И на старте продаж, и в процессе работы на маркетплейсах селлеры сталкиваются с обязательными расходами в виде комиссии онлайн-площадок. Разбираемся, за что продавцам придется платить Ozon, и на примере показываем, как учесть эти расходы при расчете юнит-экономики.
За что «удерживает» деньги любой маркетплейс
Маркетплейсам интересно зарабатывать. На селлерах, на покупателях, на различных активностях — каждый шаг онлайн-площадок просчитывается с точки зрения извлекаемой выгоды.
Что логично, ведь они — организации коммерческие.
Поэтому при работе на всех маркетплейсах, и Ozon — не исключение, продавец вынуждено будет нести как минимум следующие расходы:
- Комиссия за продажу товаров, которая выражается в удержании определенного процента от цены товара.
- На логистику, то есть доставку товара до покупателя, складывающуюся из разных составляющих. На всех онлайн-площадках логистика, например, зависит от объема товара, а на некоторых — еще и от его цены.
- На обратную логистику, что выражается в стоимости доставки товара на склад маркетплейса или продавца при невыкупе или возврате.
- За обработку (приемку) заказов, если работает по системе FBS (продажи со склада продавца).
- За размещение (хранение) товара на складе маркетплейса и обработку поставки при работе по FBO.
- На продвижение товаров при использовании внутренних рекламных инструментов торговых площадок.
- За кросс-докинг (доставку товара от склада приемки до склада итогового хранения).
- Штрафы при несоблюдении требований торговых площадок и нарушении оферты.
Как минимум — потому, что это только «вершина айсберга»: полный список комиссий и тарифов на Ozon содержит намного больше пунктов, часть из которых, однако, применяется ситуативно. Этот перечень постоянно актуализируется.
Например, у Ozon комиссия за продажу товара различается в зависимости от того, по какой системе работает продавец: при FBO комиссия ниже и логистика дешевле.
Как не передумать продавать на Ozon и других площадках при наличии такой «дополнительной нагрузки»? Нужно правильно рассчитать юнит-экономику.
Как расходы превратить в перспективы: разбор расчета юнит-экономики
В связи с большим объемом всех отчислений и изменением в подходе к продажам в рациональную сторону, среди селлеров стал популярен термин «юнит-экономика», обозначающий использование финансового инструмента, позволяющего понять, сколько точно бизнес может заработать и зарабатывает фактически на реализации каждой единицы товара.
При расчете юнит-экономики как раз и учитываются все расходы, которые продавец понесет при продажах на маркетплейсе.
Пошагово разберем, какие параметры включить в расчет юнит-экономики продаж на Ozon, на примере одного из наших Клиентов. Какой именно товар продается, в данном случае не так важно. Важно уловить суть расчета.
В данную таблицу заложена формула, учитывающая расходы, которые с селлера удерживает маркетплейс при продаже.
Шаг 1. Необходимо указать цену товара, по которой планируете его продавать. Рассчитать ее можно так: либо это цена аналогичного товара у успешного конкурента, либо себестоимость, умноженная на 4. В дальнейшем ее необходимо будет корректировать, например, оптимизируя расходы и работая с себестоимостью.
Шаг 2. Зафиксировать объем товара, от которого будет зависеть логистика.
Шаг 3. Внести его себестоимость.
Шаг 4. В соответствующей таблице из перечня комиссий и тарифов найти размер вознаграждения (комиссии) маркетплейса за продажу вашей категории товаров и занести его в нужный столбец.
В данном примере товар продается по FBS, и % указан из соответствующей графы таблицы Ozon — 16% от цены товара.
Шаг 5. Логистика на Ozon складывается из базовой (доставка от пункта приема заказов, куда приехал товар от продавца, до сортировочного центра в регионе покупателя) и последней мили, то есть стоимости доставки заказа товара до пункта выдачи заказа (ПВЗ) покупателя.
В соответствии с этим ее и надо рассчитать. Для нашего товара расчет базовой логистики выглядит так: 76 руб. за первый литр + (объем товара — 1 литр)*12 руб. Последняя миля будет составлять 5,5% от цены товара. В итоге получается 76 + (объем товара-1)*12+стоимость товара*5,5%.
Шаг 6. Если продавец работает по системе FBS, то у него будет дополнительный расход в виде платной приемки заказа или его обработки, который также нужно зафиксировать в таблице юнит-экономики.
В данном случае стоимость приемки одного товара в ПВЗ — 30 рублей. Если бы сдавали в сортировочный центр, приемка была бы дешевле.
Шаг 7. Стоимость хранения (размещения) в нашем примере равна нулю, так как Клиент работает по FBS. Если селлер выбрал систему FBO, то нужно учесть текущий тариф на размещение и оборачиваемость. При оборачиваемости есть период бесплатного хранения, точную его продолжительность необходимо смотреть в перечне комиссий и тарифов.
