Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как предпринимателю заниматься нетворкингом: с чего начать и каких правил придерживаться


В течение жизни каждый из нас так или иначе занимался нетворкингом: когда заводил новых друзей, договаривался о помощи с близкими и даже незнакомыми людьми или оказывал услуги. Многие заводят связи с новыми людьми интуитивно. Но что если я скажу, что у нетворкинга есть правила, по которым заводить новые контакты будет легко и эффективно?

Я, Татьяна Курюкова — сооснователь бизнес-клуба Reforma. За несколько лет существования сообщества наша команда накопила большую экспертизу по построению социальных связей. Делюсь правилами, как заниматься нетворкингом эффективно.

Зачем нужен нетворкинг

Здесь можно сказать пафосные фразы о том, что связи — это эквивалент вашего физического капитала, и что правильные контакты в чатах Telegram приведут вас к успеху. Звучит красиво, но что с этим делать, — непонятно. Разберем на пальцах.

По словам Рида Хоффмана, самая ценная профессиональная информация часто находится в головах у других людей. Не у Google, книг или постов в блогах, а именно у людей есть информация, которая нужна вам, чтобы решить сложные задачи.

Представьте, что вы выбираете, в какой стартап или недвижимость инвестировать. Ошибка будет стоить миллионы рублей и месяцы потерянного времени. Но если в окружении есть надёжные люди из этих сфер, к которым вы можете обратиться за советом или помощью, время экономится, а риски совершения ошибки снижаются.

Конечно, окружение не может гарантировать вам, что стартап, в который вы вложитесь, будет успешным, но шансы значительно возрастут.

Как работает нетворкинг. Покажем на примере резидентки из нашего бизнес-клуба. Анастасия Ковалёва — основатель и CEO Jump.bio, попала в неприятную ситуацию. Ей нужно было переплатить 600 000 ₽ по ошибке маркетплейса. Она поделилась проблемой в нашем клубе. И один из резидентов предложил помощь: он обратился к своим знакомым, которые работают в структуре маркетплейса, и попросил их разобраться в ситуации. В итоге проблему решили за несколько часов и Анастасии не пришлось переплачивать эту сумму.

По каким правилам работает успешный нетворкинг

Нетворкинг — не просто общение, это развитие сети полезных знакомств. Но как превратить знакомства в сеть полезных бизнес-связей? Есть три правила.

Превратите нетворкинг в системный процесс. Чтобы иметь красивое и здоровое тело, недостаточно ходить в спортзал пару раз в год. Также работает и нетворкинг. По словам предпринимателя и автора книги «Богатый папа, бедный папа»‎ Роберта Кийосаки, самые богатые люди в мире создают сети, а все остальные учатся искать работу.

Нетворкинг — это всегда результат системного труда, а не везение или случайность. Как и любое другое дело, он начнет приносить результаты, если заниматься им регулярно. Чтобы превратить нетворкинг в системный процесс, к нему стоит относиться, как к регулярной задаче. Выделите в своём рабочем графике 4-10 часов в месяц, которые вы потратите на работу со своей текущей базой контактов и на приобретение новых.

Используйте разные источники приобретения новых знакомств и посещайте 1-2 мероприятия в месяц. Чаще всего в качестве площадки для нетворкинга предприниматели выбирают отраслевые конференции и нетворкинг-сессии. Это рабочие инструменты, но на самом деле вариантов, где знакомиться с другими предпринимателями и топ-менеджерами, намного больше.

Бизнес-школы. В них идут не только за степенью MBA, но и за нетворкингом. Топ-5 бизнес-школ в России:

  • Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС;
  • Московская школа управления «Сколково»‎;
  • Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург);
  • Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург);
  • Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС.

Бизнес-сообщества. В них вступают, чтобы познакомиться с другими владельцами компаний, перенять чужой опыт или найти себе наставника. Сообщества бывают открытые и закрытые, платные и бесплатные. В некоторые клубы можно попасть только в результате отбора по минимальному обороту и доходу или после собеседования.

Плюс бизнес-сообществ в том, что их участники легче и быстрее устанавливают прочные отношения из-за того, что регулярно пересекаются на разных событиях, неформальных вечеринках и вместе ездят в путешествия.

Бизнес-завтраки. Хороший способ совместить приятное с полезным. Как правило, на бизнес-завтраках есть один или несколько выступающих, которые дают лекцию или рассказывают о своих кейсах, и, конечно же, есть время для свободного общения между участниками. Как правило, бизнес-завтраки организовывают сообщества для своих участников, но бывают и открытые завтраки. Подобные мероприятия всегда можно найти в своем городе.

Сообщества премиальных видов спорта и развлечений. Например, гольф-клубы, секции большого тенниса или конного спорта. Подобные занятия — недешёвые хобби, требующие времени. Поэтому, как правило, такими хобби увлекаются предприниматели, политики и управленцы. Плюс этого способа в том, что в подобных местах заводить знакомства гораздо легче из-за того, что с любым возможным собеседником у вас есть общий интерес.

Организация собственных ивентов: конференций, воркшопов, мастер классов. Если вы организатор, то вас знают многие участники, а нужные люди будут сами подходить знакомиться. А ещё можно сделать ивент по теме, в которой вам нужны специалисты: пригласить лидеров ниши в качестве спикеров или участников и законнектиться с ними на этой почве.

Однако минус всё же есть: нужно потратить много ресурсов: денег, времени и нервов, чтобы сделать крутое мероприятие. Если организация ивентов — не ваша основная деятельность, то проводить мероприятия получится от силы пару раз в год.

Бонусный совет: развивайте соцсети и сделайте их своей визитной карточкой

Александр Цыпкин — известный писатель и PR-менеджер начал вести блог в Facebook, когда переехал из Санкт-Петербурга в Москву. В нём он писал весёлые и циничные истории про жизнь россиян. Этот ход позволил ему не только привлечь внимание московской аудитории, но и вылился в карьеру писателя. Первые публикации Александра заметило издательство и предложило сделать из них книгу. Сейчас у Цыпкина несколько книг, по его рассказам снимают сериалы и эпизоды фильмов.

Цельтесь в глубину и качество общения. Бытует мнение, что нужно ходить по конференциям, много общаться, раздавать свои визитки, и тогда на вас как из рога изобилия посыпятся клиенты, партнёры и решения всех ваших задач. К сожалению, так не бывает.

Экс-президент компании Ford и председатель правления Chrysler Ли Якокка говорил, что тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают.

Не будем так категоричны, как Ли Якокка, но также не будем недооценивать важность его слов. Чтобы получать эффективные результаты от нетворкинга (например, решать серьезные задачи и получать помощь в сложных ситуациях), вам нужно развивать глубокие доверительные отношения с людьми. Поверхностные связи не принесут особой пользы. Вряд ли вы стали бы помогать деньгами и другими ресурсами малознакомому человеку, с которым у вас не выстроены близкие отношения. Поэтому лучше иметь несколько десятков глубоких контактов, чем сотни поверхностных.

С чего начать разговор и как «утеплить» контакт с человеком

Обычно знакомства начинают с краткого интро о себе: неважно очная это встреча или переписка в мессенджере.

Интро — это краткая самопрезентация, в которой за 30-60 секунд нужно ёмко рассказать о себе и своем опыте. Высший пилотаж — зацепить собеседника уместной шуткой или комплиментом.

Часто люди проговаривают интро экспромтом прямо во время знакомства. Если интро не подготовить заранее и не отрепетировать, то можно разволноваться и забыть рассказать о себе что-то важное. Поэтому советуем подготовить его заранее и использовать при удобных случаях — достаточно следовать простой формуле:

  1. Кто я.
  2. Чем я занимаюсь и почему посвятил себя этому.
  3. Зачем я здесь.
  4. Как и чем я могу быть полезен.
  5. Шутка, хобби или интересный факт о себе.
Пример хорошего и плохого рассказа о себе
Пример хорошего и плохого рассказа о себе

Хороший и плохой пример интро при знакомстве

Хороший и плохой пример интро при знакомстве

В первом примере Марк презентовал свою пользу для остальных, ничего не требуя взамен, подробно рассказал о своих услугах и в конце добавил факт о себе. Во втором интро слишком короткое и продающее.

Американский педагог и писатель Дейл Карнеги писал, что вы можете заключить больше сделок за два месяца, проявляя интерес к другим людям, чем за два года, пытаясь заинтересовать людей собой.

Следующий шаг — «утеплить» связи с новыми знакомыми.

Не пропадайте после мероприятия — напишите новым знакомым на следующий день. Например, отправьте статью или видео, связанную с бизнесом вашего собеседника или с темой, которую вы обсуждали.

Как продолжить общение после бизнес-встречи
Как продолжить общение после бизнес-встречи

Как может выглядеть переписка с человеком после знакомства на мероприятии

Как может выглядеть переписка с человеком после знакомства на мероприятии

Находитесь в информационном поле тех людей, с которыми хотите установить более глубокие отношения. Например:

  1. Приглашайте их на формальные и неформальные встречи, чтобы получить возможность ещё раз пообщаться вживую и найти новые точки соприкосновения.
  2. Окажите знак внимания: подарите билеты на футбольный матч или в театр или сделайте подарок, связанный с вашим бизнесом — этот шаг советуем делать в том случае, если между вами уже сложились доверительные отношения.
  3. Подпишитесь на соцсети, оставляйте лайки и комментарии под постами.

Оставайтесь искренним — это универсальное правило.

Выполняйте все эти действия только с теми людьми, которые вам действительно интересны. Это залог успеха!

Предложите помощь и поделитесь контактами. Пригласите на ланч или ивент. Больше всего сближает совместная деятельность, преодоления и трудности: поход в горы, спортивные состязания, совместное проживание, отпуск семьями, рабочий проект.

Если вы выполняете все эти действия, но чувствуете, что от человека нет отклика три и более раз — начинайте постепенно отдаляться, чтобы не тратить ваше время и время вашего знакомого зря.

Сделайте нетворкинг образом жизни

Для кого-то нетворкинг — это способ продвижения по карьерной лестнице, для других — возможность для развития бизнеса. Нетворкинг может стать эффективным инструментом для решения самых разных задач: он может помочь двигаться по карьерной лестнице, развивать бизнес и решать бытовые вопросы. Никогда не знаешь, когда на пути встретится толковый специалист или будущий партнёр по прибыльному стартапу.

Еще раз зафиксируем маленькие шаги, которые можно сделать уже сегодня для развития сети полезных бизнес-контактов:

  1. Выделите в своем рабочем графике время на нетворкинг и не занимайте его другими рабочими делами.
  2. Выберите пару мест, где вы можете знакомиться с новыми людьми и посещайте их хотя бы 1-2 раза в месяц.
  3. Поработайте со своей текущей базой контактов: проанализируйте, с кем вы бы хотели «утеплить» связи, а с кем пора разорвать отношения, и предпримите шаги в эту сторону.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Татьяна Курюкова
Татьяна Курюкова

Расскажите о вашем самом судьбоносном знакомстве в бизнес-сфере. Как вы познакомились и чем вам помог этот человек?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации