Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Учить нельзя уволить: где поставить запятую


Люди — главный драйвер роста, и сегодня как никогда важно вкладываться в команду для устойчивого развития и конкурентоспособности бизнеса. На примере авторитейла поговорим о вызовах в найме и обучении персонала, а также о том, как превратить затраты на развитие сотрудников в выгодные инвестиции, помогающие наращивать финансовые показатели в эпоху технических и цифровых изменений.

Рынок растёт, людей всё меньше

Российский авторитейл переживает период трансформации. По сравнению с провальным 2022 годом, когда на фоне масштабных санкций многие международные концерны ушли из России, в 2023 году рынок сумел отыграть почти половину санкционных потерь. Вместо западных конкурентов пришли автоконцерны из КНР, и если ещё в феврале 2022-го китайским брендам принадлежало лишь 9% продаваемых в РФ новых автомобилей, то весной 2024-го показатель составил уже 60%. Исходя из текущих показателей, эксперты Авто.ру ожидают, что по итогам 2024 года в целом по стране будет зарегистрировано не менее 1,5 млн новых легковых автомобилей.

Резкий рост рынка и изменение его структуры — серьёзный вызов для бизнеса, особенно в условиях повсеместного кадрового голода. По информации от ВШЭ, нет ни одной отрасли и ни одной профессиональной группы, где за последние пару лет количество вакансий не превышало бы количество соискателей. Российскому авторитейлу не хватает специалистов для заполнения вакансий, а своих сотрудников становится труднее удержать. Например, автосервисам в России не хватает 150 тысяч механиков, но проблема есть и с выкупщиками, продавцами и даже с маркетологами.

Учить или искать

С учётом масштабных изменений на автомобильном рынке в полный рост встала необходимость повышать квалификацию работников. Вопрос: растить ли профессионалов внутри компании, вкладываясь в их развитие и обучение, или искать опытные кадры со стороны?

В Академию Авто.ру Бизнес часто поступают запросы от дилеров на уже готовых специалистов, которые прошли обучение самостоятельно. Но, будем честны, по сравнению с курсами по обучению, например, на IT-специальности сфера авторитейла привлекает гораздо меньше соискателей, готовых обучаться за свой счёт. Кроме того, важно помнить, что далеко не все обученные самостоятельно кандидаты подойдут компании с точки зрения личностных характеристик и будут разделять её ценности. Даже если такой сотрудник будет принят на работу, с большой долей вероятности он покинет компанию уже в течение первого года работы. Поэтому эффективнее подбирать единомышленников и делать из них профессионалов.

По результатам опроса hh.ru, большинство респондентов (73%) уверены, что во всех компаниях должна быть система обучения, и положительно относятся к работодателям, уже внедрившим её. Сотрудники верят в ценность обучения, и работа, обеспечивающая возможности для их роста, удовлетворяет их потребность быть конкурентоспособными. Однако это не значит, что, получив новые навыки, они тут же пойдут искать новые карьерные возможности, если у текущего работодателя есть выстроенный HR-бренд и грамотная система мотивации.

Ещё один аргумент в пользу обучения — повышение стоимости поиска. Помимо очевидных затрат на рекламу вакансии в стоимости найма важно учитывать такие издержки, как время на интервью, проведение проверок и анализ навыков, расходы на интеграцию и т.д. Таким образом, в среднем наём одного сотрудника обходится компаниям в сумму от 50 000 до 120 000 рублей (по данным Академии Авто.ру Бизнес).

И последний, но, вероятно, основной довод — качественно обученные сотрудники работают лучше. Однако для того, чтобы увидеть реальный результат, недостаточно разовых акций. Эффективное обучение должно быть адаптировано к потребностям бизнеса и проходить на регулярной основе, чтобы компания успевала за постоянно меняющимися технологиями и оставалась конкурентоспособной.

Курсы Академии Авто.ру Бизнес в офисе Яндекс: IT данные и аналитика Авто.ру при разработке обучения и решений для дилеров
Курсы Академии Авто.ру Бизнес в офисе Яндекс: IT данные и аналитика Авто.ру при разработке обучения и решений для дилеров

Академия Авто.ру Бизнес использует IT-решения Яндекса, большие данные и аналитику Авто.ру при разработке обучения и решений для дилеров

Академия Авто.ру Бизнес использует IT-решения Яндекса, большие данные и аналитику Авто.ру при разработке обучения и решений для дилеров

Как не потерять обученный персонал

Для многих руководителей основным барьером к комплексному, регулярному и системному обучению становится опасение потратить впустую ощутимые средства при уходе сотрудников из компании. Попробуем разобраться, как снизить риски.

Мотивация. Несмотря на общее понимание того, что обучение полезно и нужно, на деле не у всех сотрудников может быть реальная мотивация учиться, и, значит, наличие тренингов вряд ли станет фактором удержания. Навязать мотивацию извне не получится — необходимо работать над тем, чтобы у сотрудников сформировалась потребность в познании. В этом может помочь общая атмосфера в компании, где обучение — часть корпоративной культуры. Это выражается в том числе и в выделении времени и ресурсов — обучение в рабочее время, перераспределение нагрузки на время тренингов и т.п. В компании, которая действительно заинтересована в развитии персонала, люди работают дольше.

Индивидуальный подход. Обучение ради обучения не имеет смысла: общие тренинги для всех ведут к пустой трате денег и демотивируют сотрудников. Важно выявить пробелы в знаниях и навыках или обозначить интересные зоны для развития, потенциально выгодные для компании, и разрабатывать индивидуальные программы. Особенно важно применять такой подход для работников с потенциалом к росту и для редких специалистов. Если включить обучение в индивидуальные планы развития таких сотрудников, у них сложится понимание, как новые знания повлияют на их профессиональный рост, а понимание карьерного пути — серьёзный фактор удержания в компании.

Системность. Сделайте обучение регулярным. Редкие тренинги могут привести к тому, что заряженные новыми знаниями и умениями сотрудники захотят найти применение полученным навыкам в других компаниях. Если работа по обучению проходит регулярно, эффект новизны уйдёт, сотрудники привыкнут постоянно учиться, внедрять что-то новое в свою работу, повысится ценность компании как для текущих сотрудников, так и для новых сильных кадров на рынке. Не говоря уже о том, что системные тренинги повышают качество работы персонала и в целом позитивно сказываются на показателях компании.

HR-бренд. Удержание специалистов невозможно без сильного бренда работодателя. Это включает меры по повышению заработных плат, предоставление социальных пакетов, создание комфортных условий работы, благоприятной рабочей атмосферы, учёт интересов специалистов в выборе графика работы, возможности для карьерного роста и многое другое. Хорошее место работы, где есть атмосфера уважения, понимания и справедливости, — базовый фактор удержания обученных, квалифицированных специалистов, так как люди редко уходят из компаний, где им комфортно.

Договорные обязательства. За бизнесом всегда остаётся право заключить договор на возмещение оплаты услуг обучения, если сотрудник решит покинуть компанию раньше оговоренного срока. Однако не стоит злоупотреблять этим инструментом, так как это негативно влияет и на мотивацию к обучению, и на взаимоотношения между компанией и сотрудниками. Чаще всего такой договор воспринимается как кабала, что также скажется на качестве работы обученного специалиста.

Академия Авто.ру Бизнес имеет лицензию на образовательную деятельность, выдает удостоверения о повышении квалификации
Академия Авто.ру Бизнес имеет лицензию на образовательную деятельность, выдает удостоверения о повышении квалификации

Академия Авто.ру Бизнес имеет образовательную лицензию и выдает документы об обучении — удостоверения о повышении квалификации и сертификаты

Академия Авто.ру Бизнес имеет образовательную лицензию и выдает документы об обучении — удостоверения о повышении квалификации и сертификаты

Когда стоит искать, а не учить

Если сотрудник небрежно подходит к выполнению своих обязанностей, не справляется со сроками, важно разобраться в причинах. Личный разговор о мотивации сотрудника, его планах развития поможет понять, в чём суть проблем с производительностью. Имеет смысл договориться о пробном периоде с чётким и понятным обеим сторонам перечнем задач. Если по истечении срока не происходит улучшений, вкладываться в обучение не имеет смысла. Неэффективные сотрудники наносят ущерб не только финансовому состоянию компании, но и её внутреннему климату, репутации и общей производительности. И в этом случае нужно искать замену.

Также не стоит «переучивать» внутренних сотрудников для закрытия позиций в других отделах, пока работник подробно не ознакомится с функционалом новой должности. Дайте ему возможность провести несколько дней в другом отделе в качестве наблюдателя, чтобы сотрудник принял взвешенное решение о переходе. К сожалению, часто бывает так, что ради развития хорошего сотрудника подталкивают к деятельности, которая по факту оказывается ему не близка, и человек становится несчастлив на новой должности. Такие инвестиции в обучение также вряд ли принесут пользу компании, и в этом случае будет лучше закрыть позицию человеком не из компании, а сотрудника в штате развивать другим образом.

На что ещё обратить внимание

Исходя из текущей ситуации на рынке труда, запятую в фразе «учить нельзя уволить» в большинстве случаев стоит ставить после «учить». Но инвестиции в развитие принесут результат при следующих условиях:

  • системность и регулярность;
  • единообразие в программах и подходах;
  • привлечение качественного поставщика образовательных услуг с подтверждённой экспертностью;
  • преподаватели-практики;
  • возможность разного формата обучения — дистанционно и очно.

Это кажется очевидным, но важно напомнить, что у поставщика услуг должна быть лицензия на образовательную деятельность. Она подтверждает право на обучение по программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, без лицензии компании не имеют права выдавать документ об образовании.

В сфере авторитейла всем требованиям выше отвечает Академия Авто.ру Бизнес. Академия использует комплексный подход и предлагает обучение для сотрудников разного уровня и направлений, чтобы растить звёзд внутри компаний и достигать максимального эффекта для бизнеса.

Дарья Челядинова, руководитель Академии Авто.ру Бизнес
Дарья Челядинова, руководитель Академии Авто.ру Бизнес

Дарья Челядинова, руководитель Академии Авто.ру Бизнес на конференции для дилеров

Дарья Челядинова, руководитель Академии Авто.ру Бизнес на конференции для дилеров
Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дарья Челядинова
Дарья Челядинова

Как вы считаете, каким критериям должно отвечать эффективное обучение для бизнеса? Поделитесь в комментариях!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации