Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Restik: какие ошибки компания совершала при выходе на рынок


Создатель облачной платформы для ресторанного бизнеса рассказал про 8 факапов, которые прошла его компания


Эту статью написал участник сообщества

Олег Сужаев

Олег Сужаев

Основатель и генеральный директор Restik

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Создатель облачной платформы для ресторанного бизнеса рассказал про 8 факапов, которые прошла его компания


Эту статью написал участник сообщества

Олег Сужаев

Олег Сужаев

Основатель и генеральный директор Restik

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Если вы планировали создать бизнес без ошибок, плохие новости: скорее всего, у вас не получится. Есть и хорошие: благодаря ошибкам рождаются сильные бизнес-модели, а еще можно учиться на чужих промахах. Делимся своими ошибками и рассказываем, как можно было бы их избежать.

Наши заблуждения и ошибки характерны для практически любых технологических стартапов — не только для ресторанного бизнеса.

В ресторанном бизнесе работу над проектом можно разделить на несколько частей: разработку продукта, формирование команды, продвижение и дальнейшее масштабирование (в идеале)

Отсутствие финансовой модели и проверенного плана разработки

На этапе запуска Restik был стартапом энтузиастов без знания рынка и его потребностей. Мы не знали:

  • сколько будет стоить привлечение пользователя;
  • какая будет юнит-экономика услуг;
  • станет ли это дело прибыльным хотя бы в далекой перспективе;
  • и за что вообще клиенты готовы платить.

В какой-то мере нам повезло: энтузиазм перевесил неопытность. Интуитивно мы нашли те самые «боли» клиентов. Но незнание ниши могло привести к тому, что продукты оказались бы невостребованными или же наших ресурсов не хватило бы для соперничества с крупными игроками.

Как этого избежать. Достаточно сделать два шага:

  1. Провести простой анализ рынка своими силами. Достаточно просто оценить сайты конкурентов, встать на место клиента и пообщаться с менеджерами компаний-соперников, оценить спрос по частотности запросов, имеющих отношение к продукту (например, «программы для ресторанов»), с помощью Яндекс Wordstat и Google Discover. Одним словом, понять, как работают люди в этой сфере и чего может не хватать клиенту.
  2. Провести кастдев. На этом этапе нужно спросить у клиента напрямую, какой продукт ему нужен.

Найти готовых к общению людей можно разными способами. Вот два из них:

  • присоединиться к профессиональным сообществам (чатам в Телеграме, группам в соцсетях), написать в личку участникам или закинуть в общий чат опрос/анкету;
  • привлечь потенциальных клиентов на сайт пока не созданного продукта (достаточно сделать только лендинг), на котором будет информация о его идее и преимуществах. Далее можно предложить людям оставить заявки в обмен на бонусы для них: возможность быть в числе первых заказчиков, влиять на создание продукта. У каждого человека, оставившего заявку, нужно спросить, чего не хватает ему и его бизнесу в современных условиях.

Если не получается провести анализ самостоятельно и остаются вопросы, их можно провести с аналитиком. Но на первых порах фаундеру необходимо самому разобраться с тем, как работают компании в его нише, за счет чего они зарабатывают, — это базовые вопросы для человека, который будет принимать решения в бизнесе.

Для ресторанного бизнеса облачная платформа Restik решает задачи учета, контроля сотрудников, выстраивания отношений с гостями и запуска онлайн-продаж

Неверная расстановка приоритетов

Restik — это большой технологичный продукт. Для пользователей он должен быть простым и понятным, но с изнанки это сложная система. Она разрасталась органично: мы добавляли новые функции в зависимости от увиденных нами запросов и возможностей. Например, во время пандемии очень успешно ввели механизм для онлайн-заказов.

Команда хваталась за все, что, на наш взгляд, было бы круто сделать. Но так как мы прыгали с идеи на идею, получалось, что часть продукта страдала от нашего невнимания и не развивалась. Были неправильно расставлены приоритеты: мы тратили время на фичу, которая нужна 3% клиентов, когда могли бы проработать ту часть продукта, которая важна остальным 97%.

Как этого избежать. Пока нет пользователей, и генераторами идей, и их главными критиками становятся сами разработчики. Но, как и в прошлом примере, можно привлекать к опросам потенциальных пользователей с помощью специальных сервисов: Яндекс Взгляд, Google Формы. Точно так же важно смотреть, как проблемы рынка решают конкуренты.

Как только появляется база клиентов, становится проще узнавать мнение аудитории о тех или иных фичах. Например, сейчас у нас есть портал идей от пользователей с возможностью голосования. Мнение клиентов о продукте также собирает служба поддержки. Важно просто не пренебрегать информацией, которая есть у вас на руках.

