В условиях постоянных изменений и внедрения новых технологий компаниям необходимо адаптироваться. В этом процессе ключевую роль играют специалисты с актуальными знаниями и навыками. А значит, обучение становится не просто необходимостью, а стратегическим инструментом, позволяющим справляться с новыми вызовами рынка. Кроме того, оно способствует повышению лояльности к компании и открывает перспективы для профессионального роста каждого сотрудника.
О том, как организуется корпоративный профессиональный апгрейд, рассказывает Дина Мунасыпова, директор HR-департамента компании-девелопера TOUCH.
Корпоративное обучение: цели и задачи
Мотивированные специалисты, оперирующие такими современными инструментами, как BIM-технологии, или владеющие навыками ведения переговоров и тайм-менеджмента, — это залог роста компании, достижения ее целей. Однако не каждый работник при трудоустройстве уже имеет нужный багаж. И тогда на помощь приходит корпоративное обучение.
Мы инвестируем значительные средства в профессиональное развитие, так как понимаем его важность и для нас, и для наших сотрудников. Это довольно быстро приносит положительные результаты и экономит много времени за счет внедрения обучающих курсов прямо на рабочем месте. С помощью занятий по повышению квалификации мы увеличиваем продуктивность каждого члена команды.
Кроме того, инвестиции в обучение способствуют привлечению и удержанию высококвалифицированных кадров. Для таких профессионалов обучение — это естественная потребность в развитии. Этот современный тренд особенно важен для поколения Z, или зумеров, — “цифровых” людей, родившихся в конце девяностых — первом десятилетии двухтысячных и активно наполняющие рынок труда. Им свойственна повышенная потребность к саморазвитию и быстрому потреблению информации. Поэтому, ощущая заботу руководства и свою значимость, общность ценностей с компанией, они чувствуют дополнительную мотивацию. А это особенно важно в условиях острого кадрового голода последних лет, особенно в реальном секторе экономики.
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Раз в неделю
Как вести бизнес в России
Самые важные бизнес-новости, разборы законов и пошаговые инструкции для развития вашего дела
Раз в две недели
Мероприятия для бизнеса
Анонсы вебинаров, конференций и других событий для предпринимателей
Раз в две недели
Как зарабатывать на маркетплейсах
Новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Раз в две недели
Рассылка для бухгалтеров
Новости и советы, которые помогут упростить работу и больше зарабатывать
Апгрейд сотрудников: инструментарий
Каждый август мы начинаем разрабатывать программу обучения, составляем план-график мероприятий и формируем бюджет на следующий год. У нас есть онлайн-календарь под названием Brain TOUCH, куда входят полезные и интересные события, участие в которых планируем заранее. Сотрудники могут записываться на различные обучающие курсы и семинары.
Также можно зарегистрироваться на мероприятия, которые выходят за рамки нашей профессиональной деятельности. Это могут быть онлайн-конференции, выставки, форумы регионального или федерального масштабов.
Участие в таких событиях дает возможность нашим сотрудникам оставаться в курсе новых трендов и актуальных тем. Это не только расширяет их кругозор, но и способствует обмену опытом с коллегами из других отраслей, что влечет генерацию новых идей и инноваций в нашей работе.
Организация обучения в TOUCH: делимся опытом
В процессе анализа потребностей нашей организации мы использовали несколько методов, включая опросы сотрудников, интервью с руководителями отделов и мониторинг производительности команды.
С помощью этих мероприятий мы выявили ключевые слабые стороны, которые требовали внимания и улучшения. Также провели тщательный отбор образовательных программ, которые соответствовали нашим требованиям и ожиданиям. В результате были разработаны наши собственные учебные программы, состоящие из двух основных блоков: электронные курсы и очные занятия. Они направлены и на быструю адаптацию новых сотрудников, и на повышение квалификации действующих специалистов.
Электронные курсы позволяют сотрудникам проходить обучение в удобное для них время и в комфортном темпе, что особенно важно в условиях динамичной рабочей среды. Очные занятия, в свою очередь, будут способствовать более глубокому взаимодействию между участниками, обмену опытом и практическому применению полученных знаний.
Электронные курсы по адаптации. Для упрощения процесса интеграции новых работников в рабочую среду мы применяем онбординг. Этот комплекс мероприятий включает в себя ознакомление с должностными обязанностями, погружение в корпоративную культуру и понимание продукта. Такой подход не только ускоряет адаптацию, но и формирует лояльность и вовлеченность сотрудников с первых дней работы.
Например, совместно с нашими BIM-специалистами и сметчиками мы разработали электронные мини-курсы по работе с различными программами, такими как система Larix для сметного отдела. Он позволяет новым сотрудникам быстро освоить работу с этим ПО. Также в кадровом отделе была внедрена автоматизированная система для управления отсутствиями и отпусками, и мы создали соответствующий электронный курс, в котором пошагово объясняется, что нужно сделать работнику, если он планирует взять отпуск или заболел. Продолжительность таких курсов от 15 минут до 3 часов.
Очные курсы по повышению квалификации. Анализируя обучающие программы и мероприятия, существующие на рынке, мы пришли к выводу, о необходимости создания собственных курсов, которые ориентировались бы на наших сотрудников и учитывали особенности компании.
Одним из ключевых преимуществ таких курсов стало привлечение собственных ресурсов разработки обучающих программ. В отличие от внешних экспертов, свои специалисты четче понимают повседневные реалии и задачи, глубже вовлечены в проект, знакомы с корпоративной культурой и нюансами работы. Благодаря этому спикер может более предметно взаимодействовать с аудиторией и наиболее эффективно доносить до нее, как применять полученные знания именно в нашей специфике.
В результате мы разработали ряд курсов, отвечающих нашим потребностям, включая тайм-менеджмент, техники ведения переговоров, деловое общение и командообразование. В месяц проходит две программы для наших сотрудников.
Организация собственного курса по тайм-менеджменту. Проведенный предварительный анализ зон, требующих проработки, показал, что одной из наиболее актуальных проблем является организация рабочего времени. Этот аспект особенно важен для организации работ на строительных площадках. Стройка предполагает динамичное течение множества производственных процессов, совершаемых одновременно рабочими различных специальностей. Чтобы связать все эти процессы в единый эффективный механизм, критически необходимо соблюдение точных таймингов работ.
От соблюдения графика зависят не только сроки и качество строительства, но и безопасность людей. Поэтому умение правильно планировать и четко соблюдать план работы — это действительно сложная задача для каждого работника, решить которую помогает наш курс.
Курс по тайм-менеджменту был создан нами с учетом этих потребностей. Он проходит в формате тренинга с лекцией и практическими занятиями. Длительность тренинга составляет 1-2 дня в зависимости от рабочей загрузки наших «студентов».
В первую очередь организовали обучение для руководителей, затем адаптировали его для офисных специалистов и работников, занятых непосредственно на стройке.
Результатом внедрения курса стала более продуктивная организация рабочего процесса. Мы наблюдаем, что обученные работники в целом лучше расставляют приоритеты, спокойнее реагируют на новые задачи и выполняют их в установленные сроки.
Также обязательно собираем обратную связь, чтобы оценить эффективность и полезность проведенного обучения и вовремя внести коррективы при обнаружении слабых мест.
Сложности, с которыми мы столкнулись при реализации курса. Основным вызовом оказалось проведение тренингов для строителей, непосредственно занятых на строительных площадках. Эта группа сотрудников является довольно консервативной и не всегда разделяет необходимость прохождения мероприятий по профессиональному развитию, если они не касаются напрямую их функционала.
Кроме того, столкнулись еще с одной проблемой при организации обучения. Мы стремимся проводить все занятия в рабочее время, но на стройплощадке не может быть простоев. В итоге нам пришлось оптимизировать график работы и вместе с участниками тренинга найти подходящее время для проведения обучения, которое устроило бы всех.
Библиотека TOUCH: культура самостоятельного обучения
В рамках образовательной политики мы решили создать собственную небольшую библиотеку TOUCH. Закупили литературу, соответствующую темам наших курсов, и разместили в офисе в свободном доступе. Сотрудники активно читают книги, делятся своими впечатлениями и даже генерируют новые идеи для улучшения рабочих процессов.
Наш опыт показывает, что такое инвестирование в развитие сотрудников создает устойчивую команду, способную эффективно реагировать на изменения. В свою очередь, это способствует созданию культуры непрерывного обучения, формирует позитивный имидж работодателя, что является важным фактором не только в привлечении и удержании талантов, но и позволяет укрепить позиции компании на рынке.
А проводится ли обучение в вашей компании и если да, то чему учат и как устроен процесс?