«Коммерсантъ» пишет, что только за 2023 год появилось 40 новых российских брендов одежды и обуви, а к концу 2024 года эта цифра значительно увеличится. За последние два года доля российских марок в московских торговых центрах увеличилась более чем в полтора раза, достигнув рекордных 72%. Конкуренция растет, и роль позиционирования, брендинга, маркетинга, становится все более и более значимой. При этом при выводе нового бренда на рынок легко допустить ошибки, которые могут стать фатальными. О том, на какие подводные камни часто натыкаются новички и как их избежать — в этом материале.
Придумать портрет целевой аудитории бренда
Часто встречаются две крайности. Первая из них — думать, что бренд подходит всем. Вторая — придумать образ покупателя самостоятельно, часто при этом ориентируясь на собственные ожидания и собственный вкус.
Как избежать ошибки: провести исследование целевой аудитории. У молодых брендов часто нет больших ресурсов для большого и серьезного исследования, но есть и более доступные инструменты. Например, можно сделать маппинг (mapping) ближайших конкурентов: кому они адресуют свои маркетинговые коммуникации, в какой нише работают, какой сегмент людей приобретает их вещи. Полезно посмотреть и на рынок в целом: это поможет понять, в какой нише не хватает продукта.
После этого рекомендуется прикинуть приблизительный портрет аудитории: ее социально-демографические характеристики (пол, возраст, уровень дохода, место жительства, интересы, типичное поведение). При этом последние факторы не менее важны: согласитесь, портрет вроде “женщины до 35 лет, живущие в большом городе и имеющие средний уровень дохода” вам не поможет. А вот “любительницы активного образа жизни, поклонницы Хейли Бибер, часто занимающиеся спортом” — уже ближе к пониманию портрета аудитории.
Можно провести кастдев (customer development) — несколько фокусных интервью с представителями желаемого сегмента. Так вы выясните, какие тренды волнуют аудиторию, и какие ожидания у нее есть от потенциально релевантного ей бренда. Обращайте внимание на следующие моменты: что люди ищут для себя, какие экзистенциальные задачи решают, к какому психологическому архетипу относятся. Кому-то важно самовыражение, кому-то — безопасность и комфорт, кому-то статусность. Все эти люди будут приобретать одежду по-разному.
Очень здорово посмотреть на тональность сообщения брендов- конкурентов и на ту часть личности покупателя к которой они общаются — взывает бренд к внутреннему бунтарю или соблазнителю ( тут отлично помогает разобраться архетипический подход) и по этому принципу также отлично сделать мэппинг — он поможет найти нишу для персоны вашего бренда.
Игнорировать тренды
Выходя на рынок, команды молодых брендов чаще всего не обладают ни опытом, ни пониманием бизнес-контекста. Из-за этого они могут либо долгим путем проб и ошибок приходить к уже давно проверенным и работающим идеям и изобретать велосипед, либо раз за разом совершать ошибки, лекарства от которых давно придуманы.
Как избежать ошибки: заниматься собственным образованием и постоянно исследовать контекст.
На тему fashion-маркетинга в сети можно найти огромное количество контента, а если есть возможность — поучаствовать в отраслевых конференциях. На них часто выступают топовые спикеры сферы, и каждый из них делится критично важными для начинающего предпринимателя данными, в том числе актуальными цифрами, исследованиями потребительского поведения и текущей ситуацией на рынке. На профильных форумах также рассказывают, как работать с омниканальностью, маркетплейсами, какие новые digital-инструменты использовать для продвижения, проводят лекции о том, что такое партнерский маркетинг, как выстроить лояльность клиентов и как с ними работать. Вы услышите про актуальные риски и законодательные ограничения от практикующих экспертов. Что приятно, многие конференции проводятся бесплатно, а вебинары прошлых сезонов можно найти в записи в свободном доступе.
Упускать из внимания омниканальность
Омниканальность — это выстраивание осознанной, залинкованной, логически связанной коммуникации в разных каналах. Например, один и тот же тезис можно донести клиенту в личных аккаунтах бренда, в CRM-рассылке, в подборках в релевантных СМИ, в контекстной рекламе и так далее.
Сейчас распространена модель развития бренда, которую маркетологи называют D2C — direct to consumer. К этому сегменту относятся все инди-бренды, которые продвигают себя через Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ). В таком случае собственный канал коммуникации бренда является также единственным каналом продаж. Таких брендов достаточно много, потому что это самый безопасный с точки зрения объема инвестиций запуск. Он дает возможность протестировать и релевантность продукта, и потребности аудитории, но лишь на первых порах. Дальше необходимо искать и другие каналы, например, пробовать привлекать инфлюенсеров.
Как избежать ошибки: тестировать несколько каналов сразу. Клиент покупает не просто одежду. Покупая новые джинсы, клиент на самом деле приобретает минус пять килограмм в зеркале, новое платье — удачное свидание, новый пиджак — уверенность в себе. Каждый канал коммуникации требует своего подхода, но все они объединены одной целью: вызвать у покупателя нужную эмоцию.
Кстати, критически важный канал для fashion-индустрии даже при модели D2C — наличие магазина или хотя бы шоурума. Физический контакт потребителя с одеждой или аксессуарами очень важен, потому что модный бизнес в первую очередь работает с впечатлениями и эмоциями. Нельзя недооценивать важность красивого, гостеприимного, ухоженного магазина, упаковки продукта от пакета до запаха. Все эти элементы создают волшебство при соприкосновении с продуктом. Это действительно важно и может помочь быстро выделиться на фоне однотипных конкурентов.
