Время — самый ценный и важный ресурс для бизнеса. Сегодня потеря времени для предпринимателя соразмерна потере денег. В этом убедился и герой статьи Арсен Кошкарян — предприниматель, владелец трех кафе: одно кафе в городе с небольшой населенностью и два в городе покрупнее.
В статье Арсен делится личным опытом удаленной покупки коммерческой недвижимости, рассказывая, к каким результатам это привело.
Можно ли сэкономить время на оформлении недвижимости?
Привет! Я — «классический предприниматель»: основатель, собственник и управляющий в одном лице. Открыл и развиваю три своих кафе. Горячо люблю то, чем занимаюсь. В список Forbes пока не вошел, да и не планирую, но на жизнь хватает. Первое кафе открывал сам, хотя долго думал открыть по франшизе. Не прогадал, доход старался сразу вкладывать в развитие.
Спустя некоторое время понял, что достиг своего потолка. Задумался об открытии второго кафе в ближайшем небольшом городке. В итоге я его открыл, но работа с недвижимостью осталась в моей памяти навсегда.
Неоднократно сталкивался со сложностями: спорный характер прав на определенный объект, неправильное оформление прав. Я должен приезжать в МФЦ, тратить время на подготовку документов и очереди, применять все свои юридические навыки, которые успел наработать за время предпринимательства. А хотелось бы экономить время. Автоматизировать и оптимизировать этот процесс невозможно.
После очередных 5—6 часов, проведенных в дороге до МФЦ и обратно и в самом МФЦ, я подумал: а ведь сколько времени сэкономил бы обычный сервис или платформа по удаленному оформлению недвижимости. Любой, коммерческой или жилой.
И проблема у всех одна — колоссальная потеря времени. У инвесторов, предпринимателей, обычных людей, которые вынуждены отпрашиваться с работы или откладывать проекты.
После утомительной дороги домой начал изучать этот вопрос. Оказалось, компании с такими услугами уже есть. Но они были обычными посредниками: как будто просишь своих родственников или знакомых решить дела за тебя. Одна из контор отличалась: они предлагали готовое решение по электронной регистрации сделок. Обещали взять на себя все этапы сделки, от подготовки документов до сопровождения на финальной регистрации.
Я давно размышлял над открытием третьего кафе. Подумал, что ничего не теряю, и в итоге принял решение обратиться к специалистам.
Как начиналась удаленная сделка
Позвонив в выбранное агентство, я рассказал, что меня интересует электронная регистрация перехода прав собственности. Специалист ООО «АИФ „Капитал“» Елена Краснова подробно объяснила, как все будет реализовано. Удивило, что от меня не потребовали приезжать в офис, подписывать договоры, привозить документы. Все строго в удаленном формате.
Рассказываю подробно про каждый этап.
Этап 1: подготовка документов. Чтобы зарегистрировать права собственности, нужен стандартный пакет документов, о которых мне сообщили в агентстве: копия паспорта, СНИЛС, ИНН, решение руководителя о покупке объекта (это для юридических лиц). Менеджер также попросила приложить нотариальное согласие супруги продавца и платежное поручение о перечислении мной денежных средств.
Все эти документы были мной подготовлены в собственном офисе, прямо за рабочим столом. По моей просьбе нотариус выслала нотариальное согласие с sig-файлом (формат файла, который содержит электронную цифровую подпись). Все эти документы были отправлены менеджеру, что мне подтвердили спустя 5 минут после отправки.
Этап 2: получение ЭЦП. Мне приходилось слышать об электронной цифровой подписи (ЭЦП), но времени на ее оформление не было. Опять же, нужно куда-то ходить, что-то подтверждать. В итоге я получил ЭЦП, потратив не больше 20 минут своего времени.
Менеджер из агентства Capital-Credit уточнил удобное для меня время выезда курьера. На следующий день приехал курьер, подтвердил мою личность, рассказал про специальное приложение для подписания документов. После этого я стал гордым обладателем ЭЦП, которую не решался оформить несколько лет.
Этап 3: подписание документов. Все нужные документы подписал и сразу отправил их менеджеру в агентство. С удивлением обнаружил, что от меня больше ничего не требуется. Специалисты сами направляют их в Росреестр, избавляя меня от изучения непонятного для меня портала. Кстати, документы отправили в этот же день.
Этап 4: оплата госпошлины. Для этого использую уже привычный QR-код. Через несколько дней получаю письмо от Росреестра с подтверждением моих прав собственности.
Какой результат?
К деньгам, как и ко времени, я отношусь внимательно. После получения нужного мне результата решил заняться нехитрыми подсчетами: сколько в итоге я потратил времени на покупку помещения?
15 минут — разговор с менеджером агентства.
3 минуты — проверка и отправка документов по электронной почте.
20 минут — встреча курьера и получение ЭЦП.
Примерно 38—40 минут было потрачено на переоформление прав собственности. С учетом того, что я даже не выходил из офиса и параллельно решал обычные рабочие вопросы.
Помимо полученной услуги были и еще плюсы.
Сэкономил время. Не тратил его на поездки, пробки, ожидание в очередях, бесконечное донесение или перепроверку документов.
Не прерывал рабочий процесс. Следовательно, не терял свои деньги, не подводил сотрудников и партнеров.
Не становился экспертом по недвижимости. Мне не нужно было изучать тонкости и нюансы удаленного оформления сделок, все было сделано за меня.
Также для себя я отметил неплохую клиентоориентированность специалистов. Со мной поддерживали связь, отвечали на каверзные вопросы. Полезная штука для занятых людей, и особенно при дефиците времени.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие опасения у вас вызывает удаленная сделка? Расскажите в комментариях.