Отсутствие бизнес-части

Сначала мы не уделяли внимания развитию бизнеса. Во-первых, в этом нужно было разбираться. Во-вторых, нам как разработчикам было интереснее содержание. Неудивительно, что у нас не было продаж.

Как этого избежать. Бизнес-часть у нас, конечно же, появилась с развитием проекта, но наш совет: не стоит упускать время. Правильно сразу искать в команду опытного специалиста, который будет заниматься коммерцией. Если нет возможности найти специалиста с нужными навыками, можно выбрать человека из команды, которому придется с нуля обучиться вести продажи. Времени уйдет больше, чем в первом случае, но хотя бы в команде появится человек, ответственный за бизнес-часть.

Недостаточное внимание к участникам рынка

Мы не сразу начали отстраиваться от конкурентов. И дело не в том, что у нас не было преимуществ, просто они создавались интуитивно, без плана выделиться за их счет. В итоге ни команда, ни клиенты не понимали и не могли транслировать то, чем мы отличаемся от аналогичных компаний на рынке.

Как этого избежать. Все это продолжалось до тех пор, пока мы не провели глубинное интервью среди пользователей. Исследование показало, какие качества компании ценятся клиентами: простые, быстрые и недорогие решения в противовес консервативным подходам других компаний. Вот они-то и были нашими уникальными чертами с момента запуска. Но в идеале уникальные преимущества должны быть заявлены еще в плане проекта, а не появиться сами собой. Это убережет от еще одной ошибки — полного повторения продукта конкурентов.

Позднее привлечение инвестиций

На старте проекта Restik для создателей был почти как хобби: у всех была основная работа, стартапу уделяли вечера и выходные и дохода он не приносил. Отчасти поэтому на разработку продукта ушло около пяти лет. При правильном распределении времени такой продукт, как наш, можно было бы разработать за год-полтора. К моменту, когда нашему проекту стали особенно нужны «горящие глаза», команда уже была без сил.

Как этого избежать. Привлекать инвестиции. Именно они позволили нам сделать проект фултайм-работой. С ними появилось время на отдых и открылось второе дыхание в разработке продукта.

Стартап — это не спринт, он может создаваться несколько лет, и люди, работающие над ним по вечерам после работы, просто перегорят за долгое время. Чтобы этого не случилось, вам нужны деньги от инвестиций, гранты. Их можно получить и без готового продукта, но здесь в игру вступает искусство делать незабываемые питчи.

Маленькие доли у команды

При запуске стартапа мы не применяли вестинг (поэтапная выдача долей команде или фаундерам), поэтому доли членов команды остались небольшими.

В дальнейшем пренебрежение вестингом может стать проблемной точкой для взаимодействия внутри команды и мотивации участников. Они будут считать, что полученные доли не соответствуют затраченным ими усилиям и другим ресурсам.

Как этого избежать. Можно применять базовый принцип:

  • составить таблицу капиталовложений (структура собственности участников проектов);
  • понять, какие доли полагаются каждому члену команды сейчас;
  • придумать свою систему вестинга;
  • предположить, как доли будут размываться на следующих этапах, чтобы каждый понимал, к какому результату он сможет прийти.

Если некоторые участники останутся недовольны полученными цифрами, вы сможете договориться или понять, что вам не по пути, на старте.

Зоны ответственности

Из-за недостатка опыта и навыков у нас не было разграничения зон ответственности. Каждый мог помочь с задачами, которые не входят в его обязанности, но в результате возникало больше споров: с кого спрашивать результат и чье мнение решающее?

Наши фаундеры были хорошими техническими специалистами, но никто не разбирался в коммерческой части. Из-за того, что мы не определили это как слабое место на старте и не стали брать в команду еще одного специалиста, со всеми сложностями пришлось разбираться самим, и да, это заняло больше времени.

Как этого избежать. Важно понять свои компетенции и слабые места как можно раньше, иначе у вас наберется команда из специалистов с одинаковой экспертизой и какие-то части проекта будут развиты слабо. Можно отобразить в таблице, кто что умеет и за что будет ответственен, а дальше думать, кто мог бы «заполнить» пустые графы.

Проблемные коммуникации в команде

На первых этапах команда работала на удаленке. Отсутствие коммуникаций и пересечений не способствовало мотивации участников: со временем они переставали понимать, что и для кого они делают.

Как этого избежать. При запуске стартапа стоит продумать условия (помещение и свободные часы), где и как участники смогут встречаться и работать. На ранней стадии это ускоряет взаимодействие, разработку и согласование, потому что почти любую гипотезу можно тут же вместе протестировать.

Заключение

Молодым вдохновленным командам без опыта на рынке бывает непросто. И ошибок не избежать. Но критически важно на старте иметь план действий, основанный на анализе рынка и экспертизе технических специалистов. Скорее всего, этот план еще придется менять, реагировать на изменения в мире и в бизнесе, но с ним получится задать основное направление развития проекта.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости