Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Маржинальность бизнеса: для чего считать этот показатель


Маржинальность — важный показатель для оценки успешности бизнеса. В статье — как и зачем считать маржинальность, чем она отличается от маржи и как ее повысить


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Боев

Алексей Боев

Сооснователь и управляющий директор компании «ПланФакт»

«ПланФакт»

«ПланФакт»

Сервиса учета финансов

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Маржинальность — важный показатель для оценки успешности бизнеса. В статье — как и зачем считать маржинальность, чем она отличается от маржи и как ее повысить


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Боев

Алексей Боев

Сооснователь и управляющий директор компании «ПланФакт»

«ПланФакт»

«ПланФакт»

Сервиса учета финансов

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Предпринимателю может казаться, что продавать товары по более высокой цене выгодно. Это заблуждение: дешевые продукты иногда приносят больше прибыли. Поэтому лучше рассчитывать маржинальность, чтобы принимать решения на основе точных данных. Рассказываем, как это сделать.

Зачем бизнесу считать маржу и маржинальность

Маржа — это прибыль, которая осталась у бизнеса после продажи товара. Маржу считают по формуле:

Маржа = Выручка − Переменные расходы

К переменным расходам относятся затраты бизнеса на производство товара. У изготовителя безалкогольных напитков — это сырье. Если выпускать больше товара, понадобится больше сиропов и закваски. Расходы вырастут. Также поставщики могут повышать цены на сырьевые материалы.

Маржинальность показывает, насколько бизнес эффективно продает товар. Ее считают по другой формуле:

Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%

Эти данные используют, чтобы оценить эффективность бизнеса и понять, какие товары приносят бизнесу больше денег. Завод по производству газированных напитков производит квас и лимонад. Собственники видят, что первый продается в 2 раза дороже, но это не значит, что продавать его выгоднее. Смотреть надо на маржу и маржинальность.

Таблица с расчетами маржи и маржинальности на 1 л продукции

Маржа на 1 л кваса = 100₽ − 70₽ = 30₽

Маржинальность на 1 л кваса = 30 ÷ 100 × 100% = 30%

Маржа на 1 л лимонада = 50₽ − 20₽ = 30₽

Маржинальность на 1 л лимонада = 30 ÷ 50 × 100% = 60%

Получается, что лимонад маржинальнее, а значит с него можно заработать больше. С 1 рубля проданного лимонада бизнес зарабатывает 60 копеек, а с 1 рубля кваса — 30 копеек.

Маржа и наценка: в чем разница

Часто предприниматели думают, что наценка и маржа — одинаковые показатели, но это не так.

  1. Маржа показывает, сколько бизнес зарабатывает чистой прибыли с каждого рубля выручки.
  2. Наценка показывает, сколько компания зарабатывает с каждого рубля, потраченного на производство.

Наценка — это деньги, которые бизнес добавляет к себестоимости производства или закупки, чтобы зарабатывать, а не работать в минус. Для размера наценки нет ограничений, а вот маржинальность не может быть больше 100%. Поэтому бизнес ориентируется на маржинальность, чтобы оценить свою эффективность.

Для этого маржу считают по отношению к наценке с помощью формулы:

Наценка = Маржа ÷ Переменные расходы × 100%

У напитков одинаковая наценка при продаже одного литра, но если учитывать расходы на производство, наценка лимонада выше почти в 3 раза.

Таблица с расчетами наценки на 1 л продукции в рублях и процентах

Наценка на квас = 30 ÷ 70 × 100% = 43%

Наценка на лимонад = 30 ÷ 20 × 100% = 150%

Как рассчитать маржинальность бизнеса

Маржинальность показывает общую эффективность бизнеса. Для расчета берут значения выручки и переменных расходов по всем направлениям бизнеса.

Для расчета сначала нужно узнать маржинальный доход:

МД = Выручка − переменные расходы

А затем и маржинальность бизнеса:

МБ = МД ÷ Выручка х 100%

Завод из нашего примера показывает маржинальность 38%. Для этого показателя нет каких-то определенных значений и хорошо, если показатель растет. Если этого не происходит, надо смотреть причины. Возможно, дорожает сырье или компания снизила цены под давлением конкурентов.

Таблица с расчетами маржинального дохода и маржинальности бизнеса

МД бизнеса = 80 000₽ − 50 000₽ = 30 000₽

МБ бизнеса = 30 000 ÷ 80 000 х 100% = 38%

Как повысить маржинальность бизнеса

Главное правило повышения маржинальности бизнеса — рост выручки и снижение переменных расходов. Так получается не всегда. Например, расходы увеличиваются, если поставщики поднимают цены или компания перешла на более качественное сырье.

Пример из таблицы показывает, что завод увеличивает маржинальность бизнеса в 2 случаях:

  1. Рост выручки больше роста переменных расходов.
  2. Выручка выросла, а переменные расходы упали.
Пример сценариев развития событий для определения лучшего варианта роста маржинальности

Главное

  1. Показатели маржи и маржинальность используют, чтобы узнать эффективность работы бизнеса в целом или при продаже отдельных видов товаров.
  2. Для этих показателей нет точных значений, но бизнес всегда должен стремиться к увеличению маржи и маржинальности.
  3. Маржинальность увеличивается, если растет выручка, а переменные расходы снижаются или показывают меньший рост, чем выручка.
Алексей Боев
Алексей Боев

Какие сложности с расчетом маржинальности возникают у вас?


Больше по теме

Новости