Многие считают, что пчеловодство — это производство мёда, воска и пчелиного маточного молочка. А “промышленное” — значит в крупных объемах. Но на самом деле это лишь часть того, что может дать пчеловодство. Как показывает практика, доход от продажи мёда не всегда сравним с тем, что можно получить, работая с пчелами по другим направлениям.
Как можно зарабатывать на пчелах
Пчеловодство включает 3 крупных направления.
Производство меда. Это, собственно, сбор меда, а также продажа других продуктов пчеловодства.
Пчелозаводы. Так называемые “отводки” — маленькие пчелиные семьи, которые используют для разведения той или иной породы.
Опыление. Работа с фермерами и агрокомплексами — опыление садов, семеноводческих хозяйств, малинников.
Производством меда и отводками могут заниматься как любительские пасеки на 5-50 пчелиных семей, так и промышленные, где количество пчелосемей начинается от 500 штук.
Мед — это стабильное, востребованное направление, где уже много лет спрос превышает предложение. Поэтому, даже начинающие пчеловоды занимаются продажей меда, не боясь конкуренции с крупными игроками.
Однако, именно крупным игрокам — промышленным пасекам — в последние несколько лет стал доступен огромный кусок пирога, который только начали осваивать в России, но который уже приносит доход в 2 раза больше, чем мед.
Речь идет о промышленном опылении, и именно эту модель бизнеса на пчелах более подробно рассмотрим далее.
Что такое промышленное опыление
По сути — это услуга по увеличению урожайности в садах, на фермах и в семеноводческих хозяйствах, особенно тех, которые занимаются семенным фондом подсолнечника, рапса и других культур.
80% сельхозкультур в мире так или иначе опыляются насекомыми или птицами. И от качества опыления напрямую зависит качество и количество урожая. Например, в яблоневых садах пчелы увеличивают урожай на 20–35%. А в семеноводческих хозяйствах опыление влияет не только на количество урожая, но и на размер зерна, всхожесть и другие показатели.
В последние пару лет резко сократились поставки семенного материала из других стран и его стали замещать семенами отечественного производства. Посевы подсолнечника и рапса увеличиваются с каждым годом от 30 до 50% площадей. И качество получаемых семян должно иметь высокое значение.
Из-за стремительного роста отрасли уже сейчас во многих областях страны намечен дефицит пчел. Поэтому за них и начали платить. И если раньше фермеры платили только за семенной подсолнечник, то сейчас арендуют пчел и для опыления обычного продовольственного подсолнечника и других культур.
Стоимость промышленного опыления
В России еще 10 лет назад пчеловоды платили фермерам, чтобы встать на поле.
5 лет назад это стало бесплатно, и уже фермеры стали приглашать пчеловодов в свои владения.
Сегодня же фермеры готовы платить за пчел и за опыление, потому что агропромышленность активно развивается и дефицит пчел все больше дает о себе знать.
Стоимость опыления постоянно растет. Пару лет назад она составляла 500 ₽ за 1 пчелиную семью. Сейчас средняя цена — 2500-3000 ₽ за семью при опылении семенных культур и 1000-1500 ₽ при опылении садов.
На опыление каждого гектара подсолнечника по нормам ГОСТа и рекомендациям ученых требуется 4 пчелиные семьи. Однако фермеры берут 2-3 семьи на гектар. Но и это значительно увеличивает урожайность.
Опыление — кочевая деятельность. В Америке, например, пасеки кочуют с юга на север и могут за сезон делать от 3-х до 4-х опылений. В нашей стране территория с юга на север растянута и при правильном подходе и четкой организации процессов, мы можем делать до 5-6 опылений в сезон. Главное, чтобы промышленная пасека могла быстро переезжать, не боялась больших расстояний, была мобильной и надежной.
Вот и вся математика
Сравним доход от промышленного медового пчеловодства и промышленного опыления для пасеки с 1000 пчелосемей.
Медоносная пасека. За сезон 1 пчелосемья на пасеке собирает в среднем 30-40 кг товарного меда. Следовательно, пасека из 1000 пчелосемей собирает 35 тонн. Оптовая цена на мед —100-120 р/кг.
Итого за сезон: 3,8 млн ₽.
Пасека для опыления. Уже весной начинаются первые заказы в садовые товарищества. Средний ценник на опыление садов — 1 000 ₽ за 1 семью. Таким образом от 1000 пчелосемей за май получаем 1 млн ₽.
Далее начинается опыление раннего подсолнуха и рапса. Здесь уже средняя цена за 1 семью — 2 500 ₽, а значит пасека получает еще 2,5 млн. Но за сезон пасека выезжает на опыления от 2 до 5 раз.
Итого за сезон: от 6 млн ₽ до 13,5 млн ₽.
Приятный бонус: пчеловодство находится в зоне льготного налогообложения. Так что на сегодняшний момент пчеловоды, занимающиеся опылением, освобождены от уплаты налогов.
Потенциал отрасли
Раскрою подробнее несколько пунктов.
Развитие агропромышленности. В странах, где промышленное опыление уже широко распространено, доля промышленных пчеловодов составляет 15-20%. В России этот показатель пока не превышает 3%, но так как в ближайшие 10-15 лет ожидается активный рост этой отрасли, то и количество пчеловодов будет увеличиваться до тех самых 15-20%.
Те, кто решит посвятить себя пчеловодству, сейчас имеют уникальную возможность занять свое место на этом рынке и стать востребованными специалистами в перспективной и важной сфере.
В ближайшие 10 лет ожидается рост доли промышленных пчеловодов с 3% до 20%
Миндаль и другие сады. Самое дорогое опыление — опыление миндаля. В Америке за две недели одна пчелиная семья приносит минимум 160 долларов (около 15 000 рублей). В России миндальные сады только заложены, поэтому пчел для опыления туда начнут привозить через 5-10 лет, и количество таких садов будет только увеличиваться. Помимо миндальных, в стране растет число и других садовых культур, что также открывает новые возможности для пчеловодов.
Повышение стоимости услуг. Новых крупных игроков в сферу опыления привлекает выгодная стоимость услуг и возможность быстро окупить инвестиции. Если за последние 5-6 лет цена на мед практически не изменилась, то стоимость опыления выросла с 0 до 3500 рублей. С учетом активного развития агропромышленных комплексов в России и задач по импортозамещению, можно ожидать, что в ближайшие десятилетия спрос на услуги опыления будет расти и дальше.
Компания Power Family
Компанию по промышленному опылению Power Family я и Ярослав Кравченко. Нашей промышленной пасеке Power Family уже 3 года и за это время мы достигли значимых результатов.
С чего все началось. Пчеловодством мы занимаемся уже 15 лет. Изначально это было просто хобби — наша пасека насчитывала менее 50 пчелосемей. Некоторое время мы сосредоточились на производстве меда, однако это не стало для нас интересным, так как множество других пчеловодов занимались тем же.
Также мы пробовали продавать пыльцу на питание оптом для шмелеводов. Это направление оказалось более увлекательным, но, к сожалению, нам пришлось временно от него отказаться из-за высоких энергозатрат, связанных с ручным трудом. В будущем мы планируем вернуться к продаже пыльцы и развивать это направление параллельно с опылением.
В одной книге было написано — сделай хобби своим заработком, и ты всю жизнь будешь счастлив. Так вот, пчеловодство и стало для меня этим хобби
На протяжении всего этого времени мы изучали опыт пчеловодов из разных стран, особенно интересуясь ситуацией в Америке, где эта отрасль давно развита и устоялась. Еще 10-15 лет назад в Соединенных Штатах доля промышленных предпринимателей, занимающихся опылением, составляла 70-80%. Мы ждали, когда и в России появится возможность получать оплату за опыление, и вот, три года назад, наши ожидания наконец оправдались.
Этапы развития Power Family. Мы приехали 9 апреля 2022 г на пасеку и прожили там примерно до 10 сентября.
На начало сезона у нас было 89 ульев и за это время мы сделали еще порядка 250 своими руками. Купили часть необходимого оборудования. А также увеличили пасеку с 89 семей до 600 семей за 1 сезон.
Параллельно мы занимались поиском первых клиентов, налаживали базовые процессы, такие как логистика и оптимизация работы, и постепенно превращали наше увлечение в полноценный бизнес-проект.
Мы успешно пережили первую зиму и с апреля по июнь 2023 года активно наращивали семьи на пасеке. В тот год мы впервые решили обратиться к брокеру для организации опыления. Однако переезд оказался сложным: мы не учли риски, связанные с клещами и это привело к крупному ЧП. Из нашей пасеки в зимовку ушло около 400 семей, но к весне осталось всего 35 — меньше 10%. Все остальные пчелосемьи погибли.
Эта ситуация заставила пересмотреть нас многие рабочие моменты и несмотря на то, что потеря была весомой и крайне неприятной, мы смогли оптимизировать работу и в этом направлении и взять под контроль увеличение семей на пасеке.
К нашим оставшимся 35 семьям мы докупили еще 25. И потом приняли решение, что нам нужно покупать готовых маток другой породы, которая быстро растет, хорошо развивается и приспособлена к нашему климату.
Мы выбрали пчел породы Карника для нашего проекта, купив их у матководов из Краснодарского края. Внедрив их, убедились, что этот инструмент действительно эффективен. За один сезон мы восстановили пасеку и вырастили пчел, которых использовали на нескольких опылениях. В зимний период у нас осталось 300 крепких семей.
В этом году мы уже самостоятельно выезжали на опыления и заключили два договора в Курской и Орловской областях. Для этих опылений мы привлекли, помимо своих пчелосемей, еще 1000 семей от других коллег — как мелких, так и промышленных пчеловодов. Мы отработали систему и наладили процессы, что позволяет нам увеличить потенциал до возможности вывозить до 10 тысяч семей.
Кейс: опыление для агрокомплекса. Компания Агроника в Орловской области, в Свердловском районе решила начать выращивать семенной подсолнух сорта Сури. В первый год они решили засеять 495 гектар. И на этот проект для опыления заказали по 2 пчелосемьи на 1 Га.
По итогу, получили на выходе около 30 центнеров с гектара. В условиях первичного засева их опыт оказался весьма положительным, так как на сегодняшний день средний показатель по России — 20 центнеров с 1 Га.
Как пчеловоду стать лучшим другом фермера
Агроном при выборе промышленного опыления основывает свое решение на трех вещах.
Сила семей. Это был должен быть улей с 10-12 обсиженными рамками:
- 2-3 рамки с медом;
- 3-4 рамки с расплодом:
- остальные рамки: 50/50 мед с расплодом.
Это одна из тонкостей. Если пчелы будут слабыми, будет недостаточное опыление.
Скорость доставки. Если пчеловод опоздает, то многие цветки останутся неопылёнными, из-за чего снизится качество и количество урожая.
Быстрый сбор и вывоз. В любой момент нужно иметь возможность собрать и вывезти пчел. Чаще всего это требуется, когда необходимо срочно обработать посев от вредителей. Если будет задержка с выездом пасеки, то либо вредители повредят значительную часть урожая, либо пчелы пострадают от пестицидов.
Если решить три этих вопроса для фермеров и агрономов, то вы станете их лучшими друзьями на ближайшие 10 лет.
Мы этот вопрос решаем быстро и просто. Помимо соблюдений элементарных сроков в договоре, нашу работу упрощают контейнеры — мобильные и оптимальные для транспортировки. Если вдруг появится какой-то вредитель, мы можем выехать с поля в кратчайшие сроки, сохранив и пчел, и посев.