Жесткий долгосрочный план
Сейчас “пятилетний план коммуникаций” звучит примерно как “столетний”. Горизонт планирования сузился до нескольких минут: мир меняется слишком быстро, и то, что работало сегодня, завтра может не показать результата.
Как избежать ошибки: потратить время и протестировать несколько жизнеспособных гипотез, в идеале — во всех доступных вам каналах, не зацикливаться на одном надолго. Так вы определите более-менее устойчивые механизмы именно для вашего бренда. Голос бренда, стиль коммуникаций, эмоциональные акценты, целевые сегменты: все это выстраивается путем долгого тестирования, но в итоге приносит ключевой результат. Игра в угадайку на гибком fashion-рынке может стоить вам очень дорого.
Каждому бренду подойдет разный принцип работы с каналами. Например, вы открываете маленький бренд одежды для серферов, и сами вы серфер, а значит, прекрасно понимаете, что радует сердце спортсмена. Для входа на рынок это может сильно помочь. Вы можете сделать тематический магазин и вести каналы бренда в аутентичном стиле, возможно, сделать коллаборацию с тематическими блогерами. А что дальше — контекстная реклама, наружка рядом с искусственной волной, интеграция в соревнования? Выяснить можно только на собственном опыте, вкладывая небольшие бюджеты в каждый канал и оценивая результат. Гигантскому масс-маркет-бренду, например, нужно будет делать все с точностью наоборот: акцентировать внимание на наружной рекламе, активной работе с таргетингом, контекстной рекламой и инфлюенс-маркетингом в очень разных сегментах.
Конечно, во многом успешной аналитике трендов и ситуации на рынке, составлению рекомендаций и созданию креативов способствует использование нейросетей. Важно понимать, что ИИ — это стремительно развивающийся помощник любого маркетолога, с ним нужно уметь филигранно работать, а быстро сгенерированные в Midjourney картинки для социальных сетей уже база, а не открытие.
Слепо следовать каждому тренду
Сколько безликих брендов прогорают именно потому, что их не отличить от сотен совершенно аналогичных конкурентов — а все потому, что коммерческий бренд без идеи и собственного голоса никого не заинтересует. Бежевые костюмы, джинсы, белые футболки и тренч наводнили рынок, но очень трудно убедить покупателя, что приобрести все это нужно именно у вас. Скорее всего, он просто не обратит внимания на ваши коммуникации, если они ничем не будут отличаться.
Как избежать ошибки: расскажите индивидуальную историю, покажите, что стоит за тренчем (может быть, он так и просится в шкаф романтичной натуры любительницы французской поэзии), кому подойдут эти джинсы (девушке, которая очень любит спать по утрам и ищет строгую модель для ежедневных походов в офис, к которой будет тянуться рука).
Инструкция: делаем выводы и запускаем первую маркетинговую кампанию
С ошибками разобрались. Пора приступать к действиям. Подготовили для вас подробную инструкцию, следуя которой, можно запустить первую уверенную маркетинговую кампанию даже с небольшим бюджетом.
- Определитесь с задачей, которую будет решать коммуникация. Имидж, узнаваемость, продажи — что важнее для вас именно сейчас, то и выбирайте. Примерно 50% усилий рекомендуется направлять на взращивание лояльности.
- Выстройте таргетинг, совпадающий с портретом вашей целевой аудитории.
- Продумайте и протестируйте несколько гипотез. Например, у вас есть два предположения: первое — ваш бренд подходит зумерам, которые интересуются западной культурой, второе — он понравится мамам в декрете.
- Поймите, в какие каналы вы пойдете. Например, SMM-контент хорошо справится с подогревом аудитории, ее первым знакомством с брендом и выстраиванием доверия, а Яндекс.Директ в зависимости от целей может помочь и с узнаваемостью, и с продажами. И обязательно уточняйте у платформ и подрядчиков, какая аналитика и обучающие материалы вам доступны в Личном кабинете (например, у Яндекс и ВК, Mindbox, amoCRM — существует много качественных и доступных продуктов).
- Вспомните про все доступные вам каналы — от собственных аккаунтов в социальных сетях до контактов одноклассников и однокурсников — неформальные коммуникации порой становятся бесценным ресурсом.
- Создайте план и следуйте ему, чтобы оценить эффективность проделанной работы. Не проанализировав полученные результаты, не переходите к новым идеям.
- Выберите реалистичный и подходящий под задачи KPI. Понимание того, что будет для вас критерием успеха, очень важно для оценки количественного результата.
- Внести все полученные контакты и продажи в CRM-систему, чтобы не потерять знание клиентов.
- Дайте шанс увлеченным сотрудникам: если у вас пока нет возможности собрать большой отдел или нанять сотрудников с огромным опытом, то не стоит опускать руки — интересующиеся и мотивированные сотрудники часто оказываются не менее эффективными. Но вот консультация с опытным ментором или топ-профессионалами области на разовой или регулярной основе поможет увидеть глобальную картину и предотвратить ошибки.
- Познакомьтесь с коммуникационными агентствами, которые давно помогают клиентам в вашей индустрии — они могу быть источником информации, экспертизы и отличными внешними членами команды.
Какие рекламные кампании брендов вызывали у вас одобрение, а какие — не понравились? Как думаете, почему?