Шаг 8. Необходимо также учесть стоимость обратной логистики для этого товара, т.е. заложить % возврата (из 100% вычесть % выкупов). Его можно узнать в Личном кабинете продавца («Аналитика» — «Выкупы» — «Выкупы по всем товарам»).
Стоимость обратной логистики равна проценту возврата в денежном выражении от общей логистики. После вычисления конкретной суммы ее нужно добавить к расходам на каждый товар.
Важно: если % выкупа (возврата) по разным товарам отличается, то нужно брать % выкупа для каждого артикула.
Шаг 9. Ozon удерживает стоимость обработки платежей от покупателей — это, в среднем, 1,5% от оплаченной цены товара. Эту сумму также надо заложить в расход.
Шаг 10. Далее необходимо указать расходы на рекламу.
По опыту, при предварительном (до старта продаж) расчете юнит-экономики на рекламу можно заложить 10%. В процессе продаж у селлера уже будет статистика, благодаря которой станет понятно, какой рекламный расход на самом деле есть.
Как его узнать: если необходимо посчитать долю расхода от продаж по рекламе, то в разделе «Аналитика продвижения» смотрите «Долю рекламного расхода от оборота».
Или через «Финансы» — «Отчеты за период» понять объем продаж за период, в «Продвижении товаров» посмотреть сумму рекламных расходов за период, а потом соотнести показатели и посчитать долю рекламных расходов (ДРР) за период.
Шаг 11. Также можно заложить % на оплату услуг менеджера. Однако этот параметр необязательный.
Шаг 12. Следующее, что нужно учесть, — налоги. Они указываются в соответствии с системой налогообложения селлера.
Шаг 13. Рассчитывается чистая маржинальность (цену в рублях за вычетом всех расходов и себестоимости) и маржинальность в процентах (чистая маржа/цена продажи товара х 100%).
В итоге продавец получает расчет юнит-экономики для конкретного товара, своего рода виртуальную картину продаж на маркетплейсе, которую стоит увидеть и оценить, запуская продажи.
Фактический расчет юнит-экономики как способ учесть незапланированное
В процессе работы могут возникнуть и дополнительные траты, которые также нужно будет учесть: например, премиум-подписки на Ozon для получения доступа к дополнительной аналитике, доставка товаров до склада, где они будут храниться (кросс-докинг, если работаете по FBO) и иные.
Поэтому по итогу работы за месяц рекомендую считать фактическую юнит-экономику, ведь у селлера уже будут продажи по определенным ценам и понесенные расходы.
У Ozon, например, есть отчет о суммах и расходах на реализацию. Да, он не совсем корректно отражает все имеющиеся расходы, но его также нужно анализировать, чтобы посмотреть, насколько точно расчет юнит-экономики соответствует фактическим данным.
Например, было продано 3 единицы одного товара. В таблице видно, какие «удержания» произведены.
Если видите, что % расхода в конкретном случае превышает средний по товарам, то стоит проанализировать его причины, проверить расчет на наличие ошибок, оптимизировать процесс продажи.
В любом случае, у продавца в итоге должен быть настроен внутренний учет или создана сводная таблица, куда будут подтягиваться данные закрывающих документов, а все расходы — корректно распределяться по тем товарам, которые реализованы за месяц или другой отчетный период.
Благодаря этому можно видеть фактическую картину продаж и оценить чистую прибыль, рентабельность и другие важные для бизнеса показатели.
Как сэкономить на логистике: индекс локализации
Не могу не отметить, что Ozon разработал программу мотивации для продавцов и предлагает им улучшать свои продажи, используя индекс локализации.
Чем выше индекс локализации, тем меньше компании надо платить за логистику. Ведь параметр показывает, насколько близко ваш товар находится к покупателю, и затраты маркетплейса на его доставку будут меньше.
Соответственно, задача селлера — разместить свои товары по всем складам Ozon, откуда покупатели его могут заказать при максимальном индексе локализации в 95%.
В таком случае коэффициент на логистику будет 0,5, и селлер сможет экономить на ней половину стоимости.
Как показывает практика, данным инструментом можно и нужно пользоваться.
Понять, за что именно вы будете платить Ozon, лучше до старта продаж
Повторюсь: советую перед запуском продаж внимательно изучить раздел с комиссиями и тарифами, где прописано, за что конкретно селлер может платить маркетплейсу. В процессе работы будет уже поздно это делать.
И при совершении действий в Личном кабинете, например, использовании рекламных инструментов, нужно понимать, что они так или иначе могут повлечь появление дополнительных расходов.
Если до старта работы быть в курсе комиссий маркетплейса, с умом подойти к расчету юнит-экономики, отслеживать и тщательно анализировать показатели продаж после запуска, соблюдать правила площадки и не получать штраф за штрафом, то вознаграждение в пользу Ozon не будут казаться чем-то «сверх», а станет всего лишь одним из параметров, которые надо учитывать при продажах.
Расчет каких расходов при работе на маркетплейсах вызывает у вас особые трудности?