Технологические аспекты работы Power Family
Использование контейнеров значительно упростило рабочие процессы промышленной пасеки. Мы оптимизировали процессы логистики и решили проблему с рабочей силой — немногие люди хотят работать на пасеках, так как боятся пчел.
В этом нам помог опыт коллег из Америки и других стран, где пчеловодство развито на достойном уровне. В основном, они используют паллеты на 4 пчелосемьи, что значительно упрощает транспортировку. Мы же в своем проекте для этого адаптировали контейнеры и теперь одной единицей считаем 5 семей.
Все корпуса взаимозаменяемы и едины, грузятся манипулятором или погрузчиком. Таким образом мы отошли от ручной погрузки, сэкономили ресурсы рабочей силы и оптимизировали время погрузки/разгрузки пасеки.
Все эти проблемы и задачи мы решили за 2 года. Теперь налаженные процессы помогают нам обслуживать в 10 раз больше пчелиных семей, чем раньше, за одно и то же время.
Сейчас мы вдвоем обслуживаем до 1000 пчелосемей, в то время как в России человек, который самостоятельно обслуживает 100 семей уже считается успешным пчеловодом. И поскольку система работы налажена, то по ней можно выстроить работу промышленного пчеловодства в любом регионе страны.
Планы развития Power Family
У нас амбициозные планы.
Популяризация промышленного пчеловодства. Сейчас одной из наших важных задач является создание системы, которая позволит любому пчеловоду стать промышленником всего за год. Мы планируем оцифровать эту систему и вывести на рынок, чтобы пчеловоды могли контролировать все свои задачи через информационную платформу. Например, она будет напоминать, когда необходимо проверить и пролечить пчелосемьи.
Эта система позволит промышленным пчеловодам вырасти до 20% от пчеловодства в целом и она же позволит нескольким людям без труда обслуживать тысячу пчелосемей.
Партнерство с агрохолдингами и семеноводческими фермами. Пчелы играют ключевую роль в деятельности агропромышленных компаний, ведь без качественного опыления не будет ни хороших семян, ни богатого урожая. Однако холдингам и фермерам невыгодно создавать собственные пасеки, так как это требует значительных затрат времени и внимания. Мы, в свою очередь, готовы создавать партнерские пасеки-филиалов на индивидуальных условиях, которые будут заниматься опылением площадей этих ферм и комплексов. Агропромышленность продолжает развиваться, количество семеноводческих хозяйств, садов и ферм растет. А мы, как участники этого рынка, будем расти параллельно с ними.
Обучение промышленных пчеловодов. Это направление мы начинаем разрабатывать для двух крупных групп людей, которые интересуются промышленным опылением: молодое поколение пчеловодов и инвесторы в агропромышленные и сельскохозяйственные проекты.
Молодые пчеловоды, которые сейчас могут быть просто любителями, однозначно заинтересуется перспективами развития в промышленных масштабах. Обучение на рабочих пасеках поможет им быстро адаптироваться к сфере и начать получать результаты с минимальными потерями.
Инвесторам же важно знать, что пчеловодство — направление, которое требует непосредственного участия и внимания. Поэтому выбирая эту сферу нужно либо доверить пасеку в управление профессионалу, либо погрузиться в работу самому, изучить нюансы и самостоятельно работать со своими семьями. В любом случае, мы готовы передать свой опыт и наработки.
«Если вы любитель в пчеловодстве, то прежде чем идти в опыление, хорошо подумайте и взвесьте все “за” и “против”. Потому что накладные расходы по логистике и транспортировке, риски, которые там присутствуют, не идут в сравнение с проблемами медовых пасек».
Ярослав Кравченко
Сооснователь Power Family
Промышленное опыление — относительно новое направление для российского рынка, но в то же время крайне актуальное. И пока эта сфера только набирает обороты, есть возможность занять в ней свое место, изучить возможности, предложить решения и внедрить как свои собственные разработки, так и проверенные десятилетиями и даже разными странами техники.
Что вы думаете о перспективах молодого поколения пчеловодов?