя команда и стратегия развития поискового решения, которую нужно верифицировать.
Подобный аудит поиска группа Рексофт проводила для компаний «Все инструменты» и «Магнит». В частности, задачей «Магнит» было самостоятельно перейти с вендорского решения на собственное. У компании была сформирована внутренняя команда, проработана архитектура, поисковая стратегия. Заказчик привлек нас, чтобы верифицировать эту стратегию, проверить правильность идей, прописанных в бэклоге, и сопоставить их с целевой стратегией, определить узкие места, возможные зоны для улучшения и оптимизации.
Команда Рексофт провела анализ используемого на тот момент поискового решения. Специалисты проанализировали все типы запросов и работу поискового конвейера, а также правила ранжирования и их взаимодействие со словарем синонимов и автоподсказками. Проверили статистику, собранную заказчиком, и дали рекомендации по сбору дополнительных показателей для отслеживания бизнес-результатов. Аудит занял 4 недели.
По завершении аудита мы составили дорожную карту по развитию на несколько месяцев вперед, и команда заказчика продолжила работу самостоятельно согласно этим рекомендациям. Благодаря качественному переходу на собственное поисковое решение клиенту удалось значительно снизить стоимость владения по сравнению с внешним движком и реализовать проект без снижения бизнес-показателей.
Дальнейшее развитие решения командой заказчика может идти по-разному. Например, команда «Магнит», помимо проработки наших рекомендаций, впоследствии самостоятельно переработала поиск уже без привлечения нашей экспертизы. Важно отметить, что при необходимости специалисты Рексофт готовы подключаться к процессу, как для пояснения и реализации данных в рамках аудита рекомендаций, так и для решения сложных технических задач. К примеру, с компанией «Все инструменты» мы практикуем точечное включение наших экспертов в команду заказчика по требованию и таким образом гарантируем доведение инициативы до финального результата.
Когда аудит полезен
В первую очередь аудит поиска стоит проводить, когда метрики, которые упоминались выше, сильно отличаются от желаемых.
Также это полезная практика, когда внутренняя команда не может долгое время добиться стабильного результата или решить какую-то задачу при развитии собственного решения.
Еще один повод задуматься об аудите — невозможность наращивать экспертизу и обмениваться опытом, когда команда долгое время работает внутри себя.
Предварительный аудит полезен в случае, если планируется расширение бизнеса и большой рост каталога, чтобы убедиться, что масштабирование не повлияет на эффективность поиска.
Резюме
Привлечение внешней экспертизы для профессиональной оценки может стать первым этапом для последующей оптимизации и улучшения процесса, поможет обозначить точки роста как для самого решения, так и развития команды.
Какие метрики вы рассматриваете для оценки эффективности поиска на сайтах?