ПГК, как и многие компании, проводит различные корпоративные мероприятия, чтобы повысить лояльность сотрудников, сформировать коммьюнити и подсветить ценности. Но в какой-то момент мы столкнулись с необходимостью повысить мотивацию коллег участвовать в активностях. И тут к нам на помощь пришла геймификация.
Рассказываем, как и зачем Первая грузовая компания (ПГК) развивала «экономику заслуг» с помощью собственного корпоративного магазина.
В конце делимся результатами и практическими советами, как повторить наш опыт.
Что такое «мотивация» и зачем она нужна
Всё просто — замотивированные сотрудники стремятся выполнять свою работу более качественно, а значит, бизнес быстрее достигает поставленные цели и развивается.
Именно благодаря мотивации персонала можно:
- повысить эффективность и качество работы;
- сформировать постоянный штат сотрудников и снизить «текучку» кадров;
- привлечь в компанию топовых специалистов;
- развить лояльность сотрудников.
«Монеты — это ещё не всё»
Мотивация может быть материальной и нематериальной. С первым видом всё просто и понятно — его предлагает каждая компания, ведь это буквально деньги, которые сотрудник получает за свою работу, будь то зарплата, премии или процент от прибыли.
А вот видов и возможностей для нематериальной мотивации в разы больше. Это могут быть различные социальные льготы и гарантии, возможности обучения, современные рабочие места, корпоративные мероприятия и активности, конкурсы, доски почёта и многое другое.
Именно второй тип мотивации «работает» на формирование лояльности персонала и помогает сформировать корпоративную культуру. Его мы и разберем ниже на примере ПГК.
В начале была идея
Корпоративный магазин с собственной валютой — это отличный инструмент, чтобы «убить двух зайцев»: продвинуть мерч, то есть бренд компании, и замотивировать сотрудников принимать участие во внутренних активностях.
Перед запуском проекта важно решить, чего именно вы стремитесь добиться, и какие задачи компании поможет закрыть этот инструмент. Например, мы хотели показать, какие действия, кроме непосредственно работы, приветствует компания. В нашем случае — это открытость, обмен опытом, предупреждение об опасностях, активный образ жизни.
Прощупываем почву
Эффективную систему поощрения не запустить без анализа потребностей компании. Поэтому мы встретились с лидерами бизнес-подразделений и узнали, какие действия сотрудников важны для них. Так, охрана труда предложила вознаграждать тех, кто сообщит о потенциальной опасности в офисе, подразделение информационной безопасности — тех, кто сигнализирует о попытке мошеннической атаки, а пресс-служба — тех, кто будет выступать на конференциях и помогать продвигать бренд ПГК вовне.
Определяем правила системы
Система поощрения должна быть прозрачная и объективная. Сотрудник должен понимать: я сделаю какое-то количество действий и гарантированно получу желаемое.
Также важно предоставить выбор, что именно может получить человек. До внедрения магазина при проведении внутренних активностей призовой мерч определялся департаментом корпоративных коммуникаций. Но победителю конкурса мог быть совершенно не нужен дождевик, при этом ему был просто необходим рюкзак.
Как «родился» ПГКоин
Итак, мы сформировали свою экономику заслуг, то есть модель вознаграждения, при которой сотрудники зарабатывают внутреннюю виртуальную валюту, выполняя полезные для компании действия, и тратят её в корпоративном магазине.
И в июле 2023 года на базе корпоративного портала мы запустили магазин PGKShop, покупать в котором можно только за собственную валюту ПГК — ПГКоины. Зарабатывать их можно, совершая действия, не входящие в обязанности сотрудника. Это логично: за работу получаешь зарплату, а за дополнительную активность — плюшки.
Цена и ценность
Чтобы определить, сколько виртуальных монет будет получать сотрудник за каждое действие, учитываем два критерия:
- насколько действие полезно для компании;
- насколько оно ресурсозатратно, то есть сколько времени и сил уйдет у сотрудника на его выполнение.
Первое меняется в зависимости от повестки компании. Если необходимо вовлечь как можно больше коллег в обучающую программу, начисляем «монеты» за участие в вебинарах и выполнение домашних заданий от тренера. Если, например, стоит задача проверить новый внешний сайт, вводим вознаграждение за обнаружение бага.
«Суть системы в поощрении регулярных действий»
Относительно цен в магазине лично мы придерживаемся оценки «дорого — нормально». Условно: готовы ли мы дарить футболку за публикацию одной истории, которая делается за минуту? Нет. А за выступление, которое надо готовить несколько дней? Однозначно!
Также у нас есть нерушимый принцип — мы не даём больше 1000 ПГКоинов в одни руки за одно дело.
Техническая реализация
Магазин и систему начисления валюты мы разработали на базе стандартного магазина на Битрикс24, но с сильной кастомизацией не только по дизайну, но и по функционалу.
Например, за часть действий, которые можно отследить на портале — пост в блоге, ведение сообщества, награждение начисляется автоматически. Система проверяет ряд условий и, если всё соблюдено, выполняет транзакцию. За офлайн действия ПГКоины надо начислять вручную.
Также наши разработчики ввели возможность начислять ПГКоины массово: робот за пару секунд пополняет кошельки сотням сотрудников. Такая функция нужна после масштабных корпоративных кампаний или акций.
Внедрена функция «поделиться ПГКоинами» с коллегами, сопроводив операцию комментарием. Эта доработка оказалась популярна: кто-то присылает монетки имениннику, кто-то в качестве комплимента или организационного взноса на турнире по настольному теннису в офисе. Это хорошо работает на корпоративную культуру, именно на взаимодействие сотрудников.
Прием и выдача заказов
В среднем в PGKShop 20 заказов в неделю, но бывают и наплывы во время акций или распродаж. Так, в «Чёрную пятницу», когда все товары продавались в полцены — реальная скидка, не накрученная, — было 49 заказов, и в каждом по несколько позиций. Также наплыв заказов бывает после массовых начислений по итогам конкурсов или квизов на всю компанию, где призы — ПГКоины.
Доставка заказов осуществляется в офисы компании — у ПГК их 14 по всей стране. На всех этапах заказа — оформление, отправка, готов к выдаче — сотруднику приходят письма.
Обратная связь
После того, как мы ввели поощрение для авторов корпоративного портала, пользовательский контент вырос в несколько раз. Для примера: до ввода поощрения сотрудники в среднем публиковали по 15 историй в неделю, сейчас — по 90.
«Количество историй на корпоративном портале увеличилось на 500%»
Мерч нравится всем, поэтому нас часто спрашивают, можно ли его купить за рубли, так как копить ПГКоины долго, а товар могут разобрать. Мы изначально решили, что за деньги купить нельзя. Наша цель — не заработать денег, а простимулировать действия, поэтому у нас индивидуальный подход: предлагаем сотрудникам начать зарабатывать, а желаемый товар откладываем для них.
Ассортимент
Работа с коллекциями — одна из самых творческих задач. Мы устраиваем мозговые штурмы, опираемся на пожелания сотрудников, смотрим, что продаётся лучше всего. Кстати, самый ходовой товар — носки с вагонами.
На втором месте по популярности бейдж для пропуска, на третьем — металлический значок с логотипом компании. Осенью мгновенно разошлись варежки, а зимой — игрушечная железная дорога и Щелкунчик-орехокол.
Наши фотомодели — это сотрудники ПГК и их дети. Над принтами работает штатный дизайнер.
Почему мы так бережно относимся к коллекциям, стремимся, чтобы это долго носилось, хорошо выглядело, было крутым? Потому что понимаем, что за деньги это купить нельзя.
К каждой значимой дате добавляем в ассортимент тематические товары или делаем на них скидки. Это позволяет поддерживать перманентный интерес к виртуальной витрине, а не только в момент выхода сезонной коллекции. Например, ко Дню Земли мы выставили термобутылку с датчиком температуры и сделали скидку на шопер и кофер, чтобы поддержать сокращение отходов. А ко Дню мобильного телефона добавили кабели и беспроводные зарядные устройства.
Как сейчас развивается наш магазин
Всё больше бизнес-подразделений, увидев, как взлетел PGKShop, обращаются в департамент корпоративных коммуникаций за вводом поощрения нужного им действия.
Проект корпоративного магазина с внутренней валютой оказался одним из самых успешных во внутреннем мире ПГК — он нравится и бизнесу, и сотрудникам, и постоянно на виду. Уже сложно представить, как мы без него обходились всего год назад.
Поэтому мы однозначно будем его расширять, в том числе офлайн. Например, мы планируем организовывать выездные шоурумы на корпоративных мероприятиях.
Также мы интегрировали в PGKShop корпоративное спортивное приложение: сотрудники ходят и бегают с умными браслетами, получают за это бонусы, которые меняют на промокоды. Промокоды активируют на портале, и на счёт начисляются ПГКоины. Это тоже разработка наших IT-специалистов.
К юбилею магазина мы ввели накопительную скидку: если потратил в сумме больше 10000 ПГКоинов, то получаешь пожизненную скидку 10% на всё.
А совсем недавно ввели поощрение за отзыв на товар с фото. В каждый заказ вкладываем флайер: сделай фото и оставь отзыв, чтобы получить 30 ПГКоинов.
Работа над коллекциями продолжается: дозаказываем производство товаров-хитов и уже готовим осеннюю и зимнюю коллекции.
Что делать, если хотите так же
Пока большинству компаний кажется, что это неподъемная задача. Потому что тяжело просчитать цены действий и товаров, трудно спрогнозировать спрос. А проконсультироваться особо не у кого, так как такой инструмент мало у кого есть.
Признаемся: нам тоже было страшно! Мы беспокоились, что будет слишком дорого — и никто до осени не успеет накопить на товары летней коллекции. Или, наоборот, будет слишком дёшево, и всё раскупят за пару дней.
Спустя год советуем: ешьте слона по кусочкам, рискуйте, будьте гибкими и постоянно корректируйте:
- Не пытайтесь уместить все действия в прайс и всё предусмотреть. Начните с самого простого. Например, вам нравится, что люди лайкают новости? Пообещайте за лайк одну единицу вашей валюты. Например, мы начали обкатывать систему на внутренних коммуникациях: стали поощрять сотрудников за публикации на корппортале, а потом ввели и другие действия.
- На старте проекта предупредите, что сейчас за определённые действия предусмотрено поощрение в размере x, но всё может измениться: добавятся новые действия, цены, скидки и акции. Система поощрения — живой организм. Если поймёте, что у вас «выносят склад», поднимите цену товара или сделайте ниже стоимость действия.
- Обязательно сверстайте постоянную страницу, где будут актуальные подробные условия заработка. Закрепите её на видном месте и редактируйте по мере надобности. Оставьте канал для вопросов.
И помните, корпоративный магазин — это инструмент не только для корпораций с большим бюджетом. Если у вас есть стремление и искреннее желание, вы можете запустить его и в небольшом уютном стартапе.
Расскажите, какими методами вы вовлекаете сотрудников в корпоративные активности?